Цель урока: отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
Образовательные задачи: формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме, закреплять навыки работы с предложением, различение правил на слух.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к родному языку, к предмету, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в парах.
Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, внимание, память.
Оборудование: проектор, учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий “Русский язык”, часть 2. - М., 2011 г.; карточки, компьютерная презентация.
Использование современных образовательных технологий: информационно-коммукативные, деятельностного подхода (проблемное обучение), гуманно-личностные (создание ситуации успеха), здоровьесберегающие.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
- Ребята, проверьте на партах, всё ли вы приготовили.
- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и пожелаем всем удачи.
- Сегодня на уроке мы будем проверять домашнее задание, работать со словарными словами, предложениями и повторим одну из тем, которую мы проходили в 1 классе. А какую, вы скажете сами чуть позже.
2. Проверка домашнего задания.
- Что вы делали дома, готовясь к уроку.
- Какие орфограммы вы повторяли? (Мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного. Слова с сочетаниями букв чн, щн, нч.)
- Выборочно будем проверять домашнее задание.
- Прочитайте слова с сочетаниями букв чн, щн, нч.
Слайд 2
боль кольцо ночной
лось коньки хищный
день пальто кончик
- Поднимите, пожалуйста, руки у кого так же.
- Давайте еще раз повторим, почему не надо писать мягкий знак в этих словах? (Ответы детей.)
Оценить работу.
3. Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания.
- Посмотри еще раз на 3 столбик и назовите мягкие согласные звуки. ([ч'] и [щ'] – всегда мягкие)
- Какими буквами на письме они обозначаются?
- Какие звуки всегда твердые? ([ж] и [ш] – всегда твердые)
- Какими буквами на письме они обозначаются?
- Проверьте, правильно ли лежат у вас тетради. Спинки ровные. Приступили прописывать сочетания букв.
чщ жш
- Одно правило мы уже вспомнили о правописании шипящих. А какое ещё правило вы знаете? (Ответы детей.)
Обращаю внимание детей на стенд с правилом.
жи ши ча ща чу щу
Дети проговаривают правила.
4. Объявление темы и постановка целей урока.
- Так какую же тему мы будем повторять?
Слайд 3
- Какие цели мы перед собой поставим? (Обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научимся применять это правило на письме.)
5, Словарная работа.
Слайд 4
- А теперь словарная работа.
В…рона, в…робей, м…шина.
- Прочитайте сначала слова про себя, а затем Алина прочитает вслух.
- Что общего? (Это слова с непроверяемой безударной гласной. Их надо запомнить. Отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет.)
- В чем ещё разница? (Так как машина - это транспорт, а ворона и воробей – птицы. В слове машина пропущена непроверяемая безударная гласная а, в словах ворона, воробей – о.)
- Какое слово имеет отношение к правилу? (Машина.)
- Запишем это слово, поставим ударение и сделаем транскрипцию.
Машина [м а ш ы н а] – 6б., 6 зв.
- Обратите внимание! Эта орфограмма только под ударением.
Оценить работу.
6. Работа над предложением.
Слайд 5
- Составьте со словом машина предложение. (Ответы детей.)
Пример учащиеся записывают под диктовку:
Папа купил Косте машину.
- Какие слова написали с большой буквы? Почему? (Папа, так как это начало предложения. Костя, так как это имя собственное.)
Слайд 6
Папа купил Косте машину.
- Самостоятельно найдите главные члены предложения.
Папа купил Косте машину.
- Проверьте, правильно ли вы подчеркнули главные члены предложения.
- Поднимите руку, кто написал правильно.
- Поставьте на полях карандашом плюс.
- Что такое подлежащее? (Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что? и подчеркивается одной чертой.)
- Что такое сказуемое? (Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? что сделает? и подчеркивается двумя чертами.)
- Какое это предложение? (Это предложение распространенное.)
- Почему?
Оценить работу.
