Сценарий открытой презентации детского творческо-исследовательского проекта «Хлеб – всему голова»

Разделы: Начальная школа


Основополагающий вопрос: Актуально ли в наше далеко не голодное время прививать современным детям трепетное и серьезное отношение к хлебу.

Проблемные вопросы:

  1. Почему культура народа (нации) все-таки определяется по отношению к хлебу?
  2. “Не хлебом единым жив человек, но что такое духовный голод?
  3. Почему так важно в жизни есть “свой хлеб”?
  4. Почему понятия “свобода”, “Родина” и “хлеб” так взаимосвязаны между собой в русском народном устном творчестве?
  5. Хлеб-самый простой продукт, но почему прежде, чем получить его- “семь потов сойдет”.

Темы исследований:

1. “На чужой манер русский хлеб не родится” (народная мудрость).

2. “Рожь - исконно русская зерновая культура”.

3. “125 грамм хлеба блокадного Ленинграда”.

4. Хлеб - духовный источник России.

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение).

Метапредметные связи:

  • технология,
  • окружающий мир,
  • ИЗО,
  • музыка,
  • ИКТ.

Класс, возраст участников: 3-4 класс (10-13 лет).

Срок: долгосрочный.

Время проведения презентации: 1 час.

Дидактические цели.

  1. Углублять навыки детей в исследовательской деятельности, в работе со справочной, научной литературой.
  2. Результаты в исследовании предоставлять как в виде докладов, так и в виде открытых выступлений.
  3. Создание макета в виде опытного лабораторного поля высадки зерновых культур.
  4. Воспитать трепетное, серьезное, бережное отношение к хлебу, к людям, взрастившим этот хлеб. Черствого хлеба не бывает.

Методические задачи.

  1. Продолжить формировать навыки планирования поэтапной,по-шаговой деятельности по нашей теме, выдвинуть предположение (гипотезу), постановку целей по достижению задач.
  2. Систематизация по разделам справочного, информационного материала и обобщение полученных знаний.
  3. Познакомиться с особенностями агрономии засева зерновых культур на Руси; устным народным творчеством; фольклором русского народа.
  4. Применение дифференцированного индивидуального подхода к каждому участнику в работе над проектом.
  5. Развитие эстетического вкуса, трудолюбия; стимулирование детей к большой индивидуальности в самовыражении; в детской коммуникативности групповой работы.

Методы исследования.

  1. Анализ источников информационно-справочного материала, о народной правде необходимости хлеба, как основного продукта питания, так и источника для неисчерпаемого вдохновения русского народа для создания песен, частушек, поговорок, загадок, стихов.
  2. Сравнение.

Гипотеза.

Действительно ли хлеб является всему “головой” в человеческой жизни, главным мерилом таких понятий как “независимость”, “Родина”, “чужбина”, “семья”, “доброта и счастье”. И, конечно же, духовным источником для нашего народа.

Состав участников проекта.

I группа (создание макета “Взрасти свой хлеб. Пшеница, рожь (посевы)”)

1. Иванов Иван

2. Марьенко Полина

3. Калмыков Павел

4. Казаченко Лидия

II группа (информативный блок)

1. Иванова Наталья

2. Просяник Данил

3. Бичарева Ксения

4. Сарсенбаев Даниил

III группа (иллюстративные работы)

1. Густов Василий

2. Пустохайлова Саша

3. Булгаков Тимур

Обобщение.

Неисчерпаемое множество тем для исследования, для этого необходимо стремление к чему-то новому, желание дойти до истинной главенствующей роли хлеба в человеческой жизни, мерилом человеческих взаимоотношений. Главное, это понять на всю оставшуюся жизнь и донести свое бережное отношение к “куску хлеба” до своих будущих детей.

Итог.

Результатом совместной работы над проектом – исследованием является открытая презентация макета “Взрасти свой хлеб”; защита докладов:

“На чужой манер русский хлеб не родится”, “Рожь - исконно русская зерновая культура”, “125 грамм хлеба блокадного Ленинграда”; “Хлеб – духовный источник России”.

