Работе предшествовало:
1. Путешествие по городу Можайск и Зарайск,
2. Знакомство учащимися школьного экскурсионного бюро “Новые люди” с иконографией Святителя Николая Мирликийского. Во время урока они делают доклад об истории появления “Зарайского” и “Можайского” образов Николая Чудотворца на территории Древней Руси.
3. Урок “Земной жизнью Святителя Николая” (урок-презентация).
При работе использовалась следующая литература:
1. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1996 г.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
3. Муратов П.П. Русская живопись до середины 17 века, история открытия и исследования. – СПб: Библиополис, 2008
4. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. – М.: Отчий дом, 2002
5. Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца.- СПб: Царское дело, 1998.
6. Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. – М. Благовест, 2010.
7. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь.- М.: Просвещение, 1996.
8. Мокеев Г.Я. Можайск – священный город русских 16 век.- М.: Кедр, 1992
9. Козаржевский А.Ч. Московские святцы. Православный месяцеслов. – М. Храм святой мученицы Татианы, 2005.
10. Николин день. Сборник. М. Лествица, 1996
Содержание урока
1. Организационный момент
2. Работа над новым материалом
- На прошлом уроке мы говорили о земной жизни святителя Николая и о тех местах, с которыми связано его земное служение, а также о великой любви народов к святому Николаю.
- А сегодня нам предстоит познакомиться с иконописным образом святителя Николая. (Слайд 1)
- Прежде чем мы будем его разбирать, мне бы хотелось уточнить понятия икона и иконография (слайд 2)
ИКОНА – символическое изображение святого или события из священной истории. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии
ИКОНОГРАФИЯ – особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. В нашем случае мы рассматриваем особенности изображения святителя Николая.
- Каноны написания святого образа были установлены церковью в соответствии с постановлениями 5, 6 и 7 Вселенских соборов. Но, несмотря на это, каждый иконописец вносит что – то свое.
Один из основоположников изучения русской иконописи Д.А. Ровинский задолго до наших дней писал: “В моем собрании икон есть 27 Никол, 17 Благовещений, 12 Спасов и т.д., и едва ли найдется между ними два совершенно одинаковых и сходных между собой”. (слайд 3)
- Как Вы думаете, для чего нам нужны иконы?
- Главная функция иконы – молитвенная. Икона может вызывать в человеке эстетическое чувство прекрасного, но главное, к чему она призвана, - пробуждать в предстоящем духовную потребность молиться. Припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях. (слайд 4)
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я? Свеча пылает,
Клир торжественно поет –
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой..
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой...
Это – светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души... (слайд 5)
- Знаменит образ святого Николая, созданный в 1502-1503 гг. великим русским художником – иконописцем Дионисием во фресках, которыми он украсил собор Ферапонтова монастыря. (слайд 6)
Работа над иконографическим образом Святителя Николая, работы Дионисия. ( слайд 7)
- Что Вы чувствуете, когда смотрите на изображение Николая Чудотворца?
- Какими словами Вы бы описали образ святого?
- Через какие средства мы можем это увидеть?
- Почему мы по - разному воспринимаем образ святого?
- Поясное изображение святого с благословляющей десницей и Евангелием в другой руке располагается здесь на одном из сводов над алтарем.
Широко распахнуты руки святого над молящимися; образ невесом, тело покрыто белоснежной фелонью с голубыми крестами.
Взгляд проникнут мудростью, черты лица смягчились.
Работа в группах (слайд 8)
- Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России.
- Вам предстоит дать описание тому типу иконографии, который вы получите для своей группы. При составлении описания Вы можете использовать весь материал папки ( в папке, в зависимости от задания, будут помещены иллюстрации изображения одного из типов иконографии святителя Николая – поясного или в полный рост, стихотворения о Николае Мирликийском, цитаты о иконографии Святителя). Постарайтесь использовать тот план ответа, который у вас имеется в работе.
План ответа:
- На сколько групп можно разделить изображения в папке
- Дайте название каждой группы иконографии. ( Объясните название, используя примеры данные в папке).
- Какие приемы используют мастера для
изображения святого:
- какие цвета преобладают на иконе и что они обозначают;
- какие предметы изображены и что эти предметы обозначают;
- какие моменты жития Николая Чудотворца мы можем увидеть на иконе.
Краткий материал для учителя.
Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.
Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в.
Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию "Жития Николы", получившую распространение в ХV-XVI вв.
Многочисленны житийные иконы Мирликийского святого. Когда в центре иконы изображен святой, а вокруг идут клейма жития – эпизоды жизни.
В среднике святой Николай в полный рост, торжественно подняв в благословении десницу, в другой руке держа Евангелие. Мягок его спокойно взирающий на молящихся лик, драгоценную красоту обретают на его легкой фигуре святительские одежды – знак его сана, знак его служения: темно- и светло – вишневыми крестами сияют фелонь и омофор. Каменьями горят желтый конец епитрахили и изображенная на его бедре палица – золотистый ромб, символ меча духовного, сверкает каменьями и золотистая крышка Евангелия. А с двух сторон от святого Николы изображены те, кто дал ему атрибуты святительства, подтвердив его высокий смысл: Спас, протягивающий ему Евангелие, и Богородица, дающая омофор.
