Проблема, с которой мы с ребятами столкнулись в прошлом учебном году, – это повышенная заболеваемость учеников нашего класса. Из 1114 пропущенных уроков 615 уроков по болезни.
В начале учебного года я провела анкету “Что я знаю о здоровье?” (Приложение №1). Проанализировав анкету, стало ясно, что многие учащиеся подменяют понятие здоровый образ жизни, тем, что они не курят и не употребляют наркотики. Многие ребята не знают правил закаливания и способов защиты от многих простудных и вирусных заболеваний, ничего не делают для повышения уровня своего здоровья.
Также, ребятам я предложила ответить на вопросы теста “Ведёте ли вы здоровый образ жизни?”. По результатам теста сделаны следующие выводы: если большинство учащихся будут жить в таком режиме, то шансы дожить до пенсии, не велики. Был дан совет – “Не откладывайте профилактику на завтра!”.
Каждый учитель формирует у детей понятие здорового образа жизни, воспитывает соответствующие навыки и привычки через различные беседы, встречи с медицинскими работниками и т.д. Проведя анализ анкет, мы с ребятами выяснили, что учащиеся не совсем глубоко понимают условия эффективности здорового образа жизни. Исходя из этого, становится очевидным, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Поэтому в этом году я решила отказаться от традиционных бесед и дать детям самим построить свою работу, где не нужно было бы слушать чьи-то назидательные речи.
Объектом проекта является процесс активизации работы по формированию представлений и навыков школьников о здоровом образе жизни.
Целью нашего исследования является поиск способов сохранения и укрепления здоровья и профилактика простудных и вирусных заболеваний.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Расширить систему представлений о способах укрепления здоровья.
2. Разработать рекомендации по организации условий здорового образа жизни и своевременной профилактики заболеваний.
3. Создать условия для реализации творческих способностей учащихся.
Весь проект состоял из комплекса мероприятий, проведение которого рассчитано на 1 месяц. Наша работа началась с создания творческих групп и поэтапной реализации задач. С учётом возрастных особенностей, индивидуальных способностей учащихся каждой группе были даны задания.
Творческая группа актёров
За несколько лет в нашем классе мы провели немало мероприятий на тему по “Здоровому образу жизни”. Для того чтобы систематизировать свои знания по данной теме, мы решили в качестве каких-нибудь сказочных героев выступить перед другой аудиторией на классном часе в третьем (подшефном) классе.
Творческой группе актёров было дано задание:
- подобрать материал для проведения классного часа на тему “Как сберечь своё здоровье”;
- распределить роли между учащимися класса;
- подготовить соответствующие реквизиты для инсценировки: костюмы, таблички с надписями, памятки, музыка.
Подготовив материал, мы провели мероприятие в форме игры-путешествия “Путешествие в страну “Неболейка” (Приложение №2).
Творческая группа практиков
Не всегда можно все знания удержать в голове, поэтому ещё одним этапом нашего проекта явилось составление памяток.
Перед группой практиков стояла задача: разработать памятки и создать буклет.
В неё входили 5 учащихся, между которыми были распределены следующие задания:
- Памятка “Режим дня”
- Памятка “Гигиена полости рта”
- Памятка “Правила закаливания”
- Памятка “Правильное питание”
- Памятка “Профилактика простудных заболеваний”
- Буклет “Быть здоровым - это модно!”
Памятки были помещены в уголок “Здоровья” (Приложение №3).
Творческая группа исследователей
Творческой группе “Исследователи” нужно было разработать проект-презентацию по теме “Вирусные заболевания”.
Авторы проекта: Алина, Данияр, Батыр, Ерлан.
Название проекта: Вакцинация.
Направляющие вопросы.
Основополагающий вопрос:
Прививка от гриппа: да или нет?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Как же обезопасить себя и своих близких от вируса гриппа?
- Какие профилактические меры предпринять?
- Делать прививку или нет?
- Насколько серьезными могут оказаться последствия коварного заболевания?
Между членами группы самостоятельно были распределены следующие задания:
- Познакомиться с возникновением коварного заболевания “грипп” (Ерлан).
- Узнать его симптомы, признаки, пути заражения (Алина).