Презентация проходила в виде открытого мероприятия в форме защиты макета “Взрасти свой хлеб. Пшеница, рожь (посевы)”, состоящего из:

  • песен, частушек
  • научно-справочной литературы
  • загадок, пословиц, поговорок
  • прозы
  • театрализированной сценки
  • лирических стихотворений
  • танца

Оборудование:

- стенд с плакатами-призывами к бережному отношению хлеба;

- стенгазета с тематикой “Хлеб - всему голова”, доклады учащихся: “На чужой манер русский хлеб не родится”, “125 грамм хлеба блокадного Ленинграда”, “Рожь - исконно русская зерновая культура”, “Хлеб - духовный источник России”;

- стенд с подборкой материалов о 900 дневной блокаде Ленинграда и о Лороге жизни;

- макет “Взрасти свой хлеб. Пшеница, рожь (посевы)” (S=0,9х0,5), твердые сорта пшеницы, предварительно замоченные в воде, высажены в 2 лотка с землей, как опытные образцы полей;

- фонограммы песен с тематикой проекта;

- расписная ширинка;

- костюмы и маски муравья, зерен;

- стенд с ИЗО-работами учащихся по тематике проекта;

- стенд с фотографиями, фиксирующими опыты с замерами роста посевов зерновых культур;

- поднос с караваем (фигурная выпечка);

- наглядный материал по тематике проекта;

- муляжи соцветия, колос ржи, пшеницы;

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, дудочка, ложки;

- учебники “Литературное чтение” 3 класс, “Литературное чтение”, 4 класс, “Мир вокруг нас”, 4 класс;

- книги: “Хрестомания для чтения”, сборник пословиц “Хлеб - всему голова”;

- Ю.Яковлев “Багульник”;

- Агния Барто “Блокада”;

- Ю. Друнина “Дорога жизни”;

- Сборник “Ради жизни на земле”;

- Ю.Вавилов “Особенности селекции”.

Ход мероприятия

(Дети стоят на авансцене, в середине ребенок с подносом, на расшитой ширинке хлеб)

1 Ведущий.

С самого раннего возраста при приеме пищи мы каждый день слышим от родителей, от бабушек и дедушек: “Ешь с хлебом”, “Подбирай крошки”, “ Не сори”. А потом и в детском саду, и в школе постоянно слышим от учителей: “Берегите хлеб”, “Не бросай хлеб, доешь”, “На чужой каравай рта не разевай”, “Хлеб всему голова”. Казалось бы, такие простые, понятные вещи, но мы решили разобраться, действительно ли “хлеб всему голова” (хором).

Ведь сейчас такое изобилие разных вкусностей, а ведь хлеб, ну просто хлеб. Иногда мы даже не думаем, вкусен ли он.

Зерна наших дней,
Светитель позолотою резной
Говорим мы: “Берегите,
берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”. (Все хором)

2 Ведущий

Итак, дорогие друзья, уважаемые наши гости!

Здравствуйте! (Все хором)

Мы, ученики 3”А” и 4”А” классов представляем наш новый проект: “Хлеб всему голова” (все хором).

Творческое название:

“Поле…Русское поле.
Счастьем и болью
Вместе с тобою…”.

Стихотворение “Русское поле”

Раскинулось поле широким простором,
Его не объять мне своим ясным взором
Сплетается с небом незримою гранью
Меня поражает и ширью, и далью

И в небе над нивой колосьев искристых
Блестящее солнце сияет лучисто.
Как волнами ветер по нивам гуляет
И смело во ржи золотистой шумит
Люблю я широкое русское поле
Мне нравится думать и жить на просторе.

Песня “Русское поле”

1. Поле, русское поле...
Светит луна или падает снег -
Счастьем и болью вместе с тобою,
Hет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле...
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля,
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Припев:

Hе сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря,
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.

Здесь Отчизна моя,
И скажу, не тая:
- Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

2. Поле, русское поле...
Пусть я давно человек городской,
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.

Русское поле, русское поле...
Я, как и ты, ожиданьем живу,
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днем вижу я синеву.

Припев.

1 Ведущий.

Действительно, каждый день во время завтрака, обеда и ужина ты обязательно ешь хлеб, без него человеку очень трудно обойтись: хлеб полезен, вкусен, им можно легко насытиться и , к тому же, он относительно недорого стоит. Вот поэтому мы и говорим: “Хлеб всему голова”, то есть самая главная для нас пища.

