Экономические процессы, проходящие в современном обществе, вносят серьезные коррективы в процесс образования. Руководство современных наукоёмких производств предъявляют высокие требования к подготовке работников. В отличие от социалистического производства, когда специалист должен был быть узко специализированным, под одно направление деятельности, на современном производстве от работника требуется владение широким спектром знаний не только технологической, но и педагогической, психологической, экономической и иной направленности.
Это четко видно из корпоративных моделей компетентности специалистов различных отраслей промышленности. В частности, Объединенная Авиационная Корпорация (ОАК) в своей корпоративной модели специалистов отмечает в качестве профессионально значимых компетенций такие как: обладать бизнес – мышлением, уметь определять экономическую эффективность производства, экономическое сопровождение технологических процессов в рамках структурного подразделения, осуществлять контроль производственных процессов, уметь организовывать свою работу и работу других работников и т.д. То есть работодатель оперирует в отношении подготовленности специалистов понятием “компетентность/компетенция”.
В этих условиях вполне логичным является переход образования от знаниевой к компетентностной парадигме образования. Благодаря смене парадигмы образовательные организации могут обеспечить более качественную подготовку специалистов, более соответствующую потребностям рынка труда.
Но, не смотря на то, что работодатель хочет видеть в арсенале выпускника технической специальности не только профессиональные компетенции технической направленности, но и экономической (уметь рассчитывать технико-экономические показатели работы участка) на практике не многие работодатели пускают практикантов дальше рабочего места токаря, слесаря механосборочных работ и т.п. Это происходит по различным причинам: полноценное вовлечение студентов в технологический процесс производства (6-8 часовой рабочий день), в результате чего студент просто не в состоянии отлучиться с рабочего места для изучения иных направлений деятельности предприятия или изучает их достаточно поверхностно; руководители подразделений чрезмерно загружены работой, и не могут организовать в достаточном объеме лекторий для практикантов и т.п.
В результате в процессе реализации ФГОС СПО возникает проблема: какой должна быть методика организации практических занятий по экономических дисциплинам в техническом ССУЗ для качественного формирования компетенций экономической направленности у студентов техников.
Цель работы: разработать комплекс практических работ по дисциплине “Экономика отрасли” который по содержанию, методам и формам подачи экономической информации способствовал формированию экономических компетенций.
Объект исследования: процесс экономической подготовки студентов – техников в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: организация практических занятий по дисциплине “Экономика отрасли” студентов-техников специальностей “Производство летательных аппаратов” и “Производство авиационных двигателей” в рамках реализации федеральных стандартов на основе компетентностного подхода.
Гипотеза исследования: формирование экономических компетенций у студентов-техников в ссузе будет более эффективным если:
- будет произведен отбор и структурирование содержания практических работ с учетом будущей профессиональной деятельности студента техника СПО и профессиональных компетенций экономической направленности и последних научных тенденций в педагогике профессиональной школы;
- будут разработаны методические указания для проведения комплексных практических работ по дисциплине “Экономика отрасли” для специальности “Производство летательных аппаратов” и “Производство авиационных двигателей” на основе компетентностного подхода;
- будет разработана критериальная база и система оценивания практических работ с учетом компетентностного подхода.
Для проверки гипотезы и достижения цели, должны
быть реализованы следующие исследовательские задачи:
изучить основные теоретико-методические
подходы к организации практических занятий;
Для решения поставленных задач нами была проделана следующая работа:
1. При организации практических занятий мы используем личностно – деятельностный и компетентностный подход, опирающиеся на принципы интеграции, модульности, креативности, оптимизации учебного процесса. Основными методиками работы при проведении практических занятий являются: 1) метод погружения студента в искусственно созданную профессиональную среду, 2) метод проектов, 3) методика организации групповой работы.
2. Исходя из дидактических единиц и профессиональных компетенций, заложенных в ФГОС СПО по специальностям “Производство летательных аппаратов” и “Производство авиационных двигателей” была разработана авторская методика проведения практических занятий по дисциплине “Экономика отрасли” для технических специальностей авиационной промышленности, которая была отражена в методических указаниях для выполнения практических работ.
