Экспериментальный урок-практикум по теме "Готовимся к ЕГЭ" для разновозрастной группы 6-х и 11-х классов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Современное российское образование во главу угла в наше время ставит развивающее образование.

Одним из главных вопросов которого является компетентностный подход в процессе школьного образования. Поэтому важно, чтобы на уроках математики осуществлялось формирование осознанного восприятия понятий, через развитие образовательных и информационных компетентностей и социализацию воспитанниц. А также, особенно у воспитанниц старших классов, формирование ключевых, образовательных, информационных и коммуникативных компетентностей через использование мультимедийных средств и привлечение интернет ресурсов в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по математике.

Содержание и структура учебных предметов школьной программы позволяют организовать занятия в разновозрастных группах, так как в условиях концентрического построения учебных курсов на разных ступенях обучения учащиеся рассматривают сходные по содержанию разделы и темы.

Учитывая специфику пансиона (закрытое учебное заведение для девочек) мы, в виде эксперимента, применили данную технологию (работа в разновозрастных группах) на совместном (для воспитанниц 6 и 11 классов) уроке по математике “Готовимся к ЕГЭ”.

Обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшими воспитанницами, организовать опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец поведения, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой.

Методическая цель урока – показ приёмов активизации мыслительной деятельности воспитанниц и навыков самоконтроля при различных формах учебной деятельность.

Задачи урока:

  • формирование сознательного отношения у воспитанниц к процессу подготовки к Единому Государственному Экзамену по математике, начиная с младших классов;
  • способствовать развитию навыков анализа, сравнения, обобщения и наблюдательности;
  • продолжить формирование у воспитанниц навыков само - и взаимоконтроля;
  • развивать навыки самостоятельной работы, умение ориентироваться во времени, внимание, логическое мышление, грамотную математическую устную и письменную речь, умение слушать учителя, товарища и себя, умение вести аккуратные записи в тетради и на доске;
  • формировать дух наставничества у старших воспитанниц;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к товарищам, сознательную дисциплину на уроке, бережное отношение к личным вещам и оборудованию кабинета.

Оборудование к уроку – интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер и аудио система, презентация из 33 кадров, видео ролик, карточки упражнений – для работы в группах; карточки с текстом самостоятельной работы – для самостоятельной работы воспитанниц и для работы в парах.

Наряду с традиционными формами работы на уроке, на данном занятии были использованы современные педагогические технологии: личностно-ориентированная технология обучения; технология уровневой дифференциации; групповая технология; кейс-технология; информационно-коммуникационная; технология проблемного обучения; здоровье сберегающие технологии.

Хочется обратить внимание на организацию совместной работы разновозрастных групп и пар. Данный вид работы вызвал неподдельный интерес у воспитанниц 6-х и 11-х классов, сплотил их и способствовал успешному решению поставленных перед группой (парой) задач.

При подготовке к уроку и подборе упражнений были использованы действующие источники информации для подготовки к итоговой аттестации по математики в форме ЕГЭ в 2013 году.

План-конспект урока

1. Оргмомент (1-2 минуты)

Обсуждение воспитанницами темы и целей урока.

В ходе обсуждения воспитанницы формулируют основную цель урока – научиться применять ранее приобретенные ими знания в новых ситуациях, тем самым расширить и углубить имеющиеся знания. Убедиться в необходимости повседневных, систематических занятий математикой.

Для работы формируется следующий план:

  • Устный опрос по ранее изученному теоретическому материалу.
  • Самостоятельная работа в группах. Решение пяти видов задач предлагаемых в тестах ЕГЭ по математике.
  • Изложение материала, рассмотренного каждой группой воспитанниц.
  • Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) в разновозрастных парах.
  • Подведение итогов урока.

2. Актуализация имеющихся знаний (5-7 минут)

Повторение воспитанницами, в ходе фронтальной беседы, вопросов, необходимых для успешной реализации задач, последующих этапов урока.

Воспитанницам, на экране предлагается таблица с номерами заданий. (Презентация. Слайд 3). Сами же задания при этом они не видят. Воспитанницы задают друг другу вопросы, указывая их номера.

Предлагаемые задания: (Презентация. Слайды 4-12)

1. Выполните действия: .

2. Выполните действия: .

3. Выполните действия: .

4. Что такое процент?

5. Правило нахождения дроби от числа.

6. Назовите формулу для вычисления объема параллелепипеда.

7. Решите уравнение: 3 – x = 17,2.

8. Решите уравнение:

9. Решите уравнение:

(Возвращение к таблице осуществляется щелчком мыши по слову УСТНО, переход к следующему этапу урока – щелчком мыши по голубой звёздочке внизу слайда.)

3. Работа в группах (8-10 минут)

Для выполнения упражнений, предлагаемых в тестах ЕГЭ по математике, воспитанницы объединяются в группы по четыре человека, причем две – воспитанницы из 6-го класса, и две других – из 11 класса.

Задания каждой группы, воспитанницы находили в кейсе – это упражнения одного типа, соответствующего заданиям группы В. После выполнения группой всех заданий, одно (в данной статье оно обозначено *) проверялось на доске на следующем этапе урока. Во время работы групп, старшеклассницы являются консультантами в каждой группе, и контролируют качество выполнения всех предложенных группе заданий. Работа наиболее успешных воспитанниц оценивается преподавателями.

Задания для группы I: (В-1)

№1: Сырок стоит 8 рублей 60 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 50 рублей?

№2: Аня купила проездной билет на месяц для проезда на автобусе. За месяц она сделала 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 560 рублей, а одна поездка 19 рублей?