Слайд 7
Сегодня в гости к нам пришли герои из мультфильма, поставленного по известной книги Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. Они приготовили нам сюрприз, а чтобы узнать какой, надо выполнить несколько заданий.
- Давайте с ними познакомимся.
Слайд 8
Задание №1.
Первое интересное задание для нас приготовил Крокодил Гена. Нам нужно придумать слова.
Коллективная работа.
…ча (Туча)
щу…(Щука)
ча… (Чаща)
жи… (Жираф)
А теперь самостоятельно придумайте слова и запишите их в тетрадь.
ши… (Шина)
…ща (Роща)
- Кто не смог сделать?
Проверка.
Прежде чем перейти к следующему заданию, мы с вами отдохнем.
Слайд 9
7. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок. (Руки на пояс наклоны вправо, влево.)
Хомка рано встаёт (Потянулись вверх.)
Щечки моет. Шейку трет. (Имитируем умывание.)
Подметает хомка хатку (Имитируем движения.)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать. (Руки согнуты в локтях, прижимаем к плечам.)
8. Закрепление.
Слайд 10
- Теперь с новыми силами приступим к следующему заданию. Его нам приготовил Чебурашка.
Задание №2.
- Прочитайте запись про себя.
Жили, даче, на, ужи.
- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему? (Нельзя, так как слова не связаны между собой и не выражают законченную мысль.)
- Порадуйте Чебурашку, составьте предложение и запишите его в тетрадь.
- Подчеркните орфограммы на наше правило.
На даче жили ужи.
- Самостоятельно подчеркните главные члены предложения.
На даче жили ужи.
Слайд 11
- Теперь обменяйтесь с соседом тетрадями. Глядя на слайд проверьте работу. На полях поставьте плюс или минус.
- Поднимите руки у кого стоит на полях плюс.
- Молодцы! И с этим заданием справились.
Слайд 12
- Подскажите, кто приготовил следующее задание? (Шапокляк.)
Задание №3
- Кто помнит каким героем была Шапокляк? Что она делала?
- Решила Шапокляк и вам напакостить. На партах лежат карточки, переверните их. Ваша задача найти слова, в которых допущены ошибки. Запишите их в тетрадь, соблюдая орфограммы.
Летом Петя и Оля жыли у бабушки. Там чюдесная большая роща. Дети чясто ходили гулять туда. Там пели чижы. В траве ползали ужы.
- Алина читает слова.
Слайд 13
- Поднимите руки, кто правильно выписал 5 слов? Поставьте себе 5.
- У кого одна ошибка – 4, у кого две ошибки – 3.
Слайд 14
- Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? (Можно, так как предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, выражают законченную мысль.)
- Назовите тему текста. (Прогулка в роще.)
- Придумайте заголовок.
- Хорошо потрудились! Герои довольны.
Слайд 15
Мы справились со всеми заданиями героев, а теперь долгожданный сюрприз!
- Ваша задача прослушать фрагменты детских песенок и записать слова с буквосочетаниями, которые мы сегодня повторяем.
Музыкальная пауза
"Голубой вагон" (бежит, качается. Кончается)
Аня выходит к доске и записывает все слова, которые она услышала. Затем подчеркивает орфограммы.
Домашнее задание.
По выбору:
- Найди детскую песенку, в которой будут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и с ними составьте предложение. Но помните, что эти буквы (а, и, у) стоят под ударением.
- Стр. 14. Упр. 21.
Слайд 16
- Посмотрите на слайд. Что изображено? Чем же заканчивается мультфильм? (Дружбой.)
10. Итог.
- Что мы сегодня на уроке повторяли?
- Давайте вспомним цель урока. (Обобщить знания, уметь находить орфограммы в словах, предложениях.)
- Вы достигли цели? Что нам помогало в этом? Лиза, можешь без ошибочно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?
- Кто считает, что достиг этой цели, поднимите руки.
- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?
11. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока русского языка?