Урок-игра по русскому языку в 6-м классе по теме «Тайна за семью печатями»

Разделы: Русский язык


Урок-игра по русскому языку в 6 классе по теме “Тайна за семью печатями”

Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.

Задачи.

  1. Учить правилам написания писем. 
  2. Воспитывать культуру письменной речи.

Форма: урок-игра “Звездный час”

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, экран, таблички или веера с цифрами от 0 до 8 для игроков, карточки с надписями или картинками, 9 кубиков из детского набора “Учись читать”, бумага и карандаши.

Правила игры

1. В игре могут участвовать любой количество человек, которые объединяются в пары.

2. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами от 0 до 8, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа.

3. В следующий тур выходят пары, которые набрали большее количество баллов, а пара с наименьшим количеством баллов, покидает игру.

4. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал.

I тур - участвуют 12 человек, которые играют в парах (6 пар).

II тур - участвуют 10 человек, которые играют в парах (5 пары).

III тур - участвуют 8 человек, которые играют в парах (4 пары).

IV тур - участвуют 6 человек, которые играют в парах (3 пары).

V тур - финал

5. В конце игры итоги определяется пара победителей.

“В письмах человек обнажает душу”.
(Мопассан

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

- Мы уже отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Каким образом в XXI веке люди передают информацию?   (Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко.)

- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)

– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

III. Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром.

Первый тур

Участникам предлагаются вопрос и восемь вариантов ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой “0”. Участники, ответившие правильно получают звезду.

  • Литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета (1)
  • Тот, кому адресовано письмо (3)
  • Тот, кто пишет письмо (6)
  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (5).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (4)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (7)
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (2)
1. Эпистола

2. Почтальон

 

3. Адресат

8. Индекс

4. Конверт

7. Адрес

6. Адресант

5. Письма

Подведение итогов. За каждый правильный ответ участники получают звезду. В конце тура участник, набравший меньше всех звезд, выбывает из игры.

Музыкальная пауза.

IV. - В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят: "Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная пословица? 

- А кто из вас знает, как правильно написать письмо, мы сейчас узнаем. 

Второй тур

Участникам предлагаются “Логические цепочки”. Участники должны определить, правильно ли дана последовательность. Если она правильная, участник поднимает табличку с цифрой “0”, если неправильная, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.

I. Правила заполнения конверта.

(2 и 3)

  1. От кого Иванова И. И.
  2. Индекс 352120
  3. Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.
  4. Кому Сидорову А.П.
  5. Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
  6. Индекс 612205
  1. От кого Иванова И. И.
  2. Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.
  3. Индекс 352120
  4. Кому Сидорову А.П.
  5. Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
  6. Индекс 612205

II. Алгоритм написания письма: (1 и 2)

  1. Сообщение.
  2. Обращение и приветствие.
  3. Прощание и подпись.
  4. Вопросы, просьбы, пожелания.
  1. Обращение и приветствие.
  2. Сообщение.
  3. Вопросы, просьбы, пожелания.
  4. Прощание и подпись.

- Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись – обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют "этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к адресату, средство передачи авторских эмоций. 

Музыкальная пауза.

Третий тур

Из ящика высыпаются кубики (9 штук), на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе).

Подведение итогов. Участник, который составит самое длинное слово, получает звезду, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры.

Музыкальная пауза.

VI. – Переходим к следующему туру.

Четвертый тур

Участникам предлагаются вопрос и четыре варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного или неверного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой “0”.

1. Я утверждаю, что на экране на всех картинках изображен материал для письма в древности.

1. Берёста.

2. Папирус

4. Пергамент

3. Письмовник

(3. Сборник образцов для составления писем разного содержания.)

2. Я утверждаю, что так звучит слово “здравствуйте” на разных языках.

1. “Arrivederci!” (итальянский)

2. “Вuenos dias!” (испанский)

4. “Bonjour!” (французский)

3. “Дабрыдзень!” (белорусский)

(1. “Arrivederci!” - до свидания)

3. Я утверждаю, что по тематике письма бывают…(все верно - 0)

1. Любовные

2.Деловые

4. Семейно-бытовые

3. Дружеские

4. Я утверждаю, что все эти способы доставки писем расположены именно в той последовательности, в которой они появились. (2 и 4)

1. Почтовые голуби

2. Почтовый поезд

4. Почтовые кареты

3. Почтовые автомобили

5. Я утверждаю, что герои всех этих произведений писали письма.(3)

1. “Малыш и Карлсон” А.Линдгрен

2. “Ванька” А.П.Чехова

4. “Дядя Фёдор, пёс и кот” Э.Успенского

3. “Кладовая солнца” М. Пришвин

Подведение итогов. Участники, ответившие правильно получают звезду. По итогам 4 тура, остаются две пары участников с наибольшим количеством звезд. Они выходят в финал.

Музыкальная пауза.

VII. Финал.

Две оставшихся пары должны за 2 минуты написать письмо, используя слова-подсказки, и заполнить конверт.

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы

Слова-подсказки:
У меня к тебе большая просьба…
Очень прошу тебя…
С приветом…
Заранее благодарен… 

2. Напишите письмо-поздравление первой учительнице.

Слова-подсказки
Поздравляю
Разрешите поздравить… от всей души…
Позвольте пожелать… от всего сердца…
Дорогая… сердечно…
Уважаемая…

3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки
Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Как я благодарен…
Большое (огромное) спасибо…

4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.

Слова-подсказки
Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…

Побеждает тот, кто вовремя и правильно выполнит задание.

VIII. Рефлексия

- Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

- Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга. 

- Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!