Занятия по общеразвивающей программе «Занимательная азбука» «В осеннем лесу»

Разделы: Работа с дошкольниками


Общеразвивающая программа «Занимательная азбука» входит в состав модульной программы «Любознательный Вундеркинд», которая направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития – фонетическую, грамматическую, и на их основе – развитие связной речи. В основу положена неразрывная связь между техническим процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звуко-буквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что в ходе обучения происходит интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, формируется готовность использовать языковые явления в самостоятельной речи, активизируется использование словарного запаса детей, диалогической и монологической форм речи.

Цель: создание благоприятных педагогических, психологических условий для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать культуру речевого общения;
    • обучить приемам диалогической и монологической форм речи;
    • обучить детей основам грамоты;
  • Развивающие:
    • развить звуковой культуры речи, фонематического слуха;
    • развить грамматических навыков;
    • формирование, обогащение и активизация словарного запаса;
  • Воспитательные:
    • воспитать коммуникативные навыки;
    • воспитать любовь к родному языку.

Отличительной особенностью общеразвивающей программы «Занимательная азбука» является разработанная методика, которая направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития – фонетическую, грамматическую, и на их основе – развитие связной речи.
Занятия построены по тематическому принципу, связаны между собой логически, что способствует систематизации учебного материала и позволяет осуществлять тесную взаимосвязь развития речи и ознакомления детей с окружающим миром.
Поурочное планирование ведется с учетом календарных праздников и времен года. Обучение по общеразвивающей программе осуществляется с детьми разного уровня развития, имеющие разную социальную принадлежность, пол и национальность.

Формы и режим занятий: занятия проводятся с группой детей численностью 10 человек.

Продолжительность занятий: для детей 7 года жизни – не более 30 минут, 2 раза в неделю, 72 часа в год.

Ожидаемый результат: в результате реализации программы у воспитанников будет:

  • сформирована культура речевого общения.
  • развита произносительная сторона речи, фонематический слух.
  • сформирован, обогащен и активизирован словарный запас.
  • сформированы навыки словообразования и словоизменения.
  • сформировано умение соотносить звук с буквой, воспроизводить ее печатный образ.
  • сформированы навыки диалогической и монологической форм речи, умение пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказы-описания.
  • воспитаны любовь к родному языку, коммуникативные качества.

Способы проверки:

  • психолого-педагогическое наблюдение,
  • контрольные задания.

Форма подведения итогов:

  • итоговые занятия,
  • праздники,
  • конкурсы.

Тема 1.1.   «Осенняя пора» – 12 часов

  • Теория:
    • обогащение словарного запаса:
      • познакомить с сезонными изменениями в природе, с приметами ранней и поздней осени;
      • развитие связной речи
      • учить пересказывать короткое литературное произведение;
      • развитие лексико-грамматического строя речи
      • активизировать употребление глаголов неопределенной формы;
      • конструкции сложноподчиненного предложения (потому что, так как);
      • учить образовывать существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик);
    • обучение грамоте: развитие связной речи: раскрыть термины «слово», «предложение»;
  • Практика:
    • учить схематично изображать предложения;
    • учить обозначать графически предложение из 3 и более слов;
    • учить составлять предложения из 3 и более слов, опираясь на схемы;

Цель: обобщить и закрепить знания детей о звуках и буквах родного языка, подготовить к овладению чтением.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обогащение словарного запаса:
      • активизировать словарь по теме, познакомить с характерными особенностями осени (холодно, разноцветные листья падают – листопад);
      • познакомить с названиями некоторых деревьев (клен, дуб, береза), учить различать их, узнавать и называть листья;
    • развитие лексико-грамматического строя речи:
      • учить практическому употреблению в речи слов в форме родительного падежа множественного числа («листьев», «деревьев»);
      • закрепить умение составлять из букв слова, составлять звуковые схемы слов, составлять из слов предложения.
    • развитие связной речи:
      • закрепить умение составлять небольшой рассказ по заданной теме «В осеннем лесу»;
      • развитие звуковой культуры речи:
      • закрепить понятие «Звук», «гласный звук», «согласный», «твердый»
      • закрепить навыки письма, прописывание прямых линий.
  • Развивающие:
    • развить устойчивую психологическую социальную адаптацию к восприятию информации, знаний ребёнка.
    • развить образное, логическое мышление, умение отгадывать загадки.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, прививать любовь и бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, красные, синие, зеленые магниты, бумажные разноцветные листья с разных деревьев (дуб, каштан, липа, береза, клен), игрушки ежик, кот, бумажные ежи, насекомые, макет паутины.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть (5 мин.)

