Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.
Задачи:
- обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Крылове;
- развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
УУД:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
Учитель: Настал новый день. Какой он сегодня? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, яркость солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова: “Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”. Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
- Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки, пороки и, смеясь, с ними расстаться? (Басня)
- Теперь вы можете точно сказать, о чем мы будем говорить на уроке? (Басни)
- Что такое басня? Кто пишет басни? В чем сила басни?
Сказка – ложь, подчас и басня - то ж.
Но учат обе обернуться на себя,
Исправить вовремя грешки,
Чтоб стыдно не было перед людьми.
А чтоб конкретно в этом убедиться,
Не худо б нам к живым примерам обратиться.
- Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках вы бы сочинили басню?
Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения баснописцев помогут вам стать лучше.
Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Но мы с вами сегодня будем говорить о творчестве великого русского баснописца. Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь. (Слайд)
Нави Волырк
“Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
Что можете сказать об этом человеке?
Учащиеся: Крылов писал басни для взрослых, но их интересно было читать и детям, потому что каждая басня написана как сказка. В ней живут и разговаривают разные звери. Поэт рассказывает так смешно, с таким лукавым весельем, что и детям есть чему поучиться, читая басню.
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Учитель: В самом деле, Крылов, высмеивая человеческие пороки, вошёл в сердца и память многих поколений. Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие”.
Можно ли сказать, что творчество И.А. Крылова переносит нас в Зазеркалье?
И.А. Крылов писал басни, где в образе животных скрываются люди со своими характерами и делами. В баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Басня, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми.
Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова, проявить смекалку и творческие способности и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
III. Выразительное чтение басен И.А. Крылова.
Басни нашли своё отражение и в искусстве. Сейчас мы послушаем басни Крылова в исполнении ребят :
1. Вглядитесь в эти лица,
Узнайте в них себя,
Когда совместно вы берётесь за дела.
Басня “Квартет”
“Какие слова из этой басни стали крылатыми? Их можно часто услышать. (“Чтоб музыкантом быть…”) Чего оказались лишены герои?” (умения)
2. Что может хуже быть вранья?
Само враньё и лесть впридачу,
Но я напрасно время трачу.
Про лесть есть басня у меня.
Басня “Ворона и Лисица”
И.А. Крылов даёт возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна
1. Смеяться не устали вы?
Продолжим нашу встречу.
Прошу на встречу героев басни “Стрекоза и Муравей”
Мораль сей басни какова?
IV. Викторина. Чтение отрывков из басен, угадывание названий.
Теперь от чтенья отдохнём
И пищей ум другой займём.
Посмотрим, кто знаток
Крыловских басен, а посему
Умён, начитан и прекрасен.
1. Индивидуальная работа с карточками. (в парах 4 человека)
Басня-путаница
К кому-то принесли от Мастера Ларец.
Отделкой чистотой Ларец в глаза кидался.
На тысячу ладов тянул, переливался.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться.
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
Прощай, хозяйские горшки!
2. Рассмотрите изображения и найдите 1 лишнее животное или 1 лишний предмет.(слайд)
Назовите басню.
I команда: осел, козел, медведь, мартышка, зеркало.
II команда: лебедь, рак, щука, лиса.
III команда: обезьяна, медведь, зеркало, очки.
3. Внимание – “Чёрный ящик”!
- В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”)
- С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, “что там за рожа”. Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и Обезьяна”)
- Здесь то, за чем “голодная кума Лиса залезла в сад”. (Виноград, басня “Лисица и Виноград”)
4. Объявления
Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из каких басен эти герои.
- “Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу”. (Мартышка, басня “Мартышка и Очки”).
- “Срочно сниму тёплую квартиру до весны!”. (Стрекоза, басня “Стрекоза и Муравей”)
- “Похвалю любого, кто похвалит меня”. (Кукушка, Петух, басня “Кукушка и Петух”)
- “Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель”. (Ворона, басня “Ворона и Лисица”.
5. Проверка индивидуальной работы.
V. Соотнесение морали из басен Крылова с русскими пословицами и поговорками.
Народная мудрость басен Крылова оказалась так близка народным сказкам, пословицам и поговоркам, что многие строки его басен обратились народными пословицами и поговорками и прочно вошли в нашу память.
Подберите к басням Крылова, которые нам известны, пословицы и объясните, почему вы так считаете.
1. Не пори, когда шить не умеешь. (“Квартет”).
2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (“Чиж и Голубь”)
3. Где родился, там и сгодился. (“Щука и Кот”)
4. Не место красит человека, а человек место. (“Квартет”.)
5. Собака лает – ветер относит. (“Слон и Моська”.)
- Когда нам хочется с насмешкой отозваться о задорном и слабосильном забияке, наскакивающем на спокойного, добродушного силача, мы используем крылатое выражение:
- Человеку, берущемуся за дело, которого он не умеет делать, говорят…
- Человеку, который очень хорошо замечает недостатки у других, но не видит своих, мы говорим…
VI. Подведение итога урока.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какова была цель нашего урока?
- Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Вот видите, как важно.
Пусть всё, что мы сегодня услышали и увидели, оставит добрый след в ваших душах.
Конечно, мы понимаем, что И.А.Крылов – великий мастер художественного слова. Он – мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он “лечит” общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И.А.Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.
Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И вечен Крылов, пока живы жадность и зависть, трусость и лесть, воровство и казнокрадство, коварство и неблагодарность.
VII. Рефлексия.
У каждого ребёнка на парте маленькое “сердечко” из цветной бумаги. Напишите на “сердечке” одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют “сердечки” к портрету баснописца на доске)
Сегодня на уроке я:
- Научился
- Было интересно
- Было трудно
- Мне показалось важным…
- Я понял, что…
VIII. Оценка деятельности детей.
Учитель: Активно работали, были необыкновенными актёрами …
Красиво и правильно выражали свою мысль …
Внимательно слушали одноклассников …
Благодарю за урок.
Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания.