Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами дидактической игры.
Цели: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарём, позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников; способствовать формированию чувства гордости за Родину, воспитанию гуманного отношения к людям, развитию требовательности к себе в плане самовоспитания нравственных качеств характера.
Задачи.
1. Обобщить и систематизировать материал по теме “Сложносочиненное предложение”: роль союза и в простом и сложносочиненном предложении, знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения, повторить изученные орфограммы.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив обучения.
4. Формировать компетентности: информационную, коммуникативную, технологическую, готовность к решению проблем.
Основные знания и умения: различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), знать изученные орфограммы, выполнять тестовые задания, работать со справочной литературой.
Основные понятия: простое предложение, однородные члены предложения, сложное предложение, сложносочиненное предложение.
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация “Сложносочинённые предложения”, тесты по теме “Сложносочинённые предложения”, иллюстрации “Сергий Радонежский”, “Варфоломей”, “Троице — Сергиева лавра”, карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности, предложения для каждой группы, экран, CD проектор, слайды, магнитная доска, тетради, учебники, компьютеры, тесты, карточки-задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока и постановка цели
- Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения. Работа с текстом”. Наш урок мы интегрируем с литературой, с историей и с живописью.
Цель: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях;
Постановка задач.
- Что же конкретно для этого нам нужно сделать? Обратимся к ключевым словам. Итак, нужно повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; усваивать отличие ССП от ПП с однородными членами предложения; правильную расстановку знаков препинания в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
И, наконец, мы вновь будем учиться работать с текстом, определять ее тему и микротему частей, т.е. готовиться к итоговой аттестации.
- Откройте тетради и запишите дату, тему урока “Сложносочинённые предложения. Работа с текстом”.
3. Актуализация опорных знаний
- На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
А) Цифровой диктант (Работа в группах сменного состава)
“Погружение” по “учебной цепочке”:
Учащиеся один за другим составляют характеристику сложносочиненного предложения:
1) Сложносочиненное предложение – 9) это сложное предложение, части которого связаны сочинительной связью.
2) Части сложносочиненного предложения - 10) равноправны по смыслу.
3)Союзы, соединяющие части ССП, делятся на - 12) соединительные, противительные и разделительные.
4) В сложносочиненном предложении с соединительными союзами и, да, ни-ни, тоже, также - 15) перечисляются события, происходящие одновременно или последовательно.
5) В ССП с противительными союзами а, но, да, однако, же, зато - 16) вторая часть противопоставлена первой.
6) СПП с разделительными союзами или, либо, то - то, не то – не то - 19) сообщают о чередующихся событиях или указывают на то, что из нескольких событий возможно только одно.
7) В ССП с соединительным союзом и запятая не ставится - 20) если одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий. 21) если имеется общий второстепенный член предложения.
- Почему в 7 задании два ответа? (20 – не запятая ставится, а тире)
Учитель: Итак, мы проверили ваши теоретические знания, теперь проверим умения.
Б) Конструирование предложений
Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению.
- Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1) Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем).
2) Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной работой)
4. Подготовка к работе с текстом.
- Прослушайте песню в исполнении Жанны Бичевской “Колокольный звон над землей”. Постарайтесь запомнить свои ощущения.
Слушание песни
- Какие чувства вы испытывали, слушая песню?
Словесный тематический ряд: колокольный звон, монастырь, братия, молитва.
- Обратимся к тексту “О колокольном звоне” из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. - с.128-130:
- Для этого нам необходимо проложить связь с историей и древнерусской литературой. Прочитаем необходимые слова:
Словарная работа
Летописец-составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий.
Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь.
Интервент - участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.
Ратник - в старину человек, который воевал, сражался с врагами.
5. Работа с текстом
1) Любила Русь колокольный звон.
2) Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.
3) Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис.
4) Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов, и именно он, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России.
5) Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
6) Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
7) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
8) Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы.
- Что нового узнали?
Вопросы и задания к тексту.
1. Выпишите грамматическую основу 2-го предложения. (ОГЭ №8)
2. В 1 абзаце найдите ССП, укажите номер этого предложения. (ОГЭ №12)
3. В 1 абзаце найдите предложение со вставной конструкцией. (ОГЭ №10)
4. В 4 предложении найдите слово с чередующейся гласной в корне. (положил)
5. Какой вид связи использован в словосочетании колокольный звон в предложении 6. (ОГЭ №7).
- Послушайте пословицы о колоколе:
- Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.
- Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню.
- Поп - за колокол, а мы - за ковш.
