Задачи:
образовательные:
- ввести понятие Архимедовой силы;
- научить выводить формулу Архимедовой силы, выражающую зависимость этой силы от
плотности жидкости(газа) и объёма тела на основе закона Паскаля;
- теоретически и экспериментально проверить способы измерения Архимедовой силы;
- познакомить учащихся с примерами практического применения закона Архимеда;
развивающие:
- развивать умения анализировать учебный материал;
- развивать интерес учащихся, используя экспериментальные задания;
воспитательные:
- воспитывать умения и навыки коллективной работы, парной работы.
Используемое оборудование:
- демонстрационное: компьютер и проектор;
- лабораторное: сосуды с водой, динамометры, цилиндрические тела, ведёрко
Архимеда, карточки “рефлексия”, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Актуализация знаний и постановка задач.
Эпиграф: “Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта” Кант Иммануил (немецкий философ, 1724-1804 гг.). Презентация. На уроке нам предстоит провести несколько опытов и на их основе сделать выводы, открывая новые знания.
Что такое вес, мы уже знаем, а сегодня на уроке узнаем, изменится ли вес тела, если погрузить его в жидкость; почему тела в воде легче, чем в воздухе; как древнегреческий учёный Архимед помог царю Гиерону разоблачить мошенника. Но, прежде чем узнать что-то новое, надо проверить, что мы уже знаем.
Работа по карточкам. На карточке - шесть вопросов и четырнадцать вариантов ответов, из которых только шесть правильные.
1. Формула давления твёрдого тела.
2. Обозначение плотности вещества.
3. Формула давления жидкости на дно сосуда.
4. Где больше давление на одинаковом уровне – в керосине или в воде, если
плотность воды больше плотности керосина?
5. В каких единицах измеряется давление?
6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на
дно сосуда?
Варианты ответа:
1. В керосине больше.
2. р=ρgh
3. h
4. Одинаково
5. Не изменилось
6. P=F∙S
7. р=ρgS
8. На тело
9. Н
10. В воде больше
11.Увеличилось
12. р=F/S
13. P
14.Па
Ответы: 1(12), 2(13), 3(2), 4(10), 5(14), 6(11)
II. Изучение нового материала.
1. Учитель. Вспомним всем хорошо нам известные детские стихи:
“… Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч”. (Демонстрация сюжета)
Почему мяч всплыл на поверхность? (Подействовала выталкивающая сила, которая вытолкнула мяч из воды.)
2. Сегодня мы этой силе дадим другое название. Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий учёный. Давайте послушаем доклад (сообщение ученика об Архимеде).
3. Проведение эксперимента.
Давайте ещё раз вспомним легенду об Архимеде и попробуем сами открыть этот закон через опыт (два ученика демонстрируют проведение опыта с использованием оборудования, слайд в презентации для большей наглядности опыта). Подведём итоги, сформулировав закон Архимеда: сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела. Сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объёме тела.
Такой же вывод мы получили на предыдущем уроке. FА= Рж
4. Как вы считаете, от каких величин зависит архимедова сила? (Дети
высказываются - учитель записывает все гипотезы на доске:
- от объёма тела;
- от веса, массы, плотности тела;
- от глубины погружения в жидкость;
- от формы тела;
- плотности жидкости…
Можно ли проверить наши предположения? (Да).
Мы можем их проверить экспериментально, чем и будем заниматься на следующем уроке. А сегодня на уроке мы выведем формулу для расчёта архимедовой силы и узнаем от каких величин она зависит. Любая сила, как физическая величина должна быть измерена. Направление выталкивающей силы и точка приложения были определены на прошлом уроке. Теперь необходимо измерить величину силы Архимеда и установить, от каких величин она зависит.
Учитель, привлекает учащихся к выводу формулы:
FА= Рж=gm= gρжVт , Vт= Vж(записать в конспект)
FА= gρж Vт – теоретическое доказательство
Следовательно, архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объёма этого тела. Но она не зависит, например, от плотности вещества тела, формы тела, глубины погружения (слайд, выводы записать в конспект).
5. Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и в воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод. (Рв воздухе > Рв воде)
Почему вес тела уменьшается в воде? (действует выталкивающая сила, направленная вверх)
Как рассчитать выталкивающую силу?
(FА= Рв воздухе – Рв воде, Рв жид. = Рв возд. – FА.
Вывод: тело, погружённое в жидкость (или газ), теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ) (закон Архимеда).
III. Физкультминутка.
- Ребята, я хочу проверить ваши умения применять полученные знания по теме давление твёрдых тел на практике с целью повторения и закрепления ранее изученного материала. Попрошу всех встать. Вам необходимо увеличить давление, созданное вами на пол. Как это можно сделать? (Встать на одну ногу). А сейчас уменьшите давление, оказываемое вами на пол. Закрепим тему нашего урока. Попрошу всех присесть за свои рабочие места.
IV. Закрепление изученного материала.
Цель: применение полученных знаний на практике.
1. Тест. “Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?”. (Выбери верные утверждения)
1) сила Архимеда направлена вверх;
2) сила Архимеда зависит от формы тела;
3) сила Архимеда зависит от объема, погруженного тела;
4) сила Архимеда зависит от плотности тела;
5) сила Архимеда измеряется в ньютонах;
6) сила Архимеда зависит от глубины погружения тела внутри жидкости;
7) сила Архимеда зависит от плотности окружающей жидкости.
Верные утверждения: 1, 3, 5, 7.
2. Решить задачу.
Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,6 м3 в морской воде.
Дано:
V = 1,6 м3
р = 1030 кг/м3
g = 9,8 м/с2
Найти:
FA = ?
Решение:
FA = рж g Vт
FA = 1030 кг/м3*9,8 м/с2 *1,6 м3 = 16150Н = 16,15 кН.
Ответ: 16,15 кН.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Приложение 2.
Оцените свою деятельность на уроке (карточки).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Почему в жидкости тела весят меньше, чем в воздухе?
- От каких величин зависит Архимедова сила?
- Кто такой Архимед?
VI. Домашнее задание.
§49, повторить §48, упр.24(2,3) письм., подготовиться к л/р №7.
Творческое задание-карточки. Приложение 1.