Цели:
Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет ее, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед. | самоопределение (Л) смыслообразование (Л) целеполагание (Р) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Минутка чистописания на чаль я на ма фор - Какая единица речи записана на доске? Запишите. Что можем составить из слогов? (Слова) А какую единицу речи можем составить из слов? (Словосочетание) начальная форма - Запишите. - Рассмотрите картинку в учебнике с. 69. Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. (Дети молчат). - Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое начальная форма). - Откройте “Толковый словарь” и найдите слово “азбуки”. (Нет) - А может быть , есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы слова “азбуки”? (Слово “азбука” стоит в единственном числе, а “азбуки” - во множественном) - А теперь найдите слово “багажом”. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (Багаж). Чем она отличается от формы “багажом”? (Слово “багаж” отвечает на вопросы кто? что?, а слово “багажом” - кем? Чем?) Работа с правилом с. 70 - В словарях слова всегда стоят в начальной форме. |
самоопределение (Л) смыслообразование (Л) целеполагание (Р) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) анализ, синтез (П) извлечение необходимой информации из текстов (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) постановка и формулирование проблемы (П) волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) использование критериев для обсуждения своего суждения (К) |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | - Откройте словарь “Пиши
правильно”. Прочитайте первые пять
слов-названий предметов. Все ли они стоят в
единственном числе? Все ли отвечают на вопросы
кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В
начальной форме). - Откройте “Толковый словарь” Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА. - Что это за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова? - Какая начальная форма слова? (Азбука) - Как называются частички слова – а, - и ) (Окончание) - Прочитайте словарную статью к слову “багаж”. Расшифруйте букву – а в слове: кто, что? Багаж, нет кого? Чего? Багажа. - Назовите начальную форма слова. (багаж). - Работаем в группах (Озвучивать или нет основание для деления учеников на группы, зависит от уровня готовности класса). - Прочитайте в упражнении 46, 47 стихотворения О.Григорьева, М.Яснова. Найдите разные формы одного и того же слова .(нет высоты, есть высота; зеленое, зеленые, зеленая, зеленый) - Выпиши формы столбиком, выдели окончания и основу. (Выполняют на листе бумаги, выбранному ученику предлагают выйти и показать всему классу работу группы). Вывешиваю на магнитную доску. - Назови начальную форму слова. (Высота, зеленый) Обучающиеся возвращаются на свои места и записывают формы слова в тетрадь. - Одинаковы ли основы? (Одинаковые). - Значит разные слова мы записали или разные формы одного и того же слова? (Разные формы одного и того же слова) - Чем отличаются начальные формы слов? (Слово-предмет, слово-признак). - У каких слов-признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленый, зеленая) - У какого слова-признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые). - Что можно определить у слов-признаков? (Число) - А можно по окончаниям определить род слов-признаков? (-ое – с.р., -ая – ж. р., -ый – м. р.) - Слова-признаки изменяются по родам? (Да) - А слово-предмет можно изменить по родам? (Обращение к группе, которая работала по упр. 46). Измените слово “высота” по родам. (Не получается, значит слова-предметы не изменяются по родам) Динамическая пауза. - Определим род слов-предметов. Если я называю слова-предметы м.р. – руки вверх, слова-предметы ж. р. – руки вперед, слова-предметы с. р. – присесть. (Осень, лист, желтизна, полет, небо, барсук, солнце, краснота, холод, дерево, мороз, поле, лиса, соня) - Почему вы не выполнили движение при слове-предмете “соня”? (Слово-предмет общего рода). |
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, (П) извлечение необходимой информации из текстов (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) выполнение пробного учебного действия (Р) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений (К) осознание ответственности за общее дело (Л) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) достижение договоренностей и согласование общего решения (К) |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | - Итак, почему вы легко определяли род слов-предметов. Чем они все похожи? (Стоят в начальной форме – в единственном числе, отвечают на вопросы кто? что?) Проверим правильность нашего предположения. (Поставить слово в начальную форму, “высота” - она высота – ж. р. | анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) подведение под понятие (П) определение основной и второстепенной информации (П) структурирование знаний (П) волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К) |
5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | При проведении данного этапа
используется индивидуальная форма работы.
Учитель организует деятельность по применению
новых знаний с тетрадью на печатной основе № 1 и с
дальнейшей самопроверкой по эталону. - Откройте тетради с печатной основой на стр. 23 и выполните, не забудьте применить новое правило. При необходимости учитель просит детей, которым все понятно, дать пояснения или дает пояснения сам. Игра “найди слово” - Найдите слова с орфограммой” парная согласная по звонкости и глухости”. (снег, мороз, алмаз, глаз, волк). Докажи. - Найдите слова с орфограммой “безударная гласная” (дворе, комната, стекло). Докажи. |
самоопределение (Л) анализ, синтез, сравнение (П) волевая саморегуляция (Р) познавательная инициатива (Р) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ность (К) контроль, коррекция, оценка своих возможностей (Р) |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД | Тест “Определи начальную форму
слова” А) осенью, осень, осени; Б) об осени; В) осень. Определи начальную форму слова А) красота; Б) в красоту; В) о красоте. Определи начальную форму слова А) небо; Б) в небе; В) из неба. Определи начальную форму слова А) без природы; Б) с природой; В) природа. Самопроверка по слайду (в, а, а, в) - Поднимите руку те ребята, у которых нет ни одной ошибки. (100%) - Поднимите руку те ребята, у которых одна ошибка. (70%) - Поднимите руку те ребята, у которых две ошибки.( 50% - выполнения). - Заметьте, ребята, что слова начальной формы не употребляются с предлогом. |
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания (П) построение логической цепи рассуждений (П) доказательство П) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Какое затруднение у вас
возникло? В чем была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? - Оцените свою собственную работу, используя смайлики. (Веселый смайлик – понял изученный материал; грустный смайлик – есть затруднения). - Обоснуйте свой вывод. - Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? |
рефлексия способов и условий
действия (П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) самооценка на основе критерия успешности (Л) адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) использование критериев для обоснования своего суждения (К) следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |