Урок обобщения по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд»

Разделы: Математика


Цели:

1) закрепить изученный материал, отработать вычислительные навыки сложение и вычитания чисел с переходом через разряд;

2) закрепить умение находить неизвестный компонент сложения и вычитания;

3) развивать внимание, память, речь, мышление.

Оборудование: плакаты с заданиями, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. (Запись числа и классной работы)

К какому уроку приготовились?

– Какой он по счёту?

– Какое сегодня число?

– Какой месяц? Год?

II. Повторение.

Из ряда чисел выписать отдельно чётные – 1 вариант, отдельно нечётные – 2 вариант.

27, 222, 311, 42, 47, 46, 320, 423, 675, 764, 28, 96, 621, 543, 468, 30,404, 600, 45, 307, 813.

– Кто такой Мюнхаузен?

– Кто назовёт произведение, в котором о нём говорится? (Приключения Барона Мюнхаузена)

III. Постановка учебной цели. (сообщение темы и цели)

Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие: тема путешествия “Сложение и вычитание с переходом через разряд”. Мы будем путешествовать вместе с Мюнхаузеном. Поможем ему преодолеть трудности и найти ордена, которые он потерял. От того как мы усвоили материал будет зависеть, поможем мы Барону или нет. Вы согласны? Ну, что ж, в путь.

(Тревожные звуки – среди этих звуков, слышен грохот боя)

Что же произошло с бароном Мюнхаузеном? Он летал на снарядах. Барон удачно приземлился на последний снаряд, но неожиданно раздался взрыв. И чтобы он не пострадал, нужно ему помочь выполнить задание. (Два человека у доски, остальные в тетради по вариантам. Проверка – поменяться с соседом)

138+165 407?48
275+ 27 810? 81
480+5?5 1000?7?4

Получают орден (МО)

IV. Закрепление изученного. Включение в систему знаний.

На снарядах полетали
И Мюнхаузена спасли.
Долго мы держали путь
Нужно просто отдохнуть.
Чтоб не сбились мы с пути
Нужно ордена найти.

(Изображение павлина)

– Может павлин нам поможет? Может у него в хвосте спрятан орден? Чтобы узнать, надо выполнить задание спрятанное у него в хвосте. Это примеры на нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

(Вспомнить как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.)

249 + х = 600 1000 – х = 789
х – 501 = 199

(Работа у доски 3 человека, остальные по рядам)

Справились и с этим заданием. Получили ещё один орден. (ЛОД)

– Ой, куда это мы попали? (В болото)

– Был здесь Мюнхаузен? (Да)

– На болоте Барон попал в беду, надо ему помочь. А подскажут нам болотные кочки.

А Ч А Д А З

“У пушкаря было 210 ядер. В бою он расстрелял 75 ядер. Сколько ядер осталось у пушкаря?”

– О чём говорится в задаче?

– Что известно в задаче?

– Что обозначает число 210? (Сколько было)

– Что обозначает число 75? (Сколько расстрелял)

– Что неизвестно? (Сколько осталось)

– Какой главный вопрос в задаче? Каким действием будем решать? (вычитанием)

Записываем условие и решаем.

Решение: 210 - 75 = 135(яд.) – осталось.

Ответ: у пушкаря осталось 135 ядер.

Мы спасли Мюнхаузена из болота и нашли ещё один орден. (ЦЫ)

Физминутка (объятия)

Радость поб еды. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки, поздравьте друг друга с победой.

Нам осталось найти ещё один орден.

- Может кто-нибудь мне скажет, какая ягода была любимым лакомством Барона? (Вишня) Какое приключение случилось с Мюнхаузеном, связанное с этой ягодой? Для этого решим примеры. (Повторяем умножение на 0, умножение на 1)

(Кончились патроны на охоте, и Барон М. выстрелил в оленя из ружья вишнёвой косточкой. От этой косточки у оленя на голове выросло вишнёвое дерево.)

(14 + 39) х 0 В 1 х (56 – 48) Ш (36 – 20) - 0 Я
(100 – 1) – 99 И (75 – 66) х 1 Н

Справились с заданием и получаем последний орден. (5а или б)

Прочитаем, что получилось?

МОЛОДЦЫ 5 класс.

IV. Рефлексия деятельности.

Понравился вам урок?

— Было ли вам скучно на уроке?

Чем мы занимались на уроке?

— Что запомнилось?

— Где побывали? Кому помогали?

— Кто был самый активный на уроке? Какие оценки поставим?

Чему мы научились? Что повторили?

V. Итог урока. Оценки. Спасибо. Молодцы.

Приложение 1