Цель занятия: формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи:
- дать общее понятие осанки и процесса её формирования;
- познакомить детей с правильной осанкой и соблюдением правил, способствующих выработке правильной осанки;
- формировать у обучающихся убеждения о том, что между осанкой и здоровьем существует прямая связь;
- воспитать в детях стремление выглядеть красиво и иметь правильную осанку;
- развивать связную речь, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, набор карточек “Будь здоров”.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Начинаем занятие по формированию навыков здорового образа жизни. И начинаем его с проговаривания девиза уроков здоровья
“Я здоровье сберегу – сам себе я помогу” Слайд № 2
- Каждый человек должен хорошо знать, как организовать свою жизнь, чтобы сохранить здоровье, сегодня мы собрались, чтобы продолжить разговор о своем здоровье, что бы лучше познать себя (зажигается свеча) Слайд № 3
- Приготовимся, расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи (звучит спокойная музыка).
- Возьмёмся за руки и мысленно пожелаем, друг другу добра и передадим его через легкое пожатие руки...
- А теперь все вместе, легким ветерком задуем свечу – (вдох через нос, выдох - через рот).
- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне.
- Вы любите улыбаться, или вы бука? Слайды № 4, 5
- Прочитайте пословицу “Улыбка дарит нам продление века” Слайд №6
- Как вы понимаете её значение?
Рубрика “Это интересно!” Ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его лёгкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки, поднимает настроение. И, наконец, минуту смеха по благотворности воздействия можно приравнять к 45 минутам пассивного отдыха. Кроме того, улыбка имеет эффект зеркала! Слайд №7. Так что улыбайтесь, смейтесь, на здоровье! Начинайте свой день с улыбки! Слайд № 8
2. Основная часть
- Тема нашего занятия “Осанка - стройная спина”. Слайд № 9
- Сегодня на занятии мы узнаем, как важно для человека иметь правильную осанку. Будем учиться контролировать её, разучим упражнения для формирования правильной осанки.
- Посмотрите внимательно на фотографии. Слайд № 10
- На кого из этих ребят приятней смотреть? Почему?
- Приятно смотреть человек а, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая, правильная осанка.
- Ребята, как вы думаете, что такое осанка?
- Осанка – это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.
- Посмотрите внимательно и скажите, на каком рисунке изображена правильная осанка. Слайды № 11 (г), 12 ( №1).
- Правильно, а на остальных картинках изображены разные виды нарушения осанки. Если у человека неправильная осанка человек постоянно горбиться и втягивает голову в плечи. Такой человек выглядит ниже своего роста и кажется неуклюжим.
- Как вы думаете, кроме того, что человек выглядит некрасиво, влияет ли осанка на здоровье человека?
- Давайте проведём некоторые опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
1. Встаньте. Положите ладошки на рёбра, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в лёгкие попало много воздуха)
2. Наклонитесь низко, ноги согните в коленях. Положите ладошки на рёбра. Вдохните глубоко. Что почувствовали, ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись, лёгкие наполнились плохо)
Вывод. Неправильная осанка мешает глубокому дыханию.
3. Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.
4. Сядьте, согните спину. Что произошло с вашей ладошкой? (она сжалась)
- Точно также сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?
Вывод. При неправильной осанке плохо работают внутренние органы.
- Неправильная осанка уродует человеческое тело, затрудняет работу внутренних органов. Сердце находится в сжатом состоянии, и работа его затруднена. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Кроме того, во время занятий правильная осанка помогает лучше учиться, аккуратней писать и меньше уставать. У стройного человека правильно формируется скелет.
- Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается с детства, потому что в детском возрасте кости гибкие и мягкие, а поле 18 лет исправить её недостатки очень трудно.
- Посмотрите на рисунки и скажите, от чего может испортиться осанка человека. Слайд №13
- От неправильного сидения или стояния, ношения непосильных тяжестей детские кости легко искривляются. Слайды № 14-16
- У некоторых детей возникает нарушение осанки. Слайды № 17- 21
Это называется сколиозом. Это значит, что деформировался позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго иногда даже в больнице, в самых тяжёлых случаях впоследствии может вырасти на спине горб. И тогда человека не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда.
- А как вы думаете, что нужно для того, что бы у человека была хорошая осанка? (ответы детей).
- Чтобы ваш скелет нормально развивался, а тело становилось стройным и красивым, вы должны постоянно следить за правильным положением тела при стоянии, сидении и ходьбе, то есть за правильной осанкой.
