Занятие по экологическому воспитанию "Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить". Опыт и эксперименты

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи занятия.

Образовательная: учить осуществлять практическую деятельность в природе, расширять границы знаний и представлений о взаимосвязи в среде обитания, расширять представления детей об окружающем мире, пополнять словарный запас слов.

Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельно выполненных опытов по заданию, развивать представление о химических свойствах веществ.

Воспитательная: воспитывать интерес к формированию экологических знаний, формировать ответственное отношение к окружающей среде и родной природе.

Материалы и оборудование:

  • для воспитателя: кроссворд, атлас России, баночка с помещенным яйцом в уксус, емкость со столовым уксусом;
  • для детей: чашечки с пищевой содой, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, вулканы для опыта.

Предварительная работа:

  • помещение яйца в баночку с уксусом;
  • изготовление вулканов из картона.

Ход занятия

1. Решение кроссворда.

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Сначала я хочу, чтобы вы отгадали кроссворд.

Кроссворд

По вертикали:

Что в небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце)

Течет, течет, не вытечет
Бежит, бежит, не выбежит, (Исток)

По горизонтали:

Нахмурилось небо
Наверно не в духе
Летают, летают
Белые мухи
И белые мухи не только летают
Но даже и тают. (Снег)

На зов ответят зовом,
На слово тем же словом,
На смех ответит смехом,
Оно зовется эхом.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают
И медом угощают, (Цветок)

О чем был наш кроссворд? (ответы детей), т.е. наше главное слово в кроссворде - это экология. И наше занятие посвящаем теме экологического воспитания. Мы с вами хорошо знаем, что в природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано. Обо все об этом мы с вами не раз говорили на занятиях. Мы говорили о живой природе, к которой относятся растения, животные, насекомые и т.д., а на сегодняшнем занятии мы будем говорить о неживой природе. И не просто говорить, а самостоятельно делать опыты. Воспитатель предлагает надеть фартуки и занять свои места. Я предлагаю проделать вам первый опыт:

1. В чашечках у вас порошок, что вы можете сказать о нем? Какой он? (Ответы детей). Насыпьте порошок в емкость. А теперь внимание! У меня в бутылке жидкость с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). И поэтому наливать ее может только взрослый. Я добавлю в вашу емкость немного этой жидкости, а вы наблюдайте, что происходит и будете мне объяснять. (Объяснения детей). Так вот, ребята - порошок - это обычная питьевая сода, а жидкость - столовый уксус. Появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.

Именно благодаря углекислому газу мамин торт или пирог получается пышным и воздушным: пузырьки проходят сквозь тесто и разрыхляют его.

А этот опыт мы начали с вами еще вчера. Помните, мы взяли куриное яйцо и положили его в банку, залили уксусом. Хотите посмотреть, что стало с яйцом? (Дети, встав вокруг стола, рассматривают вынутое яйцо, дают свою оценку произошедшему). Пузырьки сверху, это тот же углекислый газ, уксус - это кислота и она рас творила минералы, содержащиеся в яичной скорлупе, а именно они придают скорлупе прочность. Этот опыт имеет не только познавательное, но и воспитательное значение, так как примерно также действует кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости на наши зубы. Кто не будет чистить зубы и полоскать рот, у того зубы могут стать такими же мягким и разрушатся.

Физкультминутки.

Вот шиповника цветы
Необычной красоты
Яркие, пахучие
Ай-ай-ай колючие.

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
Четыре-улетела.

Мы продолжаем делать опыты. Прежде чем сделать следующий опыт, я хочу рассказать вам красивую легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело, стоять у наковальни и бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высокой горы, а гора стояла посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. “Вулкан работает” - говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканом. И так, у вас на столе маленькие вулканы. Этот опыт не только интересный, но и красивый. Рассмотрите свои вулканы - верхняя часть вулкана называется кратер - это огромная чаша, а на дне красновато-оранжевая пасть - это жерло, огненная жидкость, выходящая из вулкана - это лава. Хотите посмотреть? Секрет изготовления прост: узнаете, если будете внимательными. Помещаем вовнутрь нашего вулкана одну столовую ложку соды, пищевой краситель, чайную ложку жидкости для мытья посуды, а теперь жидкость, которую наливаю я - это уксус. Смотрите, что у нас получилось. (Дети обсуждают увиденное и высказывают свои мнения). Ребята, мы с вами живем в средней полосе России, а вот на этой карте показано, где живут вулканы - это Камчатка, Курильские острова, Дальний восток. Там люди могут наблюдать такое природное явление, как извержение вулкана. Ребята, сегодня мы с вами говорим о таком чудесном веществе, как уксус. У меня в стакане налит яблочный уксус, он сделан из кислых сортов яблок. Если его правильно применять, то он приносит нашему организму много пользы - он расщепляет вредные вещества и выводит их из организма. Кто хочет попробовать, что же такое яблочный уксус? (Желающие дети пробуют разведенный яблочный уксус и высказывают свои мнения).

Ребята, понравились вам опыты? Понравилось занятие? (Дети высказываются).

Итог занятия. Итак, сегодня мы говорили о неживой природе, о химических свойствах веществ, о том, что все в природе взаимосвязано и может взаимодействовать между собой. Вспомним первый опыт, где благодаря соде и уксусу получаются вкусные и пышные кондитерские изделия. И сегодня я вам напекла сдобных булочек, чтобы вы могли убедиться, как помогает сода с уксусом при выпечке.

Наше занятие я хочу закончить стихами замечательного поэта Е. Евтушенко:

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя,
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!

Литература

1. Турыгина С.В. “Экологический марафон”. - М.: Феникс. 2010.

2. Соломенникова О.А.  “Экологическое воспитание в детском саду”.  М.: Мозаика-Синтез. 2014.

3. Щербанева Е.А. “Занимательная экология”. – М.: Учитель. 2014.  

4. Масленникова О.М. “Экологические проекты в детском саду”. - М.: Учитель. 2014.