Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Образовательные задачи: формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме, закреплять навыки работы с предложением, различение правил на слух.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к родному языку, к предмету, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в парах.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, внимание, память.

Оборудование: проектор, учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык”, часть 2. - М., 2011 г.; карточки, компьютерная презентация.

Использование современных образовательных технологий: информационно-коммукативные, деятельностного подхода (проблемное обучение), гуманно-личностные (создание ситуации успеха), здоровьесберегающие.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1

- Ребята, проверьте на партах, всё ли вы приготовили.

- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелаем всем удачи.

- Сегодня на уроке мы будем проверять домашнее задание, работать со словарными словами, предложениями и повторим одну из тем, которую мы проходили в 1 классе. А какую, вы скажете сами чуть позже.

2. Проверка домашнего задания.

- Что вы делали дома, готовясь к уроку.

- Какие орфограммы вы повторяли? (Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного. Слова с сочетаниями букв чн, щн, нч.)

- Выборочно будем проверять домашнее задание.

- Прочитайте слова с сочетаниями букв чн, щн, нч.

Слайд 2

боль кольцо ночной

лось коньки хищный

день пальто кончик

- Поднимите, пожалуйста, руки у кого так же.

- Давайте еще раз повторим, почему не надо писать мягкий знак в этих словах? (Ответы детей.)

Оценить работу.

3. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания.

- Посмотри еще раз на 3 столбик и назовите мягкие согласные звуки. ([ч'] и [щ'] – всегда мягкие)

- Какими буквами на письме они обозначаются?

  • Какие звуки всегда твердые? ([ж] и [ш] – всегда твердые)
  • Какими буквами на письме они обозначаются?

- Проверьте, правильно ли лежат у вас тетради. Спинки ровные. Приступили прописывать сочетания букв.

чщ жш

- Одно правило мы уже вспомнили о правописании шипящих. А какое ещё правило вы знаете? (Ответы детей.)

Обращаю внимание детей на стенд с правилом.

жи ши ча ща чу щу

Дети проговаривают правила.

4. Объявление темы и постановка целей урока.

- Так какую же тему мы будем повторять?

Слайд 3

- Какие цели мы перед собой поставим? (Обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научимся применять это правило на письме.)

5, Словарная работа.

Слайд 4

- А теперь словарная работа.

В…рона, в…робей, м…шина.

- Прочитайте сначала слова про себя, а затем Алина прочитает вслух.

- Что общего? (Это слова с непроверяемой безударной гласной. Их надо запомнить. Отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет.)

- В чем ещё разница? (Так как машина - это транспорт, а ворона и воробей – птицы. В слове машина пропущена непроверяемая безударная гласная а, в словах ворона, воробей – о.)

- Какое слово имеет отношение к правилу? (Машина.)

- Запишем это слово, поставим ударение и сделаем транскрипцию.

Машина [м а ш ы н а] – 6б., 6 зв.

- Обратите внимание! Эта орфограмма только под ударением.

Оценить работу.

6. Работа над предложением.

Слайд 5

- Составьте со словом машина предложение. (Ответы детей.)

Пример учащиеся записывают под диктовку:

Папа купил Косте машину.

- Какие слова написали с большой буквы? Почему? (Папа, так как это начало предложения. Костя, так как это имя собственное.)

Слайд 6

Папа купил Косте машину.

- Самостоятельно найдите главные члены предложения.

Папа купил Косте машину.

- Проверьте, правильно ли вы подчеркнули главные члены предложения.

- Поднимите руку, кто написал правильно.

- Поставьте на полях карандашом плюс.

- Что такое подлежащее? (Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что? и подчеркивается одной чертой.)

- Что такое сказуемое? (Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? что сделает? и подчеркивается двумя чертами.)

- Какое это предложение? (Это предложение распространенное.)

- Почему?

Оценить работу.

Слайд 7

Сегодня в гости к нам пришли герои из мультфильма, поставленного по известной книги Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. Они приготовили нам сюрприз, а чтобы узнать какой, надо выполнить несколько заданий.

- Давайте с ними познакомимся.

Слайд 8

Задание №1.

Первое интересное задание для нас приготовил Крокодил Гена. Нам нужно придумать слова.

Коллективная работа.

…ча (Туча)

щу…(Щука)

ча… (Чаща)

жи… (Жираф)

А теперь самостоятельно придумайте слова и запишите их в тетрадь.

ши… (Шина)

…ща (Роща)

- Кто не смог сделать?

Проверка.

Прежде чем перейти к следующему заданию, мы с вами отдохнем.

Слайд 9

7. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок. (Руки на пояс наклоны вправо, влево.)

Хомка рано встаёт (Потянулись вверх.)

Щечки моет. Шейку трет. (Имитируем умывание.)

Подметает хомка хатку (Имитируем движения.)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать. (Руки согнуты в локтях, прижимаем к плечам.)

8. Закрепление.

Слайд 10

- Теперь с новыми силами приступим к следующему заданию. Его нам приготовил Чебурашка.

Задание №2.

- Прочитайте запись про себя.

Жили, даче, на, ужи.

- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему? (Нельзя, так как слова не связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

- Порадуйте Чебурашку, составьте предложение и запишите его в тетрадь.

- Подчеркните орфограммы на наше правило.

На даче жили ужи.

- Самостоятельно подчеркните главные члены предложения.

На даче жили ужи.

Слайд 11

- Теперь обменяйтесь с соседом тетрадями. Глядя на слайд проверьте работу. На полях поставьте плюс или минус.

- Поднимите руки у кого стоит на полях плюс.

- Молодцы! И с этим заданием справились.

Слайд 12

- Подскажите, кто приготовил следующее задание? (Шапокляк.)

Задание №3

- Кто помнит каким героем была Шапокляк? Что она делала?

- Решила Шапокляк и вам напакостить. На партах лежат карточки, переверните их. Ваша задача найти слова, в которых допущены ошибки. Запишите их в тетрадь, соблюдая орфограммы.

Летом Петя и Оля жыли у бабушки. Там чюдесная большая роща. Дети чясто ходили гулять туда. Там пели чижы. В траве ползали ужы.

- Алина читает слова.

Слайд 13

- Поднимите руки, кто правильно выписал 5 слов? Поставьте себе 5.

- У кого одна ошибка – 4, у кого две ошибки – 3.

Слайд 14

- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (Можно, так как предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, выражают законченную мысль.)

- Назовите тему текста. (Прогулка в роще.)

- Придумайте заголовок.

- Хорошо потрудились! Герои довольны.

Слайд 15

Мы справились со всеми заданиями героев, а теперь долгожданный сюрприз!

- Ваша задача прослушать фрагменты детских песенок и записать слова с буквосочетаниями, которые мы сегодня повторяем.

Музыкальная пауза

"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)

Аня выходит к доске и записывает все слова, которые она услышала. Затем подчеркивает орфограммы.

Домашнее задание.

По выбору:

  • Найди детскую песенку, в которой будут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и с ними составьте предложение. Но помните, что эти буквы (а, и, у) стоят под ударением.
  • Стр. 14. Упр. 21.

Слайд 16

- Посмотрите на слайд. Что изображено? Чем же заканчивается мультфильм? (Дружбой.)

10. Итог.

- Что мы сегодня на уроке повторяли?

- Давайте вспомним цель урока. (Обобщить знания, уметь находить орфограммы в словах, предложениях.)

- Вы достигли цели? Что нам помогало в этом? Лиза, можешь без ошибочно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?

- Кто считает, что достиг этой цели, поднимите руки.

- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

11. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока русского языка?