Приветствие.

– Здравствуйте ребята, я рада видеть вас в нашем волшебном лесу. Для того чтобы путешествие по лесу было не утомительным мы проведем волшебную зарядку. Повторяйте за мной.

«Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз – сюда,  два – сюда (пружинка в разные стороны),
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!»

2. Основная часть (20 мин.)

– Приглашаем, вас, ребята, с моим другом Ежиком прогуляться по осеннему лесу, поискать его друзей. Все звери в лесу к зиме готовятся, вот и ежи разбежались кто куда. Как вы думаете, кого мы можем встретить в осеннем лесу? (Ответы детей)

Везде бывает, про все знает,
Деревья качает,
У-У-У – завывает.
Кто это? (Ветер)

– Давайте мы с ним поиграем!

Ветер дует высоко – ш-ш-ш (произносим громко) (взмахи руками над головой)
Ветер дует низко – с-с-с (тихо) (наклон вниз, махи руками над полом)
Ветер дует далеко – ш-ш-ш (тихо) (наклон вперед, махи прямыми руками перед собой)
Ветер дует близко – с-с-с (громко) (махи согнутыми в локтях руками перед собой)
Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем имитируя движения лягушек)
"Ква-ква-ква". 
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)
"Шу-шу-шу". 
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
"Кар-кар-кар".
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
"Му-му-му".

– Да уж, непоседа ветер такой беспорядок кругом развел, но посмотрите, какой красивый ковер из листьев получился, давайте соберем себе букет и узнаем, какие деревья растут в нашем лесу. Находим лист, называем с какого он дерева и как называется (Береза – березовый, дуб – дубовый, клен – кленовый, липа – липовый, каштан – каштановый).

Каждый ребенок собирает себе букет из разных листьев.

– Ребята, посмотрите, на березовых листья какие-то буквы, давайте соберем их вместе(дети, у которых на листе буква, находит ее среди магнитных букв на доске, составляем слово, проводим фонематический разбор (буквы П и К – синие, потому что согласные, твердые, как синий лед, а буквы А, У – гласные – поющие, красного цвета.) Складываем слово «ПАУК». Причем тут паук на березовых листьях – ах вот, ребята, посмотрите, лесной паучек между березами паутину плетет, давайте ему поможем.

Дорисовываем паутину прямыми линиями. Очень старайтесь, чтобы наша паутина паучку понравилась. Паучок отдает нам свой улов разных насекомых, из них мы выбираем тех, на некоторых подскаска – буквы на спинках, из них составляем слово «КОТ».

Фонематический разбор слова О – гласная, красная, буквы К, Т – синие согласные твердые.

Появляется Кот ученый.

– Здравствуйте, ребята, хотел я вам загадки загадать, да ветер все листья с дуба, где я живу, сорвал и по лесу разбросал, а загадки на листьях остались.
Так мы тебе поможем, мы все листья в букет собрали. Ребята, на каком дереве в сказке жил кот ученый? (на дубе), найдите среди своих листочков дубовые, и несите коту. Кот загадывает загадки:

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник –
Хлюпает по лужам… (дождик)

Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад)

У кого шапка без головы,
А нога без сапога? (Гриб)

– Молодцы, все загадки мои отгадали, покажу вам ежей, только они какие–то странные, что-то им не хватает, может они заболели? Осенний авитаминоз? (Кот раздает детям недорисованных ежей).

3. Заключительная часть – (5 мин.)

– Да им просто надо помочь, дорисовать колючки на спинках, и рот на мордочках! Если вам понравилось в лесу, нарисуйте улыбающихся ежей, если не понравилось – нарисуйте грустную мордочку. Кому в лесу понравилось? Рисуем улыбки! А чтобы ежам было теплее, украсим их нашими листочками! Все листочки приклеиваем на спинку ежам, еще раз проговаривая, с какого дерева лист. На обратной стороне подписываем ежа своим именем, кто не умеет, пишет первую букву имени.
Любуемся осенними ежами, их улыбками, придумывают им имена. Делаем солнышко, соединяя ладони детей, прощаемся. Ежей дети забирают с собой.

Приложения (для индивидуальной работы)