Письмо нельзя отнести либо только к речи, либо к процессам зрительного восприятия или моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание (зрительное и слуховое), пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
На основе данного факта создавались различные методики для обучения детей грамоте, а так же для профилактики нарушений письменной речи или для ее коррекции. Метод корректурных проб изначально, не входил в этот состав. Он создавался для оценки такого психического процесса как внимание, и его использование в системе работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников или коррекции нарушений письменной речи у младших школьников не являлось первоочередной задачей.
Стандартный набор данного теста включал в себя беспорядочный набор букв или знаков, среди которых необходимо вычленить один или несколько заданных. Время, данное для исполнения данного задания, не ограничивается. Эффективность выполнения оценивается путем вычисления. Но известно, что эти тесты выполняются детьми с большим интересом и азартом в независимости от возраста, особенно если используется соревновательный момент. Так что данный материал стал еще и хорошей тренировкой внимания и памяти, а также усидчивости и познавательной деятельности, что очень важно в процессах обучения грамоте, чтению и письму.
Учитывая это, немного изменив метод, таким образом, чтобы его использование стало доступным не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста, можно использовать его в системе работы по обучению детей грамоте.
Принцип работы остается прежним: выделить заданную букву (или буквы) из ряда других. Меняется материал в пробах (выделение буквы может происходить как среди других графем, так и среди знаков) и ограничивается время на выполнение задания. За счет сознательного подбора материала в таблицах можно решить проблемы дифференциации графем, обозначающих фонемы сходные по артикуляции (У и О), дифференциации графем сходных по оптическим признакам (Ш и Щ) и т.д.
Предъявление данного вида тренировочных упражнений лучше проводить регулярно на каждом занятии.
На первых этапах задания должны быть максимально просты и усложняться постепенно по нескольким направлениям:
1. Увеличение количества ячеек.
Увеличение количества ячеек следует проводить постепенно. Минимальное и максимальное количество ячеек в одном задании определяется, исходя из индивидуальных особенностей ребенка: его внимания, усидчивости, моторных возможностей.
Вариант 1. (Приложение 1). Использование методики с дошкольниками на начальном этапе обучения грамоте и на более поздних этапах.
Вариант 2. (Приложение 2). Материал для работы с младшими школьниками на начальном этапе и на более поздних этапах обучения.
2. Усложнение материала в самих ячейках.
Усложнение материала может зависеть от конкретных целей и задач поставленных на данный момент перед ребенком и происходить по одному или сразу нескольким направлениям:
2.1 Усложнение, основанное на акустических характеристиках звука, и необходимое для дифференциации букв, обозначающих оппозиционные звуки, различающихся звонкости-глухости. В данном случае, основной задачей становится выделение заданной буквы из общего числа букв, обозначающих сходные по артикуляторным, но различающиеся по акустическим (наличие или отсутствие вибрации голосовых связок) признакам (С-З, Д-Т, К-Г и т.д.)
Вариант 1. Дошкольный возраст. <Приложение 3>.
Вариант 2. Младший школьный возраст. <Приложение 4>.
2.2. Усложнение, основанное на артикуляторных признаках звука, и необходимое для дифференциации букв, обозначающих оппозиционные звуки, различающихся по месту или способу образования:
- Выделение заданной буквы из ряда букв, обозначающих звуки, сходных по месту образования, но различающихся по способу образования (К-Х, Ц-Т,Э-О, Р-Л, Ч-Щ и т.д.).
Вариант 1. Дошкольный возраст. <Приложение 5>.
Вариант 2. Школьный возраст. <Приложение 6>.
- Выделение заданной буквы из ряда букв, обозначающих звуки сходных по способу образования, но различных по месту образования (С-Ш, У-О, Ц-Ч и т.д.).
Вариант 1. Дошкольный возраст <Приложение 7>.
Вариант 2. Школьный возраст <Приложение 8>.
2.3 Усложнение, основанное на оптических характеристиках буквы. Оно необходимо для дифференциации букв, сходных по начертанию или дифференциации заглавных и строчных букв (С-О, А-Л, Ш-Щ, А - а и т.д.).
Вариант 1. Дошкольный возраст. <Приложение 9>.
Вариант 2. Школьный возраст. <Приложение 10>.
3. Сокращение времени данного на выполнение задания.
Как для школьников так и для дошкольников первые задания лучше проводить без акцента на время, далее давать на выполнение 6, 5, 4,3 минуты соответственно)
Само усложнение может проходить как по одному из параметров, так и по нескольким параметрам сразу. Однако менее трех минут на выполнение задания давать не рекомендуется и дальнейшее усложнение материала производить только за счет изменения в самих ячейках.
Для повышения интереса к выполнению упражнения, в каждом задании “спрятан” сюрприз. Суть сюрприза заключается в зашифрованном рисунке среди букв или знаков. После окончания работы, ребенку предлагается следующая инструкция: “А теперь соедини близко стоящие буквы между собой и посмотри, что получилось!”. Необходимо уточнить, что буквы соединяются близко стоящие, т.е. расположенные в соседних ячейках по вертикали или по горизонтали, или связанные между собой диагонально.
Для детей дошкольного возраста на начальном этапе подготовки к обучению грамоте лучше “прятать” фигуры и картинки <Приложение 1>, а уже на более поздних сроках зашифровывать буквы, из которых можно сложить простые слова <Приложение 7>. Для детей младшего школьного возраста также начинать лучше с фигур и картинок <Приложение 2>, но только на первых 2-5 занятиях и далее использовать в качестве “сюрприза” буквы, из которых можно сложить слова <Приложение 10>. Если эти задания использовать для школьников старшего возраста, то рекомендуется сразу зашифровывать сложные слова и, желательно, словарные <Приложение 11>.
Таким образом, все “сюрпризы” (фигуры, предметы, буква или множество букв, простые и сложные слова), спрятанные в таблице, могут служить материалом для дальнейшей работы на уроке в качестве объекта для звукового анализа, звуко-буквенного синтеза, словарной работы и т.д.
Образец выполнения задания.
Тема “Звук и буква “О””
Инструкция №1. “Найди и зачеркни все буквы О”.
Инструкция №2: “Соедини все близко стоящие буквы О друг с другом. Что получилось?”.