Ясным подтверждением чудодейственной силы святого развертываются вокруг средника клейма. Во всех клеймах так же легка, светла фигура святого, как и в среднике. Свет творимого им добра преображает все вокруг: легки золотистые и нежно – зеленые горки, стройные палаты и башни, сверкают алые, зеленые, белые одежды их участников. Клейма являются не просто рассказом о жизни святого, но и одновременно похвальным словом в честь него.
Ответы учащихся и совместное составление схемы иконографических образов Святителя Николая.
- На карте показаны места почитания Святителя Николая и иконографические образы, наиболее известные на территории современной России. (слайд 9)
Рассказ учащегося о Зарайском образе святителя Николая (слайд 10)
В 13 веке в крымском Херсонесе (Корсуни), в храме, где некогда принял Крещение св. равноапостольный князь Владимир, служил священник Евстафий. Он сподобился видения святителя Николая, который велел ему взять свой чудотворный образ и идти в Рязанскую землю: “Там хочу быть, и чудеса творить, и место это прославить”. Отец Ефстафий исполнил его волю. В то же время святой явился и рязанскому князю Феодору, сказав: “Иди навстречу образу моему Корсунскому. Я же умолю Владыку Христа, да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного”. Спустя 12 лет на Руси нагрянули орды монголов, и князь отправился к Батыю. Но тот потребовал: “Дай мне насладиться красотой жены твоей”. “Не годится нам, христианам, отдавать жен своих на блуд”, - ответил Феодор, и был убит. Узнав об этом, княгиня Евпраксия с младенцем-сыном на руках бросилась с высокого терема и “заразила “ себя насмерть. С тех пор город, где пребывает чудотворная икона, назвали Зарайском (сейчас это уже не Рязанская, а Московская область). Святыня долгое время находилась в музее, а 11 августа 2013 года возвратилась на своё место: в храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
На месте сретения Зарайской иконы святителя Николая находится чудотворный источник (так называемый Белый Колодец). Горожане устраивают туда крестные ходы с почитаемым списком чудотворной иконы.
Рассказ учащегося о Можайском образе Святителя Николая ( слайд 11)
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Редко можно встретить икону, на которой православный святой изображён с мечом в руке. Это Можайский образ святителя Николая. История его восходит в 14 веку, когда Можайск осадили монголо-татары и грозили разрушить местный Николаевский собор. Казалась, судьба города предрешена. И его жителям оставалась лишь молить о помощи Бога и Его великого угодника и чудотворца, в честь которого был освящён местный собор. Неожиданно в небе над храмом появился сам святитель. В одной его руке была церковь, в другой меч. Устрашённые грозным видением, враги бежали прочь. Можайск был спасён. В память о случившемся чуде тамошние мастера вырезали из дерева изображение своего святого заступника – таким, каким они увидели его: державшим меч и храм. Этот образ прославился чудесами. Копия его пребывает в Никольском соборе Можайска, а подлинник – в московской Третьяковской галерее. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем “Николы Можайского” этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
- Со временем образ святого изменялся. Мы уже упоминали о том, что в частной коллекции икон Ровинского было около 27 Никол.
Работа по сравнению двух образов Святителя Николая - Николай Чудотворец, Новгородская школа, начало 13 века и икона Святителя Никола, работы мастера Алексея Петровы , 1294 год (слайд 12)
- Давайте сравним две знаменитые новгородские иконы Св. Николая (одна написана в самом начале, а другая – в самом конце 13 века). За этот период произошли изменения в новгородском искусстве в сторону его приближения к русскому народному мироощущению.
Название иконы | Николай Чудотворец, Новгородская школа, начало 13 века. | Святитель Николай работы мастера Алексея Петровы , 1294 год. |
География иконографии | Византийская иконография | Икона она является первым произведением русской станковой живописи, имеющей подпись художника. |
Какой образ видим? | аскетический облик Николая Чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, отрешенного от мирской суеты, сурового догматика, готового покарать всякую ересь и неповиновение. | Образ более “русифицирован”, покровитель обездоленных, милый и добродушный старичок. |
Через какие элементы иконы мы это читаем? | заострены черты греческого прототипа, тонкий лик, вытянутое лицо, резко изогнуты брови, настойчивый взгляд, круто скошенные плечи, тонкие руки | округлое русское лицо, плавные линии, |
Слайд 14
Отчизне нашей православной
И мир, и тишину подай.
Услыши нас, Великий, Славный,
Святитель Божий Николай!
3. Итог урока.
На этом наш урок закончился. Мы говорили о иконографии образа самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца. В честь него по всей России строилось огромное количество храмов и монастырей.
4. Д\з
1. Составьте карту Москвы, и нанесите на нее храмы и монастыри, носящие имя Святителя Николая.
2. Подготовьте доклад об одном из этих храмов.