Цель урока: создать условия для позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе и хозяйству родного края.
Задачи:
- Сформировать представления об отрасли сельского хозяйства - животноводство;
- Познакомить с отраслями животноводства;
- Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе ранее полученные знания, умение слушать и слышать друг друга;
- Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в родном крае;
- Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах;
Оборудование: учебник “Окружающий мир”, автор А.А. Плешаков, рабочие тетради по окружающему миру, автор А.А. Плешаков, атлас Омской области, физическая карта Омской области, мультимедийный проектор, презентация “Животноводство Омской области”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Пролетела перемена,
Вот позвал звонок всех в класс.
Ждет дискуссия и тема
На уроке нас сейчас.
Тренинг. (Проговаривание хором).
Мы умные, мы разумные.
Мы сегодня трудимся –
Все у нас получится!
Коррекционная разминка.
-Уточним наш адрес.
(Договаривают хором).
Наша планета... (Земля).
Наша страна... (Россия).
Столица нашего государства... (Москва).
Наша область... (Омская).
Наши соседи... (Томская, Тюменская, Новосибирская области, Казахстан).
Наша река... (Иртыш).
Наш город... (Омск).
Школа-... (интернат №2).
Класс... (4Б).
- Почему мы изучаем природу, наш край?
- Что нам поможет в изучении природы?
III. Актуализация знаний.
- Выполнить тест в тетради “Проверь себя”, автор А. А. Плешаков, стр.50-51.
IV. Целепологание и мотивация.
Слайд 1. Тема урока: “Животноводство”.
- Какие задачи мы поставим на уроке?
Слайд 2. Узнаем, какие... (отрасли животноводства есть).
Будем развивать... (интерес и мышление).
Учимся работать... (в группах).
- Как называются животные, за которыми ухаживают люди?
- Всегда ли животные были домашними? Что вы об этом знаете?
Крупный рогатый скот был одомашнен примерно 9000 лет назад. Этих животных высоко ценили за то, что их можно было использовать для работы (они перевозили тяжелые грузы), а также за молоко и мясо, которое они давали. Со временем фермеры вывели породы КРС, предназначенные только для мяса).
- Когда-то в прошлом все животные на земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, но и вывели множество новых пород.
Слайд 3. В настоящее время еще одной отраслью сельского хозяйства является животноводство.
- Что обозначает слово “животноводство”? Найдите толкование в словаре С. Ожигова.
Чтение. “Животноводство - это большая отрасль; она делится на несколько частей”.
- Об этом и пойдет наш разговор на уроке.
- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете, почему? С чем это связано? Чтобы точнее ответить на данный вопрос, мы поработаем в группах. Повторим правила работы в группе.
Слайд 4. Правила поведения на коллективных занятиях.
- Не перебивай товарища в ходе его высказывания. Умей слушать.
- Не отвечай на возражения в категорическом тоне. Это мешает вашему диалогу.
- Если у тебя существуют какие-то предубеждения по отношению к товарищу, надо стремиться их преодолеть.
- Не спеши с ответом, пока не разберешься в существе вопроса. Задай вопрос на понимание: “ Правильно ли я вас понял...”.
- Разговор должен идти только о предмете задания (по существу).
- После беседы поблагодари партнера.
- Научился сам, научи другого. Обучая других – учишься сам.
- Говори вполголоса, но не шёпотом.
- Хочешь задать вопрос, подними руку.
V. Работа над новой темой.
- Поработайте с материалом учебника, атласом, дополнительными источниками, составьте рассказ по плану:
Слайд 5.
1. Название отрасли.
2. Чем занимается отрасль, что дает она хозяйству, стране, особенности данной отрасли?
3. Получила ли эта отрасль развитие в нашем крае?
VI. Физкультминутка.
VII. Работа в группах. Первоначальное обсуждение. Представление сообщений, слайдов. Работа с атласом Омской области и в рабочих тетрадях. Показ на карте Омской области.
Слайд 6. В летнее время коровы с телятами пасутся на лугу, с закатом пастухи загоняют их в хлев. Доят коров 2-3 раза в день. В сутки корова может дать 20-25 литров молока, в год- до 5000 литров. А теленок может выпить в день 10-12 литров.
Слайд 7. Какие бывают фермы? В США и Мексике огромные фермы носят название ранчо. На них выращивают лошадей и коров. Фермеров Северной Америки называют ковбоями. Само слово “ковбой” переводится с английского как коровий мальчик-пастух. В Аргентине огромные стада пасут всадники-гаучо. В Бразилии ферма называется фазендой. В Южной Америке разводят страусов, в Новой Зеландии - овец. Их там в 2 раза больше, чем людей. На севере России существуют фермы, где разводят песцов. А на некоторых фермах Азии и Америки выращивают даже крокодилов.
Слайд 8. Козы и овцы дают в день около 3 литров молока. В этом молоке очень мало жира, и вкус его нравится не всем. Козье молоко питательнее коровьего. Его полезно пить маленьким детям. Из овечьего и козьего молока делают острые соленые сыры, например брынзу. Сегодня 90% молока в мире получают от коров, но так было не всегда. Долгое время источником молока и молочных продуктов были козы и овцы, которые могли кормиться растительностью в местах, слишком засушливых для коров. Молоко коз и овец, как и молоко других животных – верблюдов, буйволов, яков, лам и северных оленей, - по-прежнему используется и сегодня, хотя меньше, чем коровье.
Слайд 9. Свиней разводят из-за их мяса и жира, им дают очень много корма, и они проводят большую часть времени за едой. Поросята, которые при рождении весят 2кг, могут меньше чем за полгода достичь 90 кг веса. Свинью в загоне ни в коем случае нельзя кормить с рук. Она может откусить пальцы. Считается, что свиньи очень неразборчивы в еде. Но если в корм случайно попадает гвоздик или стеклышко, свинья его оставит на дне кормушки, тщательно облизав.
Слайд 10. В одном улье трудятся тысячи пчел. Одни делают воск, из которого строятся соты – шестигранные ячейки, куда другие пчелы откладывают яйца и собирают мед. Есть пчелы, которые наводят чистоту и вентилируют улей, быстро взмахивая крылышками. Пчелы – охранники охраняют улей от непрошенных гостей. Стенки улья пчелы обмазывают особым клейким веществом – прополисом. Из него люди делают лекарства.
- В список отраслей животноводства можно еще добавить несколько.
Слайд 11. Коневодство. В Омской области в Марьяновском районе есть племенной конезавод.
Слайд 12. Рыбоводство. Таврический рыбопитомник. Кого разводят в рыбопитомниках?
Слайд 13. Кролиководство. Некоторые фермеры и подсобные хозяйства.
Слайд 14. Звероводство. Зверофермы в Тарском, Муромцевском, Большереченском, Саргатском, Называевском, Любинском районах. Кого разводят на зверофермах Омской области?
Слайд 15. На экране появляется таблица.
Сельское хозяйство | |||||||||
растениеводство | животноводство | ||||||||
Разведение крупного и мелкого рогатого скота | свино- водство |
Птице- водство |
рыбо- водство |
кролико- водство |
коне- водство |
Олене- водство |
Зверо- водство |
пчело- водство |
|
Молочная корова | Крупная белая свинья | куры | карп | ||||||
Мясная корова | Кемеровская свинья | гуси | Белый амур | ||||||
Мясомолочная корова | утки | Толсто- любик |
|||||||
овцы | индюки | ||||||||
Тонкорунная овца | Индо- утки |
||||||||
козы | Страу-сы |
VIII. Физкультминутка.
IX. Обобщение.
- Какие отрасли животноводства в Омской области?
- Почему существуют особенности развития животноводства в разных краях, областях нашей страны?
- Какой вывод мы можем сделать?
X. Разгадывание кроссворда “Животноводство”.
Слайд 16.
- Разгадайте кроссворд. В выделенной горизонтальной полосе получим отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашнего скота.
- Отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, гусей, уток, индеек. (Птицеводство).
- Человек, ухаживающий за пчелами. (Пчеловод).
- Родственник зайца. (Кролик).
- Он в мундире ярком,
шпоры - для красы.
Днем он – забияка,
поутру-часы. (Петух). - Доктор животных. (Ветеринар).
- С бородой, а не старик,
с рогами, а не бык,
не конь, а брыкается,
доят, а не корова,
с пухом, а не птица, - лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза).
- Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья).
- Посреди двора стоит копна, спереди-вилы, сзади-метла. (Корова).
- Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже полицейским. (Лошадь).
- Человек, который сопровождает животных на пастбище. (Пастух).
- Человек, занимающийся разведением скота. (Зоотехник).
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца).
- Как называется шерсть овцы? (Руно).
В выделенной строке читаем слово “животноводство”
XI. Подведение итога урока. Рефлексия.
- Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Смогли ли мы их выполнить? Что мы делали, чтобы достичь своих целей?
Слайд 17. Смотрим на слайд и подводим итог.
- Чью работу вы хотели бы сегодня отметить?
XII. Домашнее задание.
- Выполнить задания №2, №3 на стр.53-54 в тетради “Проверь себя”.