- Очень важно научиться правильно сидеть. Как мы с вами каждый день контролируем осанку?
- Спина должна быть прямой! Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.
Далее обучающиеся демонстрируют объяснение учителя.
- Следует полностью занимать сиденье стула, прижимая поясницу к спинке стула. Обе ноги ставь на пол или подставку всей подошвой.
Работа с набором карточек “Будь здоров”.
- При чтении и письме спина также прямая, руки свободно лежат на столе. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться расстоянию от локтя до кончиков пальцев рук. Между краем парты и туловищем должен свободно входить кулачёк.
- При выходе и посадке за парту не стоит делать резких движений, чтобы не удариться о край стола или стула.
- Ходите и стойте, не опуская плеч, втянув живот и слегка приподняв голову.
- При переносе тяжестей лучше всего распределять груз в обе руки. Если постоянно носить тяжести в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
- Поэтому учебники лучше всего носить в ранце или рюкзаке на спине, а не в руке.
- Ежедневно занимайся утренней гимнастикой, физическим трудом, играй в подвижные игры, занимайся спортом, укрепляя мышцы шеи, спины и живота.
- Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.
- Ещё в XIX веке для выработки правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали высоко держать голову, не смотреть постоянно под ноги и постоянно сводить лопатки. Мальчикам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо. В немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлейн. Они понимали, что правильное положение позвоночника это не только красота, но и ... (... Здоровье!) А вот так (Слайды №22,23) вырабатывают правильную осанку в китайской армии.
3. Разучивание упражнений
- Сейчас мы разучим новые упражнения для поддержания правильной осанки.
Упражнения с книгой на голове. (Слайды 24, 25)
- Для выполнения этого упражнений можно использовать книгу. Положите книгу на голову, а руки на пояс. Если у вас правильная осанка, то книга не упадёт.
Не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, попытаемся вытянуть позвоночник
Постепенно усложняйте упражнение – вытягивайте руки вперед, приседайте, не отрывая пятки от пола и сохраняя ровную спину, разводите руки в стороны, поднимайте поочередно ноги, приседайте, пройдите до противоположной стены и обратно, обойдите стул, стол и т.д . Те же упражнения можно выполнить с закрытыми глазами. Каждое упражнение с книгой на голове рекомендуется повторить 8-10 раз. Эти упражнения хорошо укрепляют мышцы спины, способствуют и снятию усталости, эмоционального напряжения, стимулирует работу головного мозга.
4. Закрепление
- Какое значение в жизни человека имеет правильная осанка?
- Может ли ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
Тест по закреплению выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
1. Какой вред организму приносит неправильная осанка? Отметь правильные ответы
а) Выпадают волосы
б) Неправильная осанка мешает глубокому дыханию.
в) Хуже работают сердце и другие внутренние органы
г) Уродует человеческое тело
д) Неправильно формируется скелет
2. Какие правила надо выполнять при ходьбе?
а) Нужно равномерно нагружать обе руки
б) Носить груз в одной руке
в) В школу лучше ходить с ранцем, чем с портфелем
г) Держаться прямо
3. Какой должна быть кровать?
а) Мягкой
б) Жёсткой (с небольшой подушкой)
в) Слегка изогнутой
4. Что необходимо делать тому, кто хочет иметь правильную осанку?
а) Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
б) Много лежать на ровной поверхности
в) Больше есть овощей
г) Правильно сидеть за столом, на стуле, не горбиться.
Д) постоянно следить за своей осанкой
- Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
5. Что должны делать ребята, у которых осанка испорчена?
а) Много лежать на ровной поверхности
б) Много сидеть, опираясь на спинку стула
в) Заниматься лечебной физкультурой
6) Выберите слова для описания здорового человека:
Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный.
5. Итог занятия.
- От кого зависит здоровье и красота человека?
Йоги говорят, что вся энергия из космоса может пройти только по прямому позвоночнику. И, сутулясь, мы её растрачиваем, а значит, подвергаем риску своё здоровье.
Каждый человек может влиять на развитие своего организма. Постоянно следите за своей осанкой, занимайтесь спортом и тогда вы будете красивыми, а самое главное здоровыми.
И в заключение прочитаем мудрые слова Слайд № 26
Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
6. Домашнее задание
Постоянно следить за своей осанкой, ежедневно выполнять упражнения для поддержания правильной осанки.