3. С учетом современных тенденций в педагогической науке были разработаны методические указания для проведения комплексных практических работ по дисциплине “Экономика отрасли” на основе компетентностного подхода. Комплексная практическая работа - это несколько практических работ по разным темам программы учебной дисциплины объединенные между собой одной общей целью работы, исходным заданием и направленные на получение комплексного результата. Предлагаемый на конкурс вариант комплексной практической работы включает в себя следующие практические работы, являющиеся ее этапами: 1 этап - “Расчет показателей использования основных средств”, 2 этап - “Расчет численности, заработной платы и фондов оплаты труда различных категорий работников”, 3 этап - “Расчет показателей производительности труда и выработки на одного рабочего”, 4 – этап - “Составление калькуляции изделия, сметы затрат”, 5 этап -“Определение цены товара и ценовой политики предприятия”, 6 этап - “Расчет прибыли, рентабельность отдельных видов товаров”, 7 этап - “Расчет основных технико-экономических показателей деятельности участка”. Как видно из названий этапов комплексной практической работы она охватывает все основные темы дисциплины “Экономика отрасли”, связывает их между собой единым заданием и целью. Благодаря этому мы добиваемся эффекта погружения студента в профессиональную среду связанную с работой техника, что позволяет ему комплексно увидеть объем и направления работы с которыми ему предстоит столкнутся в реальной профессиональной деятельности. (Приложение 1)
Цель комплексной работы не только в закреплении и систематизации знаний по отдельным темам изучаемой дисциплины, но и наглядная демонстрация взаимосвязи данных тем между собой, а также их значимости при проектировании технологических процессов.
Итогом комплексной практической работы является расчетно – аналитический проект “Расчет основных технико-экономических показателей деятельности участка”
Правила выполнения работы. Работа имеет сквозное задание на все 7 этапов комплексной работы (с 1 по 10 практические работы). Эти задания даны в начале работы (шесть вариантов) в разделе исходные данные. Работы выполняются последовательно, с постепенным усложнением заданий. 8 этап является обобщающим, который сводит воедино данные всех этапов. Выполнение комплексной практической работы завершается публичной защитой творческого проекта.
Исходные данные для выполнения
комплексной практической работы
(фрагмент)
Вариант 1
Исходные данные: Мощность участка – 74000 н-ч; Годовая программа – 800 шт.; Продолжительность смены – 8часов; Количество смен – 2; Масса заготовки – 0.006 кг (8 гр.); Масса детали – 0.001 кг (1 гр.); Планируемая прибыль – 20%; Уплачено налогов – 36% от суммы реализованной продукции (дохода); На следующий год планируется увеличить объем производства на 15% при сохранении численности персонала.
Таблица 1
Технологический маршрут обработки
детали
“Наконечник вильчатый”,
базисный вариант
Наиме- нование операции |
Оборудование | Габариты | ТШ К час |
Балансовая ст-ть обору- дования |
Разряд рабочего |
|
дл | шир | |||||
005 Подгот. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.05 | 1200 | 2 |
010 Разбороч. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.26 | 1200 | 2 |
015 Разбороч. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.38 | 1200 | 3 |
020 Разбороч. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.5 | 1200 | 3 |
025 Разбороч. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.12 | 1200 | 5 |
030 Разбороч. | Стол для разборки | 2 | 1 | 0.33 | 1200 | 2 |
035 Промыв. | Ванна | 3 | 1 | 0.1 | 1100 | 2 |
040 Дефектац. | Подставка | 2 | 1 | 1.16 | 1000 | 5 |
045 Транспорт. | Электрокара | --- | --- | 0.16 | --- | 2 |
050 Ремонт. | Установка | 2 | 1 | 11.3 | 2400 | 4 |
055 Транспорт. | Электрокара | --- | --- | 0.16 | --- | 2 |
060 Контрол. | Установка | 2 | 1 | 0.3 | 2400 | 4 |
065 Комплект. | Установка | 2 | 1 | 0.2 | 2400 | 2 |
Все последующие данные для расчетов студент получает при выполнении этапов комплексной работы (конечный результат первой практической является исходными данными для второй практической работы и т.д.)
Оценивание творческого проекта (качества выполнения практических работ) осуществляется по системе зачет или незачет с учетом разработанных критериев. (Табл. 2-4. Приложение)
Практическая значимость: Комплексная практическая работа позволяет нам оценить не только знания и умения студента (критерии облученности) но и компетенции (критерии деятельности), за счет погружения студентов в искусственно созданную профессиональную среду и выполнения взаимосвязанных элементов профессиональной деятельности, которые формируются в сложный расчетно-аналитический проект, полностью имитирующий профессиональную деятельность технолога в таких направлениях профессиональной деятельности как: принимать участие в разработке технически обоснованных норм времени и определении экономической эффективности проектируемых технологических процессов; оценивать экономическую эффективность производственной деятельности; внедрять и сопровождать технологические процессы.