1. Краткая история храма Христа Спасителя.
В 1812 году Россия пережила очередное испытание. В страну вторглись войска французского императора Наполеона, подчинившие себе до этого половину Европы. Армию Наполеона разбили и изгнали из пределов России, но эта победа досталась очень дорогой ценой: десятки тысяч воинов полегли на полях сражений. Практически дотла была сожжена Москва – бывшая столица России, место коронации императоров и второй по величине город страны.
В декабре 1812 г. генерал армии М.А.Кикин вспомнил о традиции возводить храмы в честь великих побед и в память павших воинов. Он поделился своей идеей с приближённым к Александру I адмиралом А.С.Шишковым, а тот уже донёс её до императора. 25 декабря 1812 г. царь издал высочайший Манифест о построении в Москве церкви, признанной стать памятником героям Отечественной войны 1812 года.
Из Манифеста Александра I от 25 декабря 1812 года:
“В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время”.
В 1814 г. объявили конкурс на проект храма Христа Спасителя. В нём участвовали такие уважаемые архитекторы, как Д.Кваренги, А.Н.Воронихин и В.П.Стасов. Спустя год назвали победителя – им оказался 28-летний потомок выходцев из Швеции Карл Магнус Витберг, впоследствии принявший православие с именем Александр Лаврентьевич. Предполагалось, что новый храм будет готов к освящению через 10-12 лет.
Первоначально храм Христа Спасителя планировалось возвести на Воробьёвых горах, тогда не входивших в черту Москвы. Доводов для этого решения было несколько. Александр I считал, что храм должен располагаться за пределами Москвы, ибо “в городе нет достаточно места”. Воробьёвы горы к тому же располагались между Смоленской дорогой, по которой неприятель входил в Москву, и Калужской дорогой, по которой он покидал её.
В основе замысла А.Л.Витберга лежал философско-религиозный план “тройственного храма”, соединяющего в себе “храм тела, храм души и храм духа”. Символизировавшие его части должны были возвышаться друг над другом по вертикали.
Нижнюю часть, в честь Рождества Христова, следовало сделать в форме гроба и разместить под землёй. Там предполагалось высечь имена воинов, павших в войне 1812 года.
Средний храм, в честь Преображения Господня, символизировал бы смешение света и тьмы в человеческой душе. Его А.Л.Витберг видел в форме креста, по периметру которого он хотел поставить множество статуй. Наконец, верхний храм, в честь Воскресения Христова, зодчий замыслил сделать круглым.
При встрече с автором проекта царь сказал: “Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили мои мысли об этом храме...И вот я рассматривал до двадцати проектов, ...но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить”.
Общая высота собора, согласно проекту, достигала 237 метров от подножия горы до креста, а высота наземной части составляла 170 метров. Если бы этот храм был возведён, он стал бы самым высоким зданием своего времени в мире (например, высота собора святого Петра в Риме – 141,5 метра).
12 октября 1817 г. в присутствии Александра I торжественно заложили первый камень в основание храма. На возведение собора из казны выделили 16 миллионов рублей (кроме того, существовали ещё и народные пожертвования). Стройка шла 8 лет, однако за столь продолжительное время не удалось закончить даже нулевой цикл. Специальная комиссия выяснила, что растраты достигали миллиона рублей.
Едва в конце 1825 г. на престол взошёл Николай I, строительство храма остановили из-за недостатков почвы. Одновременно А.Л.Витберг и его команда были обвинены в растратах и отстранены от работ. В 1831 г. император объявил, что храм Христа Спасителя будет строиться по новому проекту, авторство которого принадлежало К.Тону.
Архитектор К.Тон смешивает монументальную классику с древнерусской самобытностью. Интересно, что когда он представил на конкурс свой проект храма Христа Спасителя в Москве, Академия художеств его отвергла, заявив, что храм следовало бы возвести в “классическом изящном стиле”. Но в дело вмешался сам император и поддержал проект К.Тона. Николай I особенно подчёркивал важность возведения храма только из отечественных материалов и только силами российских мастеров. В новом стиле Николай I увидел зримое воплощение триады “православие, самодержавие, народность”. Царь лично определил новое место для собора: улица Волхонка, в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Все постройки близ будущего храма подверглись безжалостному сносу. Подобная судьба постигла и основанный ещё в XVII веке Алексеевский женский монастырь, переведённый в Красное село.