Из чего же делают хлеб?

Главные хлебные злаки - пшеница и рожь (в России). Не во всех странах растут именно эти злаки. Например, в Индии пекут хлеб из проса. В Китае хлеб делают из рисовой муки. В Дании и Швеции используют ячмень. Вкусный хлеб получается из маиса (кукурузы), фасоли и даже из желудей (Латинская Америка).

“Вот он - хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!!!”

3 Ведущий (подходит к нашим посевам пшеницы и ржи)

Итак, в процессе работы над проектом при углубленном исследовании справочной, научной литературы, мы выяснили, что к основным зерновым хлебным культурам относятся: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукурура, просо, сорго, рис. Все они однолетние (то есть сажать их нужно каждый год), травянистые растения семейства злаков.

Многие хлебные культуры, а именно пшеница, рожь имеют яровые и озимые формы. Они различаются между собой по способу выращивания. Озимые культуры высевают осенью (под зиму, снег), а урожай получают на следующий год. Яровые культуры нуждаются в более коротком периоде с низкими температурами. Поэтому их высевают весной, и урожай они дают в год посева.

Все злаковые культуры одинаковы по морфологическому строению. Их корни состоят из множества придаточных корней, собранных в пучок (мочку).

Стебель у злаков полый (пустой внутри), называется соломиной. Высота от полуметра до 180 см.

Каравай земли и неба на твоем столе
Ничего главнее нету хлеба на земле
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
И на каждом колосочке держится земля.

1 Ведущий. Лист у злаков имеет светло-зеленый, а иногда фиолетовый оттенок. Соцветие зерновых культур - сложный колос (демонстрируем макет). У пшеницы, ржи - называется початком. Плод хлебных злаков - односемянная зерновка, зерно. Химический состав зерна, содержит: белок - до 16%, жиров - до 4%, углеводов – до 70%.

Для прорастания зерна нужны тепло, влага и кислород. Зерно прорастет после того, как набухнет.

В полевых условиях всходы хлебных злаков появляются на 7-10 день.

Стихотворение “Пахнет хлебом”

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо...

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной, 
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
- Папа, дай кусочек!

1 Ведущий.

Конечно, говорить о хлебе легче, чем его посеять и вырастить. Но мы решили “взрастить свой хлеб”. Мы так и назвали свой макет. А лотки с посеянным набухшим зерном считаем лабораторными полями. Мы взяли зерна пшеницы и ржи. Т.к. в наших хлебных киосках мы встречаем хлебную продукцию из пшеничной и ржаной муки.

Цель нашей работы со всходами злаков- сравнение двух таких непохожих хлебных культур при одинаковых условиях посадки.

Стихотворение “Хлебный колосок”

В каждом зернышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
И расти под небом светлым строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Стихотворение “Рожь”

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят взад - вперед, из края в край
Жнут-молотят, жнут-молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла, к ночи-ржи как не бывало
Только село солнышко, опустело зер-ныш-ко.

1 Ведущий. И пока наши всходы прорастали, мы много узнали о ржи (черном хлебе, исконном хлебушке России, который спасал от вселенского голода после I Мировой войны, в 30-х годах 20 века после ВОВ).

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. Конечно, сейчас наши люди редко употребляют черный хлеб, но его еще можно встретить на столе рабочего крестьянина . Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычки и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была очень сильна. Что даже имела исторические последствия. После изгнания Наполеона из России русская армия дошла до Парижа. И фраза “русские идут” имеет 200-летние корни. Но суть в том, что русские солдаты не наедались белыми французскими круассанами и требовали о парижан черного хлеба, при этом говоря “Быстро, быстро”. С тех пор по всей Франции распространились кафе быстрого приготовления еды под названием “Бистро”. Так что русский след остался во Франции благодаря ржаному хлебу.

Стихотворение “Руки человека”

Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И ко-ло-сом стану,
И к лю-дям при-ду!”. (Выходит ребенок с хлебом на подносе)

Итак, главный герой нашего проекта – хлебушко вкусный, ароматный. А сколько русский народ сочинил пословиц, поговорок, загадок, и везде наш главный герой.