- Из каких предложений по структуре состоят эти пословицы?
(1) ССП; 2) простое с однородными сказуемыми; 3) ССП с неполными простыми)
- В задании №3 ОГЭ необходимо знать средства выразительности, в том числе и фразеологизмы. Со словом колокол запомните фразеологизмы:
1. “Смотреть со своей колокольни” - судить о ком-либо или о чем-либо только со своих позиций, односторонне (“односторонность” - узость взглядов).
2. “Звонить (трезвонить) во все колокола” (просторечный фразеологизм) - во всеуслышание, повсюду, всем говорить, рассказывать о чем-либо.
- Теперь обратимся к предложению №7.
7) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
- На сегодняшнем уроке хочу поговорить еще о человеке, который имеет отношение к Куликовской битве, при имени которого русский человек думает о величии своей Родины, о нравственном возрождении, хочет стать лучше, чище, достойнее. Но я предлагаю вам самим определить его имя. Помогут вам в этом фотографии храмов, освященных в честь этого человека, его высказывания, ставшие крылатыми выражениями, и репродукции икон с его изображением.
Слайды
- Имя этого человека, православного преподобного святого – Сергий Радонежский.
- Ребята, в процессе работы хочу, чтобы вы сами мне сказали к концу урока, почему я говорю сегодня о колокольном звоне и Сергии Радонежском.
Обратимся теперь мы к литературе, недавно мы закончили изучать древнерусскую литературу, вы, конечно, помните понятие жанра “житие”. (Ответы детей)
Житие — жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых.
На уроке вы должны узнать: каково значение личности Преподобного Сергия Радонежского для современного человека.
Во время работы нам будут встречаться слова, значение которых можно узнать из словаря урока.
Словарь урока
Братья – монахи в монастырях.
Игумен – главный в монастыре.
Вкушение – то, когда едят.
Обитель - место, где живут монахи.
Отрок – мальчик.
Пустынник - житель пустыни.
Скорбит – грустит.
Чадо – ребенок.
Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодившие Богу, пребывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.
Эпиграф: “Святой старец, пречудный и совершенный”.
- Почему Преподобного Сергия называют Святым;
(Святые — это люди, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу, люди, своей добротой и кротостью, своим самоотверженным служением Богу и ближним, своей жизнью показавшие плоды, которые должно давать христианство. Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела)
Слово учителя.
Имя Преподобного Сергия Радонежского славится на Руси издавна.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
- Как вы думаете, откуда мы знаем о жизни Сергия Радонежского? (Ответы детей).
Конечно, Житие святого Сергия как нельзя лучше повествует нам о нем.
Наиболее известным источником сведений, и в то же время замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
- Я зачитаю отрывок из жития.
Все мы знаем о роли Преподобного Сергия в победе на Куликовом поле.
“Услышав от Великого князя о нашествии Мамая, святой благословил Димитрия, вооружил его молитвой и сказал: "Господин мой, тебе следует заботиться о врученном тебе Богом христоименитом народе. Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернешься в свое отечество невредимым с великими почестями". Великий князь ответил: "Если Бог поможет мне, я построю монастырь во имя Пречистой Богоматери" – и, приняв благословение, покинул обитель, торопясь в путь.
Собрав всю свою дружину, он с поспешностью выступил против безбожных татар. Увидев великую силу татарского войска и его многочисленность, русские остановились в сомнении, не зная, что делать, и страх охватил многих. Нежданно в это время прибыл скороход с посланием от святого, в котором было написано: "Господин мой, смело вступай в бой со свирепым врагом, не сомневаясь и не страшась его, помощь Божия будет во всем с тобою". Тотчас, исполнившись решимости, Великий князь со всем своим войском начал бой с погаными, прежде помолившись так: "Великий Боже, сотворивший небо и землю! Будь мне помощником на врагов Твоего святого имени". Начался бой, и многие воины пали замертво; Господь же помог великому победоносному Димитрию — поганые татары потерпели поражение и были окончательно разбиты; окаянные увидели обращенный против них Божий гнев и ярость и все обратились в бегство”. [15, 43]
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к Сергию Радонежскому.
Я предлагаю вам послушать текст в аудиозаписи. Это не само житие, написанное на древнерусском языке, а художественное переложение.
6. Аудирование
- Сколько смысловых частей можете выделить в данном тексте?
Посмотрите на репродукцию картины М. Нестерова и соотнести, какой фрагмент художник изобразил (“Видение отроку…”)
Святая просфора - с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба.
- Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать, была Псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.
Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране.