В Москве народ говорил: горе работникам, которые коснутся Алексеевского монастыря – и что же? В первый день, при огромной толпе работник, снимая крест, сорвался и расшибся вдребезги! По Москве пошёл слух, что игуменья обители предрекла храму недолгий век на этом месте. Это пророчество многие вспоминали спустя 100 лет, когда храм разрушили. Но в эпоху Николая I Павловича, за свою суровость прозванного “Палкиным”, никто не смел ему перечить. И 26 августа 1837 г., в день 25-летия Бородинского сражения, состоялась торжественная закладка собора.
Возведение главного храма Москвы началось 10 сентября 1839 г. Его сооружение обошлось казне примерно в 15 миллионов рублей. В отличие от “храма Витберга”, “храм Тона” финансировался только из государственных средств. Строительство можно разделить на 3 этапа:
- на первом (примерно до 1850 г.) основное внимание уделялось фасадам.
- на втором (1846 – 1863 гг.) – украшавшим их скульптурам.
- на третьем (1860 – 1880 гг.) – росписи стен.
Размеры храма были огромны. Высота 103 м, площадь 6805 м?, диаметр центрального купола 25,5 м. До 10 000 молящихся вмещались в нём. А высота его настолько значительна, что под купол свободно поместилась бы колокольня Ивана Великого. Храм был виден с многих, даже отдалённых мест Москвы. Иногда на фоне неба совершенно неожиданно вырастали его мощные золотые купола.
Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны портал и образующий таким образом равноконечный крест. Фасад одинаков со всех четырёх сторон. Всё здание увенчано пятью главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и придаёт единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит на 8-гранном основании и обведена, словно венцом, рядом красивых столбиков, соединённых арками, под которыми через одну пробиты окна. Всё же здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и 36 над хорами. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и порталов образуются двойные стены, а между ними – коридор, идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры.
Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами. Все входные двери выполнены их бронзы и украшены изображениями святых. Паперти и каменные ступени выполнены из финляндского гранита тёмно-красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма.
Каменные и кирпичные работы длились до 1850 г. В 1849 г. был готов свод большого купола, спустя год – своды малых куполов. В 1853 г. завершили внешнюю облицовку здания и приступили к монтажу глав и металлических крыш. Параллельно шло изготовление горельефов для арок порталов и скульптурных композиций для установки в углах собора. Были изготовлены 12 дверей храма. В 1860 г. с храма сняли леса. Были подготовлены стены храма для росписей, авторами которых были В.И.Суриков, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин. К 1881 г. завершились работы по устройству набережной, отделка площади-террасы вокруг храма, установка наружных фонарей. Таким образом, строительство храма продолжалось почти полстолетия.
В 1880 г. император Александр II утвердил официальное название собора – кафедральный во имя Христа Спасителя собор. Престольным праздником храма было Рождество Христово, отсюда и второе его название – собор Рождества Христова.
К 1882 году храм был готов, но освящение его совершено в год коронации Александра III. 15 (27) мая 1883 г. в Москве прошла коронация императора. Спустя 11 дней, 26 мая (7 июня) 1883 г. в присутствии царя, императрицы Марии Фёдоровны и цесаревича Николая Александровича, других членов царствующего дома, иностранных принцев, дипломатического корпуса митрополит Московский Иоанникий (Руднев) освятил собор, после чего в нем отслужили первую литургию. Эта дата и считается официальным днём открытия храма Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя явился не только прекрасным произведением искусства, но и незаурядным примером применения передовой инженерной науки. Многие решения К.Тона были уникальными в строительной практике того времени: и монолитный фундамент; и металлическая сетка, дававшая зазор между штукатуркой и стеной для циркуляции воздуха и защиты росписей; специальная система громоотводов; и первые в Москве лампы Яблочкова, поставленные перед храмом и возбуждавшие неописуемое удивление публики.
Замечательной чертой храма было и то, что он является не только церковью, но и мемориальным музеем, для которого была построена двухэтажная сводчатая галерея, шедшая по периметру всего здания. В галерее находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров.
На досках приводились даты и описания сражений, имена командующих войсками, названия воинских соединений и частей народного ополчения, перечень народных пожертвований. Были там также тексты главных документов Отечественной войны 1812 г. и войны в Европе 1813 г. Там же находились трофейные знамёна и ключи покорённых городов.Храм был исключительно богато украшен внутри: изумительной красоты росписи, прекрасные иконы с уникальными окладами, мозаика пола затмевали внешнюю привлекательность храма. В храме был установлен необычный иконостас, не имевший аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и остававшийся единственным в своём роде – он был храмоподобным. Вместо многоярусного высокого иконостаса в этом храме иконостасу был придан вид шатрового храма, тип которого получил распространение на Руси в XVI в. – первой половине XVII века. В результате получился храм-часовня в этом соборе.
С восточной стороны храма был установлен памятник императору Александру III скульптора А.Опекушина. Идея памятника была – величие и сила самодержавия. Отсюда его громадность и тяжеловесность, количество и богатство материала, затраченного на его создание. Бронзовый император восседал на троне со всеми регалиями – скипетром и державой в руках, с короной и порфирой. Под ним располагался гранитный пьедестал и постамент. Рядом разместились четыре бронзовых двуглавых орла с коронами на головах и расправленными крыльями. На пьедестале красовалась надпись: “Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России. 1881 – 1894”. Монументу суждено было простоять всего шесть лет. После переезда в Москву советского правительства в 1918 г. памятник разрушили. На его месте собирались воздвигнуть статую во славу “освобождённого труда”, но в итоге от этой идеи отказались.
На площади, примыкавшей к храму, проектировались бронзовые бюсты героев Отечественной войны 1812 – 1814 гг., памятники императорам Николаю I и Александру I, князю М.И.Кутузову и Барклаю-де-Толли. У спуска к Москве-реке планировалась установка двух обелисков из трофейных орудий, захваченных в 1812 г. и в 1813 – 1814 гг. Кроме того, на площади храма планировалось построить две часовни, посвящённые иконам Смоленской и Владимирской Богоматери.
Собор играл значительную роль в жизни города и страны. Здесь отмечалось 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского (1892 г.), открытие памятника Н.В.Гоголю (1909 г.), Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени А.С.Пушкина, 1912 г.). Именно здесь праздновалось 100-летие победы в Отечественной войне 1812 г. и 300-летие дома Романовых (1913 г.). В храме был свой хор, который считался одним из лучших в городе. В стенах храма выступал Ф.И.Шаляпин. При соборе была открыта библиотека, в нём устраивались экскурсии.
Бурные события 1917 г. не обошли стороной и храм. 15 августа 1917 г. в нём открылось заседание Поместного собора, главным событием которого стало избрание Святейшего Патриарха, которого у Русской Православной Церкви не было 196 лет. Им стал митрополит Тихон (Беллавин). С огромными сложностями добились разрешения только на один день принести в храм Христа Спасителя, где происходили выборы – точнее, божественное определение личности патриарха, - икону Владимирской Божией Матери из Успенского Собора Московского Кремля.
25 октября (7 ноября) 1917 г. произошёл большевистский переворот, и уже в начале 1918 г. новые хозяева страны издали декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”. Для сохранения храма по благословению патриарха Тихона было основано “Братство храма Христа Спасителя”, взявшее на себя все хлопоты по содержанию храма. В его уставе говорилось о целях Братства: “поддержание благолепия храма” и богослужений; “содействие плодотворному служению храма духовному преуспеянию православной России”. Над храмом видели лучи заходящего солнца, образующие крест. Это истолковали так: Россия приняла на себя крест величайшего в мире переворота и долго будет его нести, чтобы изжить во всём мире страдание, голод, эпидемии, духовный разврат.
Организация учредила библиотеки, церковные музеи, школы. В стенах храма читались лекции. Издатель И.Д.Сытин на свои средства выпустил книгу по истории собора. В храме вёл службы патриарх Тихон. В 1919 г. при выходе из него на патриарха было совершено покушение. Его спас кожаный пояс на подряснике под ризой, смягчивший удар ножа.
В 1922 г. контроль над храмом перешёл в руки обновленческого так называемого Высшего церковного управления, которое высказывалось за сотрудничество с богоборческой советской властью и низложение патриарха Тихона. Настоятелем собора стал один из лидеров обновленческого движения Александр Введенский. Бывшего настоятеля храма протопресвитера Н.В.Арсеньева, ключаря А.А.Ховицкого и ризничего протоиерея И.Зотикова расстреляли.
Весной 1922 г. в храме прошёл первый обновленческий собор. На нём “упразднили” патриаршество, объявленное “контрреволюционным способом руководства Церковью”, и ввели в обновленческой Церкви григорианский календарь. Так – волею судьбы – храм Христа Спасителя оказался в самом центре движения “соглашателей в рясе”. Патриарх Тихон решения Собора не признал и предал его участников анафеме. Происходило обворовывание собора. Так, только 9 апреля 1922 г. из храма Христа Спасителя изъяли более 552 кг золотых и серебряных изделий, 510 бриллиантов, жемчужную корону, 8 больших алмазов, много вещей с драгоценными камнями.
В октябре 1925 г. обновленцы провели в стенах храма свой второй Собор. Несмотря на постепенную потерю обновленцами своих позиций, в 1927 г. советская власть признала Патриаршую церковь во главе с местоблюстителем Сергием (Старгородским). Тем не менее, настоятелем храма остался Александр Введенский. Однако его лояльность руководству СССР не уберегла собор. В недрах ЦК ВКП (б) уже готовилось решение о сносе храма.
В 1929 г. по всему СССР загрохотали взрывы – большевики взрывали православные храмы. В 1930 – 1931 гг. прошли мощные кампании под лозунгом “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню”. На этом фоне всё активнее обсуждался план сооружения на месте храма Христа Спасителя помпезного Дворца Советов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 2 июня 1931 г. И.В.Сталин распорядился уничтожить храм. Спустя 2 недели Комитет по делам культов при Президиуме ВЦИК принял следующую резолюцию: “Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести”.
Отступление. История проекта Дворца Советов.
С предложением поставить в Москве “новый дворец рабочих и трудящихся крестьян” ещё в 1922 г выступил С.М.Киров. Спустя 2 года другой большевик, Л.Б.Красин, опубликовал статью, в которой призвал увековечить память В.И.Ленина рядом величественных монументов. Одним из таких памятников и должен был стать Дворец Советов, призванный “заменить” храм Христа Спасителя. 10 мая 1933 г. утвердили проект Дворца Советов, созданный Б.М.Иофаном. Б.Иофан получил образование в Одессе и Риме. В Москву приехал из Одессы.
Проект Дворца Советов напоминал изображение Вавилонской башни на иконах древности. Согласно проекту Б.Иофана, в высоту сооружение возносилось на 415 метров, т.е. било рекорды по высоте всех существовавших тогда в мире зданий. Его стальной каркас должен был быть в шесть с лишним раз тяжелее Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке. Профессионалы знали, что построить столь тяжёлую громадину в том месте нельзя. Грунт под храмом в период его строительства был залит большим количеством свинца, монолитность его отвердевшей массы была нарушена после взрыва храма. Венчала его по проекту гигантская статуя Ленина, подобная той, что стоит возле Финляндского вокзала в Петербурге. Её высота должна была составить 100 метров. К строительству Дворца Советов приступили в 1937 году.
Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в планы. Из металлических конструкций будущего здания пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы. Позже из них строили мосты на железных дорогах страны. Фундамент постепенно разобрали. После войны Б.Иофан решил усовершенствовать проект, но он так и остался на бумаге. В 1960 году от идеи гигантского Дворца Советов окончательно отказались.
Что же в это время происходило с самим Храмом Христа Спасителя?
Подготовка “общественного мнения” к уничтожению храма началась в 1928 г. Разрушению храма предшествовало его ограбление. Неоднократно производилось изъятие ценностей их ризницы храма, Попытки музейных работников помешать этим акциям были обречены на неудачу. Священнослужители храма, противившиеся его ограблению, были расстреляны или сгинули в лагерях. Даже собранное верующими серебро для обмена на храмовые ценности, которым грозила переплавка, не спасло ситуацию. Сначала были изъяты и вывезены храмовые ценности, а затем и собранное серебро.
Решение взорвать храм было актом чудовищного вандализма. Храм был не только символом былого величия России, но и доказательством любви народа к своей Родине и его решимости отстаивать свободу и независимость своей Отчизне, памятником павшим в этой борьбе. Многие москвичи плакали, когда шла кампания подготовки храма к его разрушению, а поделать реально ничего не могли. Двух инженеров, которые отказались производить взрыв храма, расстреляли. Взрыв храма был произведён по настоянию и под руководством Лазаря Кагановича (1893–1991). В 1930–1931 гг. он был одним из активных участников “крестового похода” на православную церковь, в ходе которого в Москве были разграблены и уничтожены сотни православных храмов, монастырей, усыпальниц, в т.ч. несколько соборов Московского Кремля.
В августе 1931 г. начались работы по разборке храма. Впрочем, довести их до конца не получилось (ведь строили храм на века!), вследствие чего “в дело вступил” динамит. Ровно в полдень 5 декабря 1931 г. грянул первый взрыв, но святыня устояла. Лишь в результате целой серии взрывов к концу дня храм Христа Спасителя был уничтожен.
Работы по разборке храма проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, которые без всякого укрытия лежали под дождём и снегом. Сброшенный с храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола.Мрамором разрушенного храма впоследствии отделали станции метро “Кропоткинская” (“Дворец Советов”) и “Проспект Маркса” (“Охотный ряд”), мраморными скамьями “облагородили” станцию метро “Новокузнецкая”, также взяли мрамор для отделки вестибюля Института органической химии АН СССР и некоторых других общественных зданий. Шесть скульптурных мраморных фризов удалось снять до взрыва, они находятся (вмурованы) в восточной стене Донского монастыря в Москве.