Загадки (все хором)

1. Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят? (Хлеб)

2. И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

3. Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

4. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я
Будет целая семья. (Зерно)

5. Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

6. Мнут и катают
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

7. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают (Блины)

8. В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят. (Пирог)

9. Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

10. Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама не летит. (Мельница)

11. У лепешки каравая, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени… (Мука)

12. Корабль-великан по земле идет,
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

13. Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)

Пословицы и поговорки (хором)

  1. Хлеб на стол, и стол - престол, а хлеба ни куска, и стол - доска.
  2. Хлеб - дар божий.
  3. У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
  4. Хлеб наш насущный, хоть черный, да вкусный.
  5. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай!
  6. Плевать на обед, коли хлеба нет.
  7. Хлеб да соль и обед пошел.
  8. Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Считалочки о хлебе (хором)

(В форме сценки)

1. Дождик, дождик, поливай, будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

2. Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь по-де-лить-ся?

Частушки (в руках детей дудочка, бубен, ложки)

1. Все мы в городе живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем,
И сейчас для вас споем.

2. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Хлебные частушки.

3. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

4. Да, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

5. Поработай, поработай,
Мой конек вороненький.
Обрабатывай, паши
Этот луг зелененький.

6. Не ругайте вы меня,
Всю работу знаю я:
Жать, косить и боронить
В обе руки молотить.

7. Говорят, что не работаю
Работы полевой.
Я, молоденька девчонка
И с сохой, и с бороной.

8. Дайте мне клочок землицы,
Чтобы было что пахать,
Дайте мне мешок пшеницы,
Чтобы было, что бросать.

9. Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю
Тем, кто трудится на ней.

10. Слава тем, кто сеет, пашет,
Кормит хлебом весь народ.
Мы желаем на столе чтоб
Хлеб иметь вам круглый год. (Все хором)

2 Ведущий.

- Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 милиграммов муки I сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Догадывались ли об этом люди Средневековья? Вот о чем повествуется в сказке-притче Леонардо да Винчи, великого мыслителя эпохи Возрождения

Сценка “Муравей и зерно”

Муравей: Однажды муравей тащил соломинку через поле и вдруг рядом с ним упало крупное зерно. Муравей разозлился: “Ты чуть не убило меня, зерно. Но я очень рад тебе. Вот обрадуются мои многочисленные родственники в муравейнике.

Зерно: А что ты собираешься делать, муравей?

Муравей: Попробую дотащить и соломинку, и тебя. Зимой все пригодится.

Зерно: Я умоляю тебя всем, что тебе свято не делать этой глупости.

Муравей: Но эта глупость накормит и меня, и мою семью.

Зерно: Но если ты сделаешь то, что я тебе скажу, ты получишь в 100 раз больше, чем потратишь.

Муравей: Ну, хорошо, я поверю тебе. Так что надо сделать?

Зерно: Посади меня обратно в землю.

Муравей: Как же так, и я при этом получу в 100 раз больше?

Зерно: Конечно. Доверься мне. Поверь. И муравей посадил обратно зерно в землю. Наступила зима. Отступили морозы. Сошел снег. Застучала капель. Все ожило вокруг.

Муравей: И муравей прибежал на то место, где он посадил в землю зерно. Но узнал это место он с трудом. Небо и солнышко закрывало, что-то высокое.

- Ах, - сказал муравей, - зерно обмануло меня, зачем я его послушал. Это зерно накормило бы мою семью, - и заплакал. Но вдруг что-то большое упало около него, это и было его зерно. Но муравьишка не успел обрадоваться старому знакомому. Со все сторон стали падать крупные зерна. Это колос созрел и зерна пшеницы падали на землю. Вот так умное зерно научило муравья быть всегда сытым. С тех пор муравьи стали закапывать зерна в землю, не давая полю зарасти бурьяном.

4 Ведущий (подходя к макету)

Да, действительно, хлеб чтобы добыть, надо посадить. Наши хлебные злаки тоже взошли и мы измеряли всходы пшеницы и ржи, наблюдали за их ростом, цветом. Всходы разные. Рожь прорастает медленнее, чем пшеница, причем влаги, тепла и солнца одинаковое количество, но даже по всходам сразу видно, что прорастают злаки, а не трава.