- Попробуем сжато изложить содержание каждой части. О чем не должны забывать при сжатии текста? (О микротемах).
Текст (карточки на столе)
Святой Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец
Святой Сергий жил в очень тяжелое для Руси время. Татары завоевали всю страну, а между отдельными русскими княжествами продолжались раздоры.
Родители Сергия, Кирилл и Мария, были боярского рода, но жили они очень просто. У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Средний сын, Варфоломей, и стал потом Преподобным Сергием.
С детства Варфоломей обращал на себя внимание родителей своей добротой, любовью к молитве и посещением храма. Но когда вместе с братьями стал учиться, он оказался таким неспособным, что никак не мог научиться читать. Учитель наказывал его, товарищи над ним смеялись, и сам Варфоломей очень горевал, но ничего не мог поделать.
Однажды отец послал Варфоломея искать убежавших жеребят. В лесу он вдруг увидел старичка-священника, подозвавшего его к себе. Варфоломей рассказал ему о своем горе с учением. Старец утешил его и дал съесть кусочек просфоры.
Вместе с Варфоломеем старец пришел к его родителям, остался пообедать. А перед едой велел Варфоломею читать Псалмы. Смущённый Варфоломей отказывался, говорил, что не умеет читать. Но старец настаивал, и когда мальчик взял в руки книгу, он вдруг стал правильно и хорошо читать.
- Ваш сын будет велик перед Богом, - сказал старец, прощаясь с родителями. Никто никогда больше его не встречал.
- Определите стиль текста. (Художественный)
- Тип речи: повествование.
- Прочитайте про себя 1 абзац. Сформулируйте микротему.
Прочитайте готовый сжатый пересказ. Какие способы сжатия использованы?
Рождение и детство
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии.
- Прочитайте про себя 2 абзац. Сформулируйте микротему.
Сопоставьте 2 текста:
- Какие способы приемы использованы во 2 части.
- Попробуйте сжато изложить содержание 3 части.
Заслуги
Четыре великих дела Сергия Радонежского:
1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей.
2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры).
Используя слова, приведенные в таблице, опишите личность Сергия Радонежского. Постарайтесь использовать как можно больше слов.
Монастырь, Преподобный, лавра, сохранять, Святой, любить, нужда и голод, знать, понимать, надеяться, верить, гордиться, молиться, трудиться, сопереживать, забота, возрождать, защита, участвовать, помнить, чудо, Куликовская битва, иконы, храмы, крылатые выражения…
- Теперь хочу, чтобы вы сами мне сказали к концу урока, почему я говорю сегодня о Сергие Радонежском.
- В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
25 сентября (по новому стилю 8 октября) 1392 Сергий скончался, прожив 78 лет, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. В этом году в июле отмечали 700-летие.
- Торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, прошли 16-18 июля практически во всех регионах страны.
Центром празднования стала Троице-Сергиева лавра, стоящая на том месте, где 7 веков назад поселился Сергий Радонежский.
7. “Синквейн”
Творческая работа: сочинить пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме. По форме – последовательная “лесенка” из пяти строк: в каждой строке происходит добавление (убавление) слова от 1(3) до 5 или наоборот. Допустимо некоторое отклонение от строгих правил, поскольку задание носит творческий характер.
Составление духовного портрета Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский
Праведник защитник
Мудрый милосердный идеальный
исцелял
Радел за православную веру самоотверженно помогал людям
служил народу
образец нравственных и духовных ценностей
- Назовите, какими качествами наделил автор своего героя? Есть ли у него отрицательные качества? (Милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, смирение, прозорливость, настойчивость, и т.д. Герой жития не мог обладать отрицательными качествами)
- Какие качества характера Преподобного Сергия Радонежского вам хотелось бы в себе воспитывать?
8. Заключение
- Поучительна ли жизнь героя?
- Жизнь Сергия Радонежского поучительна, независимо от национальности и вероисповедания она учит морали, мудрости, трудолюбию и настойчивости в достижении цели.
Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и житие Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.
9. Лист оценки
Фамилия, имя ___________________
Виды работы | Оценка |
Повторение теории | |
Тестирование | |
Определение микротем текста | |
Сжатие текста | |
Итоговая оценка за урок |
10. Рефлексия
- Прежде чем вы запишите в дневники домашнее задание, я предлагаю вам оценить свое эмоциональное состояние, используя смайлики, которые лежат у вас на столах. “Скучно”, “Скорее в библиотеку!”, “Ничего нового”, “Класс!”.
11. Домашнее задание
П.16. Упр. 73.