Цели и задачи урока: научить детей вдумчивому восприятию текста, развивать умение формулировать и удерживать познавательную цель и проблему, предвосхищать результат. Научить выделять необходимую информацию, критически её оценивать и устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Мотивировать учебную деятельности и навыки сотрудничества.
Оборудование к уроку: презентация, видео-ролик, учебник, схема сенканта, задания по группам.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, знаете ли вы такую интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?” Давайте с вами немного поиграем, посмотрите видео-вопрос, в нём содержится тема и цель нашего урока (Записан видео-ролик, на котором ребенок задает вопрос: “Дорогие ребята! У меня к вам такой вопрос – читали ли вы произведение В.Д.Берестова “Честное гусеничное”? Как вы считаете, это сказка или рассказ?”)
Просмотр видеоролика.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Я надеюсь, вы все были внимательными и сможете сформулировать тему и цель нашего урока.
- Как называется текст, с которым мы сегодня познакомимся? (Честное гусеничное)
- Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?)
- Попробуйте дать предварительный ответ на поставленный вопрос, исходя из названия произведения.
3. Работа по теме.
- Итак, проблемный вопрос поставлен, предварительный ответ дан. А для того, чтобы точно ответить на вопрос, необходимо познакомиться с текстом и его автором.
а) презентация об авторе;
б) чтение произведения “эстафетой”.
4. Проверка первичного восприятия текста.
Ответы на вопросы.
- Это смешное или серьёзное произведение?
- Найдите в тексте абзац, который начинается так: “Трудилась она долго…”, зачитайте.
- Как вы понимаете реплику гусеницы: “Совершенно замоталась”? (Полностью обмоталась шёлковой нитью, устала от работы)
- Во многих произведениях Валентина Дмитриевича Берестова слова, особенно главные, имеют не один смысл – они многослойны, поэтому читать их надо особенно вдумчиво, стараясь найти тайный спрятанный за словами смысл.
- Что беспокоило Гусеницу, когда она превратилась в бабочку? (Дал слово – держи).
- Найдите и прочитайте предложение, которое выражает основную мысль произведения.
Физкультминутка.
- А теперь пора отдохнуть. Встаньте и повернитесь к окну, посмотрите вдаль, возьмитесь за руки - вы образовали гусеницу. Покажите, как движется обиженная гусеница с ветки на ветку. Обнимите себя руками – вы в коконе. А теперь покажите красивый полет бабочки, плавно двигаем руками.
5. Деловая игра.
- Отдохнули. Теперь нам предстоит потрудиться, чтобы ответить на вопрос: произведение “Честное гусеничное” - это сказка, научный текст или рассказ?
- Мы с вами поиграем в игру “Литературные критики” и как истинные эксперты дадим оценку произведения Валентина Дмитриевича Берестова.
Работа в группах.
1 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это научная статья.
2 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это сказка.
3 группа – доказать, что произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Честное гусеничное” - это художественное произведение.
4 группа – составить сенкант, характеризующий главного героя по плану.
5 группа – подобрать недостающую рифму, пользуясь словами из текста.
6 группа – придумать и показать пантомиму к содержанию текста.
7 группа – восстановите план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.
Гусеница обиделась.
Первая встреча гусеницы с девочкой.
Превращение в бабочку.
Сон в коконе.
Вторая встреча гусеницы с девочкой.
Обыкновенное чудо.
6. Проверка работы в группах.
Отчёт групп.
1 группа – произведение “Честное гусеничное” - это научная статья, т.к. в произведении точно описан факт превращения гусеницы в бабочку.
2 группа – произведение “Честное гусеничное” - это сказка, т.к. в нём насекомое наделено речью, чувствами.
3 группа – произведение “Честное гусеничное” - это художественный текст, т.к. в нём есть описания, сравнения…
4 группа – сенкант .
Прилагательные: плоская, мохнатая, золотая.
Глаголы: радовалась, смотрелась, выгибала, взобралась, стала ждать, рассердилась, поползла, стала обматываться, трудилась, устала, уснула.
Предложение.
Мохнатая гусеница уснула в коконе.
5 группа – подбор рифмы. Реклама произведения.
Гусеница слово чести дала
На дерево быстро она … (заползла)
Трудилась, крутилась и сделала …(кокон)
В котором нет щели, двери и окон.
Без дела сидеть устала она.
У затворницы нашей зачесалась …(спина)
Потёрлась о стенки темницы немного
И вот уж на волю открыта … (дорога)
Открылась гусенице мира краса,
Ведь с ней наяву произошли …(чудеса)
Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, не…(давала)
6 группа – показ пантомимы к содержанию текста.
7 группа – зачитывает план развития событий в тексте.
7. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашей работы и ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: произведение “Честное гусеничное” - это сказка или рассказ?
- Валентин Дмитриевич Берестов назвал свои произведения полусказками. А вы с ним согласны?
- С какой целью автор пишет полусказки?
- Если вам предоставят на выбор для изучения научную статью и полусказку на одну и ту же тему, какой текст вы выберете?
- Как бы вы оценили свою работу и работу группы на сегодняшнем уроке?
- Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?
- Что нужно знать, чтобы писать полусказки?
8. Домашнее задание.
- Прочитайте полусказки других авторов и придумайте свою полусказку, похожую на те, которые вы прочитали. Принесите свои работы, и мы с ними ознакомимся.