Песенки про хлеб (мотив из мультфильма “Дед Мороз и лето”)

1. Вот она какая, хлеба корка
С  хрустом аппетитным, со вкусом тонким…
И поджариста, и ароматна, нет ничего приятней…
Ля-ля-ля-ля-ля-ля, ничего вкуснее нет!!!

2. В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду.
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
И во все другие дни.

3. К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша.
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки…
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
И, конечно, сушки…

4 Ведущий. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Дарить хлеб - значит желать благополучия и богатства. Издавна хлеб считался священным. К хлебу надлежало относиться с особым почтением. У восточных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом (пасхальный кулич).

Стихотворение “Слава хлебу”

Слов о хлебе сказано немало, песен про него не перечесть.
Скажу и я, чтоб не смолкала наша благодарственная речь.
Чем угодно можно поступиться, золотом червонным пренебречь,
Только хлеба каждую крупицу сердце повелело нам беречь
Он у нас в домах посланец добрый нив зеленых, солнца и труда
Пусть на свете дело хлебороба остается главным навсегда.

4 Ведущий. И нельзя нам не вспомнить о труженниках поля, земли: агрономах, биологах, пахарях, трактористах, комбайнерах. Этих людей можно назвать одним словом - хле-бо-ро-бы. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Взором радостным окинем даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю -- все
Тем, кто трудится на ней! -- хором
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

Стихотворение “Хлебный колосок”

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь - зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Стихотворение “В страду”

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено,
И что не доспано в страду.

Стихотворение “Сладкий хлеб”

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. 
Набежала туча издали, промочила лес насквозь. 
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели - 
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Стихотворение “Пахарь”

Под синим небом, в золотых хлебах 
В июльский полдень солнечного лета. 
Пройдется пахарь утром по жнивью 

И сыну, указав рукой на поле, 
Негромко молвит “Поклонись ему, 
Как матери, как нашей общей доле! 
Ты вырастешь, и через много лет 

Опять сюда вернешься на рассвете, 
И скажешь: “Ничего дороже нет, 
Чем этот теплый хлеб на белом свете!”

Стихотворение “Ломоть хлеба”

Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного –
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое –
Белых хлебушек испечь.
Тесто замесить крутое
И его поставить в печь.

Но сначала, дети, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,
Полон зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть.

4 Ведущий.

Но при этом ломоть хлеба не должен попасть в мусорную корзину только потому, что его не доели. При сборе информации по теме проекта нам стало известно, что если каждый человек за 1 день выбросит 50 грамм хлеба, то в год получится 200 буханок хлеба выкинутыми. А сколько можно накормить людей этими буханками (причем белого хлеба). Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел такой долгий путь, прежде чем появиться на полке магазина.

Хлеб-драгоценность.
Им не сори,
Хлеба к обеду в меру бери.

Но есть просто возмутительные факты небережного отношения к хлебу.

(Выходят два ученика)

Мне больно, когда случайно вижу
Что хлеб надкушенный брошен бесстыже.
Эй, ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.

Мальчик, ногами пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб-это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал-
Ты человеком быть перестал!”

4 Ведущий (в руке кусочек черного хлеба)

Я никогда не видел такого поведения с хлебом. И чтобы ни один ребенок даже не подумал так обращаться с куском хлеба, надо не забывать блокадный Ленинград времен ВОВ и чаще вспоминать суточную норму хлеба на 1 человека-125 грамм для детей и стариков, инвалидов; 250 грамм - для работающих. И все, больше ничего, никаких продуктов питания - ни-че-го (показывает пайку хлеба в ладошках)

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать?
Спро-си, -
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба есть слово
Блокадного хлеба 125 грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает!

4 Ведущий (демонстрирует пайку хлеба, подборку фотографий блокады)

В ту лихую годину ВОВ (1941-1945), когда фашистская Германия напала вероломно на нашу Родину 21 июня 1941 года. Уже в сентябре город Ленинград (сейчас Санкт-Петербург) оказался в блокадном кольце немецких дивизий. Город был совершенно отрезан от жизнеобеспечения, окружен неприятелем. Поэтому все запасы продовольствия закончились. Это означало голод и жестокие лишения. В городе появились хлебные карточки, по которым отпускалась суточная норма хлеба.

Но отдельно нужно сказать из чего был сделан хлеб блокады. Он состоял из малого количества ржаной муки, добавляли жмых от семечек подсолнуха, закваска, много воды. Но с каждым днем блокады (а она длилась почти 3 года) - 900 дней и ночей). Этот “хлеб” менялся в своем составе, солода и овсянки не стало, кончились. Добавляли ветви березы (перемолотые), семена травы и даже гидроцеллюлозу (это обработанная химией древесина, похожая на жидкое мыло). Сейчас такой хлеб не станут есть и животные, но для ленинградцев, переживших этот ужас и ад блокады, ничего не было и нет вкуснее этого хлеба. Потому что это был хлеб жизни. Голод унес 1 миллион жизней ленинградцев. Но город выстоял, не сдался на милость врагу. Хотя постоянно подвергался и бомбежкам с неба, и обстрелам с Финского залива, и артобстрелам. В городе работали школы, заводы, госпитали и даже проходили концерты …симфонической музыки, которые транслировали по радио на весь мир. Город старался жить и выжить. И это ему удалось.

Стихотворение “Военный хлеб”

Я помню хлеб военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

1 Ведущий. И этого нам ни-ког-да нельзя забывать. Мы не знали, что такое голод. Поэтому у нас несколько другое отношение к хлебу. Позор, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя. Хлеб надо доедать или перекаливать на сухарики, а крошками кормить птиц. (выходит ученик с хлебом)

Стихотворение “Крошки хлеба”

Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо. 

Тот хлеб спасал 
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже 
Крошка хлеба...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка. 

Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

1 Ведущий. Итак, подведем итог наших исследований ценно. В культуре каждого народа есть ценности, святые вещи. На Руси это: Родина, мать, хлеб, мир, земля, воля, религия. Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций.

2 Ведущий. Изобилие хлеба – это путь к зажиточной жизни народа. А о такой жизни мечтают миллионы людей. На протяжении всего проекта мы говорим действительно золотые слова: “Хлеб - всему голова”. Почему это так? Русский хлеб причастен ко всему: к миру, к правде, к дружбе, к счастью на своей земле.

3 Ведущий. И еще потому, что человек может обойтись без многого, а без хлеба - … в конечном счете – нет. Да, хлеб всему голова!

Песня “Хлеб всему голова”

1. На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.

Припев:

Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

2. Сын пошёл, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась -
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нёс боец по земле
Завещанье отца.

Припев:

3. Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Свой солдатский паек
Передал он другому,
А домой написал
Треугольном письме.

Припев.

4. На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…

Припев.

1 Ведущий.

Хлеб - это начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, ее независимости и свободы, благополучия.

Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой.
Хлеб России, хлеб моей Отчизны
Дюжий, богатырский как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда!

Литература

  1. “Окружающий мир”,  А.А. Плешаков, учебник для 3 класса (2 часть), М., Просвещение, 2012 г.
  2. “Азбука” (в 2-х частях, серия “Школа России”, М., “Просвещение”, 2012 г.
  3. Хрестоматия для младших школьников, М., “Просвещение”, 1991 г.
  4. “Русские пословицы, поговорки”,  М., “Центрополиграф”, 2005 г.
  5. “Детская энциклопедия”, том VII, М, “Просвещение”, 1969 год
  6. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4 изд., М., Советская энциклопедия, 1988-1600 стр. ил.
  7. “Частушки” Ф.М. Селиванова, Б-ка русского фольклора, том IX, М, “Советская Россия”, 1990 г.
  8. “Ради жизни на земле”, сборник стихов, том I.. М.: “Современник”, 1975 г.
  9. “Приволжская газета” от 25. 07. 1996 г., номер набран в редакции газеты “Миг”, заказ №406.
  10. “Песни советского кино”, М. “Центрополиграф”, 2006 г
  11. Википедия (подборки статей, стихотворений, песен).

Презентация