- Определиться с мерами профилактики и лечения народными средствами (Данияр).
- Узнать роль прививки от гриппа (Батыр).
- Выяснить, ставить прививку или нет у медицинских работников и окружающих меня людей (Ерлан).
- Проанализировать частоту своей простудной заболеваемости и своих одноклассников (Алина, Батыр).
Работа над проектом осуществлялась по следующим этапам:
1 этап - ознакомительный
На этом этапе происходит знакомство учащихся с самим проектом.
2 этап - концептуальный
Участники знакомятся с представленными на социальных сервисах материалами проекта. Участники разрабатывают концепцию проекта, предлагают темы исследований, обсуждают возможные формы работы, распределяют между собой задания.
3 этап - информационный
Сбор информации по теме проекта, участники выполняют самостоятельные исследования закреплённые за каждым.
4 этап - завершающий
Создание и презентация проекта перед новой аудиторией.
Результатом работы групп стало проведение классного часа “Я выбираю здоровье” с привлечением родителей.
План классного часа
- Вступление.
- Наши достижения. Выступления ребят.
- Дискуссия между учащимися и их родителями.
- Презентация проекта.
- Результаты анкетирования.
- Схема “Слагаемые здоровья”.
1. Вступление
Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье. В словаре даётся такое понятие здоровья: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней”.
Вы только посмотрите, как велик человек! Уже ступил на Луну и скоро побывает на других планетах. Вот-вот создаст искусственные жизнь и разум, которые будут способны контактировать с естественными, а затем и превысят созданные природой. И какими темпами!
А вот другие картины. Пройдитесь по улице большого города: вы всегда встретите немало людей, которые шаркают подошвами по асфальту, дышат с трудом, ожиревшие, глаза потухли. В страхе дрожат перед болезнями и смертью. Да тот ли человек покорил Космос, создал сонаты Бетховена?
В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и от жадности, но иногда и от неразумности.
Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым.
Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные.
К сожаленью, здоровье, как важная цель, встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже смерть не может надолго напугать.
Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И ещё пятое – счастливая жизнь!
2. Наши достижения (выступление ребят)
Ребята делятся своими достижениями, полученными в ходе проекта:
- Показ фрагмента классного часа, проведённого в третьем классе.
- Знакомят с памятками, расположенными в уголке здоровья.
- Раздают учащимся и родителям буклеты “Быть здоровым – это модно!”. (Приложение №4)
3. Дискуссия между учащимися и родителями
Для дискуссии были заданы следующие вопросы:
- Каковы должны быть меры профилактики гриппа.
- Нужно ли лечиться народными средствами?
- Может ли ватно-марлевая повязка задерживать достаточное количество микробов.
- Делать прививку или нет? (Приложение №3)
4. Презентация проекта “Вирусные заболевания”
Обсуждение выводов, сделанных группой “Исследователи” на основе приёма белых и чёрных оппонентов.
5. Анкетирование
Проведение повторного анкетирования “Что я знаю о здоровье?”.
6. Схема “Слагаемые здоровья”
Заранее подготовить разноцветные карточки со словосочетаниями: подвижный образ жизни; переедание; правильное питание; ночной образ жизни; вредные привычки; отказ от вредных привычек; режим дня; активный отдых; полноценный сон; еда на ночь; перекусы; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции; стрессовые ситуации; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Эти карточки крепят магнитами на доску. Учитель предлагает прочитать и оставить на доске только те карточки, высказывания на которых мы можем связать со здоровым образом жизни. Дети читают и предлагают оставить некоторые из них. Остальные карточки снимаются с доски (на этом этапе возможны обсуждения).
Составляется схема здорового образа жизни:
- подвижный образ жизни;
- правильное питание;
- отказ от вредных привычек;
- режим дня;
- активный отдых, полноценный сон;
- закаливание;
- личная гигиена.
Эффективность данного проекта
Проведя и проанализировав полученные результаты анкеты, мы сделали следующие выводы: работа над проектом принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (98 %) правильно определяют понятие здорового образа жизни, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего проекта таких учащихся было 35 %, а 27 % учащихся приступили к холодным процедурам – обтиранию. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают свои усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье.