Цели:
1) закрепить изученный материал, отработать вычислительные навыки сложение и вычитания чисел с переходом через разряд;
2) закрепить умение находить неизвестный компонент сложения и вычитания;
3) развивать внимание, память, речь, мышление.
Оборудование: плакаты с заданиями, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. (Запись числа и классной работы)
К какому уроку приготовились?
– Какой он по счёту?
– Какое сегодня число?
– Какой месяц? Год?
II. Повторение.
Из ряда чисел выписать отдельно чётные – 1 вариант, отдельно нечётные – 2 вариант.
27, 222, 311, 42, 47, 46, 320, 423, 675, 764, 28, 96, 621, 543, 468, 30,404, 600, 45, 307, 813.
– Кто такой Мюнхаузен?
– Кто назовёт произведение, в котором о нём говорится? (Приключения Барона Мюнхаузена)
III. Постановка учебной цели. (сообщение темы и цели)
Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие: тема путешествия “Сложение и вычитание с переходом через разряд”. Мы будем путешествовать вместе с Мюнхаузеном. Поможем ему преодолеть трудности и найти ордена, которые он потерял. От того как мы усвоили материал будет зависеть, поможем мы Барону или нет. Вы согласны? Ну, что ж, в путь.
(Тревожные звуки – среди этих звуков, слышен грохот боя)
Что же произошло с бароном Мюнхаузеном? Он летал на снарядах. Барон удачно приземлился на последний снаряд, но неожиданно раздался взрыв. И чтобы он не пострадал, нужно ему помочь выполнить задание. (Два человека у доски, остальные в тетради по вариантам. Проверка – поменяться с соседом)
138+165 | 407?48 |
275+ 27 | 810? 81 |
480+5?5 | 1000?7?4 |
Получают орден (МО)
IV. Закрепление изученного. Включение в систему знаний.
На снарядах полетали
И Мюнхаузена спасли.
Долго мы держали путь
Нужно просто отдохнуть.
Чтоб не сбились мы с пути
Нужно ордена найти.
(Изображение павлина)
– Может павлин нам поможет? Может у него в хвосте спрятан орден? Чтобы узнать, надо выполнить задание спрятанное у него в хвосте. Это примеры на нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
(Вспомнить как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.)
249 + х = 600 | 1000 – х = 789 |
х – 501 = 199 |
(Работа у доски 3 человека, остальные по рядам)
Справились и с этим заданием. Получили ещё один орден. (ЛОД)
– Ой, куда это мы попали? (В болото)
– Был здесь Мюнхаузен? (Да)
– На болоте Барон попал в беду, надо ему помочь. А подскажут нам болотные кочки.
А Ч А Д А З
“У пушкаря было 210 ядер. В бою он расстрелял 75 ядер. Сколько ядер осталось у пушкаря?”
– О чём говорится в задаче?
– Что известно в задаче?
– Что обозначает число 210? (Сколько было)
– Что обозначает число 75? (Сколько расстрелял)
– Что неизвестно? (Сколько осталось)
– Какой главный вопрос в задаче? Каким действием будем решать? (вычитанием)
Записываем условие и решаем.
Решение: 210 - 75 = 135(яд.) – осталось.
Ответ: у пушкаря осталось 135 ядер.
Мы спасли Мюнхаузена из болота и нашли ещё один орден. (ЦЫ)
Физминутка (объятия)
Радость поб еды. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки, поздравьте друг друга с победой.
Нам осталось найти ещё один орден.
- Может кто-нибудь мне скажет, какая ягода была любимым лакомством Барона? (Вишня) Какое приключение случилось с Мюнхаузеном, связанное с этой ягодой? Для этого решим примеры. (Повторяем умножение на 0, умножение на 1)
(Кончились патроны на охоте, и Барон М. выстрелил в оленя из ружья вишнёвой косточкой. От этой косточки у оленя на голове выросло вишнёвое дерево.)
(14 + 39) х 0 В | 1 х (56 – 48) Ш | (36 – 20) - 0 Я |
(100 – 1) – 99 И | (75 – 66) х 1 Н |
Справились с заданием и получаем последний орден. (5а или б)
Прочитаем, что получилось?
МОЛОДЦЫ 5 класс.
IV. Рефлексия деятельности.
— Понравился вам урок?
— Было ли вам скучно на уроке?
— Чем мы занимались на уроке?
— Что запомнилось?
— Где побывали? Кому помогали?
— Кто был самый активный на уроке? Какие оценки поставим?
Чему мы научились? Что повторили?
V. Итог урока. Оценки. Спасибо. Молодцы.