№3: В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

№4*: В детском саду на каждого ребенка полагается 40 г сахара в день. Всего в садике 121 ребенок. Сколько килограммовых упаковок сахара понадобится на всех детей на 7 дней? (Презентация. Слайды 15-16)

Задания для группы II: (В-5)

№1: Решите уравнение: .

№2*: Найдите корень уравнения: (Презентация. Слайд 18)

.

№3: Решите уравнение: .

№4: Найдите корень уравнения:

Задания для группы III: (В-4)

№1: Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Петровича равна 16500 рублей он получит после вычета налога на доходы?

№2: В школе 124 ученика изучают французский язык, что составляет 25% от числа всех учеников. Сколько всего учеников обучается в школе?

№3*: (Презентация. Слайд 19)

В школе 90 выпускников. 30% из них собираются обучаться в технических вузах. Сколько выпускников школы собираются обучаться в технических вузах?

№4: Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

Задания для группы IV: (В-7)

№1: Выполните действия:

№2*:

Найдите значение выражения: (Презентация. Слайд 21)

№3: Вычислите:

№4: Найдите значение выражения:

Задания для группы V: (В-11)

№1: Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые.

№2: Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые.

№3: Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые.

№4*: (Презентация. Слайд 23)

Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке, все двугранные углы которого прямые.

(Переход к слайду с решением осуществляется щелчком мыши по красному кругу. Возвращение к слайду 14 – щелчком мыши по слову ГРУППА.)

4. Подведение работы в группах (7-9 минут)

На данном этапе воспитанницы каждой группы объясняют решение предложенного им задания. Все в это время внимательно следят за объяснением, ведут записи в конспекте, при необходимости исправляют ошибки, допущенные на доске, задают вопросы, комментируют. По окончании обсуждения воспитанницы имеют возможность проверить полное, правильно оформленное решение каждого задания, представленное на слайдах 16, 18, 19, 21, 23.

По ходу обсуждения решений воспитанницы, используя материалы кейса, представляют полезную информацию, имеющую практическую направленность.

Например (Группа I):

По предусмотренному в Пансионе рациону питания девочек суточная норма потребления сахара 1 девочкой составляет 71 г. Таким образом, за год одна воспитанница употребляет 20164 г 20 кг. За пять лет обучения в Пансионе съеденный 1 воспитанницей сахар составляет 100 кг. Поэтому выпускницы 2013 года съели в стенах Пансиона 4900 кг сахара, т.е. примерно 5 тонн! (Презентация. Слайд 17)

 

(Группа III): Из 49 выпускниц Пансиона в 2013 году 21 воспитанница планирует продолжить обучение в вузах Министерства Обороны РФ, что составляет 43%. (Презентация. Слайд 20)

(Группа II): Воспитанницы обратили внимание, что даже при решении обычных уравнений, они иногда допускают ошибки.

И они были удивлены, что данные картины тоже же созданы с помощью математических уравнений!

(Презентация. Слайд 22)

 

(Группа V): Решая задачи на нахождение объёмов фигур, воспитанницы сделали вывод, что эти знания необходимы для тех, кто в будущем выберет профессию архитектора.

(Презентация. Слайд 24)

5. Физкультминутка (2 минуты) (Презентация. Слайды 25-26)

Воспитанницы с удовольствием выполняют серию расслабляющих упражнений, которые демонстрируются с помощью видеоролика на интерактивной доске.

(Запуск физкультминутки осуществляется щелчком мыши по голубой звёздочке внизу слайда.)

6. Работа в парах (7 -9 минут)

На данном этапе воспитанницы выполняют самостоятельную работу по материалу, рассмотренному в ходе урока. Для выполнения самостоятельной работы, воспитанницы пересаживаются парами (каждая пара состоит из одной воспитанницы 6 класса и из одной воспитанницы 11 класса).

Самостоятельная работа (Приложение 1)

Задание, отмеченное в тексте самостоятельной работы *, считается дополнительным.

Воспитанницы объединяются в разновозрастные пары. При этом они выполняют одну работу на двоих. Возможно распределение решаемых задач или их совместное решение.

Выбор способа деятельности полезен и в дальнейшей повседневной жизни. Он учит оптимизировать любую практическую деятельность.

По окончании выполнения работы ответы, полученные в решении, записываются в два общих бланка, один из которых в дальнейшем будет сдан преподавателю, а другой останется для проверки при подведении итогов урока.

Пример бланка ответов (Приложение 2)

7. Проверка самостоятельной работы (1-2 минуты)

На данном этапе урока воспитанницы проверяют свою самостоятельную работу с помощью предложенных на доске готовых ответов. (Презентация. Слайд 30)

После проверки самостоятельной работы осуществляется мониторинг результатов данной работы каждой воспитанницы.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия (1-2 минуты)

При подведении итогов воспитанницы ещё раз обсуждают, какого типа задания предлагаются в тестах ЕГЭ, изученных уже в 6-м классе. Старшеклассницы дают напутственные рекомендации воспитанницам младших классов. А при ответе на вопросы о целесообразности проведения уроков в разновозрастных группах и влияние таких уроков на повышение качества усвоения информации, единогласно дают утвердительный ответ.

По окончании работы преподаватели благодарят за активное участие воспитанниц в уроке - эксперименте, отмечают работу отдельных воспитанниц на уроке, называют полученные ими отметки.

Эксперимент показал, что форма работы в разновозрастных группах позволила с успехом реализовать поставленные цели:

  • расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов; отработка навыков применения ранее приобретенных знаний в нестандартных ситуациях;
  • формирование коммуникативной культуры; личностных позитивных качеств воспитанниц; чувства ответственности, дисциплинированности и организованности; трудолюбия и сознательного отношения к учебе; создание атмосферы сотрудничества, интереса к изучаемому предмету.