Главным храмом столицы на долгие годы стал Богоявленский Елоховский собор.
Обломки храма Христа Спасителя убирали в течение 1,5 лет. Затем долгие годы на этом месте зияла огромная дыра. Дворец Советов так и не был построен, и, наконец, в 1958 г. “дыру” заполнили водой – так появился открытый бассейн “Москва”, существовавший вплоть до 1994 г. Многие москвичи такое новшество на месте храма не приняли. По столице ходила следующая поговорка: “Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам”. Отношение просвещенной части общества к бассейну выразил художник В.Н.Балабанов в своей картине “Пловец” (1976-1986), на которой в воде в бассейне проявляется разрушенный храм. Впоследствии картина была подарена художником музею воссозданного собора.
В конце 1980-х годов, на фоне начатых реформ, в СССР стало меняться отношение к религии. Власти из врагов христианства стали превращаться в его “друзей”. Ослабление идеологического давления позволило верующим людям, по сути, выйти из “подполья” - началось возрождение православной жизни. На его волне возникло движение за воссоздание храма Христа Спасителя. В 1989 г. состоялась учредительная конференция по созданию Фонда восстановления храма Христа Спасителя. Тон в нём задавали такие уважаемые люди, как писатели В.Г.Распутин и В.А.Солоухин, композитор Г.В.Свиридов.
5 декабря 1990 г. на месте бывшего собора появился закладной камень храма-часовни в честь иконы Божией Матери “Державная” - “предтечи” храма Христа Спасителя. Архитекторы М.М.Посохин и А.А.Денисов представили рабочий проект, а в 1994 г. строители приступили к работе. Храм был восстановлен в его прежних формах, за исключением его видоизменённого стилобата. В стилобатной части храма разместился зал Соборов Русской Православной Церкви на 1200 мест, здесь же устроены храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов снесённого в XIX в. Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 г., зал заседаний Синода, административные помещения.
Работы по воссозданию собора продолжались, и постепенно ведущую роль в этом стал играть скульптор З.К.Церетели. Он отступил от первоначального плана, предполагавшего создание точной копии разрушенного в 1930-е годы храма, и в результате на стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Стены восстановленного храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мраморными плитами (прежде он являлся белокаменным). Главы возведены на основе металлического каркаса. К 1999 г. новый храм Христа Спасителя был готов. 31.декабря 1999 г. храм открыли для посещений. 7 января 2000 г. в нём состоялась первая рождественская служба. 19 августа 2000 г. прошло великое освящение собора. Таким образом, в XXI век Москва вступила с возрождённой святыней.
2. Методические приёмы проведения экскурсии.
Перед проведением экскурсии в действующий храм учащиеся 4 класса получают задание подготовить презентации. Примерные темы презентаций:
1) История создания храма Христа Спасителя архитектором А.Витбергом.
2) История создания храма Христа Спасителя архитектором К.Тоном.
3) Разрушение храма Христа Спасителя при Советской власти.
4) Восстановление храма Христа Спасителя.
Во время урока-презентации учитель дополняет сообщения учащихся. Во время рассказа используется иллюстративный материал (репродукции, фотографии, портреты персоналий, фрагменты видеофильма о храме Христа Спасителя).
Для закрепления материала урока проводится экскурсия в Храм Христа Спасителя, во время которой внимание учащихся обращается на архитектуру храма и особенности комплекса сооружений храма. После экскурсии учащиеся пишут эссе о своих впечатлениях.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Антонова Т., Левандовский А., Олейников Д., Пономарева В. История России: XIX век. Мультимедийный учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. М., 2011.
- Глушкова В.Г. Православные святыни Москвы. М.,2007.
- Горелова Н., Поникарова Н. Лики Москвы. Программа и учебные материалы по москвоведению для старшеклассников. М., 1995.
- Зодчие Москвы. XV – XIX вв.. М., 1981.
- История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов. Т. III: Вторая столица Российской империи (конец XVII – начало ХХ в.) / Сост. Горинов М.М. М., 1997.
- Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
- Кравченко Т.Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы. М.,2007.
- Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4. М., 2010.
- Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8. М., 2010.
- По старой Москве. Переработанное издание М. и С.Сабашниковых. М.,1997.
- Православные храмы. Путешествие по святым местам. № 9. 2012. В.Трухачев. Храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова). Москва.
- Храм Христа Спасителя в Москве: Составлено по книге М.С.Мостовского, издание 1918 г. М., 1993.