За годы независимости республики, благодаря усилиям исследователей Казахстана, были заново открыты и восстановлены прежде вырванные и искаженные страницы национальной истории. Вместе с тем, еще сохранилось немало сложных вопросов и пробелов, требующих современного переосмысления и концептуальной переоценки с точки зрения новых данных. Среди этих вопросов актуальными выступают исследования жизни и творчества людей, чья патриотическая деятельность на благо народа, вызывает у нынешнего поколения чувство гордости и стимулирует их на патриотические поступки.
К таким людям относится и Толе би – выдающийся политический деятель казахского ханства конца XVII - начала XVIII вв, знаменитый бий Тауке хана, один из создателей казахского кодекса “Жеті-жарғы”, внесший значительный вклад в укреплении казахской государственности. Свидетельством вышесказанных слов является письмо академика А.Х.Маргулана, написанное собственной рукой крупному исследователю археологических памятников Центральной Азии М.Е.Массону. Ниже это письмо приводится в полном объеме.
“Дорогой и глубокоуважаемый Михаил Евгеньевич!
Я и Раушан Абикеевна шлем Вам и Галине Анатольевне сердечные приветы и поздравления в связи с наступающим великим праздником первого мая, хочется также пожелать Вам доброго здоровья, благополучия и чудесных успехов в творческом труде. В связи с историей 250-летия присоединения Казахстана к России возникла идея о публикации некоторых важных памятников, представляющих общественный интерес. К ним в частности относится старинные мавзолеи, где хранятся останки выдающихся деятелей Казахстана. Ими особенно отличаются древние пантеоны Ташкента. Академик В.В.Бартольд отметил, что Ташкент и многие города Средней и Нижней Сырдарьи на протяжении значительного времени находились во владении казахского ханства. По описанию А.Дженкинсона Ташкентом владел казахский хан Хакназар, сын Касым хана и его потомки. В XVII в важнейшую роль в Ташкенте сыграл казахский хан Турсын с катаганами, XVIIIв знаменитый бий Тауке хана Толе би, один из создателей казахского кодекса “Жеты-жаргы”. Останки мавзолея Толе бия находится в пантеоне Шайхантаур. Старые ташкентские жители (узбеки, казахи) это хорошо знали. Было бы замечательно, если Вы написали небольшую заметку о Толе би для публикации в казахстанской печати [1].
С глубоким уважением А.Х.Маргулан.
20 апреля, 1982.
Таким образом, из выше приведенного письма академика А.Х. Маргулана вытекает вывод, что действительно Ташкентом и его окрестностями на протяжении значительного времени владели казахи. Более того, согласно первоисточникам вплоть до 1798 года Ташкент входил в состав Казахского ханства. На наш взгляд очень объективно оценена роль и вклад в укреплении казахской государственности известного казахского государственного и общественного деятеля конца XVII- начала XVIII вв. Толе бия. Над его могилой был сооружен величественный мавзолей, который является местом паломничества мусульман.
Как отмечал доктор исторических наук, профессор Мамбет Койгельдиев “Толе би был высокообразованным человеком, обладал недюжинным умом, был прекрасным оратором. В своих действиях он руководствовался стремлением к единению народа, защите от посягательств внешних врагов. Толе би сыграл выдающуюся роль в укреплении и становлении казахского ханства. В тоже время он придерживался принципа мирного сосуществования с соседними государствами. Толе би всячески способствовал развитию торговли и дружеским отношениям с Россией, Китаем и другими государствами” [2].
Мы полностью разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Мамбета Койгельдиева относительно роли и вклада Толе би в укреплении Казахской государственности. Благодаря своим блестящим ораторским способностям, уму, справедливым решениям, великий Толе би заслужил любовь и доверие своего народа.
Как он вел себя в среде народных масс, в кругу друзей, среди врагов, в семье и вообще как он выглядел духовно и нравственно вне политической и трудовой деятельности? Этот вопрос пока, к сожалению, остается открытым для научной общественности. Нашему поколению очень трудно восстановить политический портрет Толе бия, так как в исторических источниках о нем скудно дан материал.
Доктор исторических наук, профессор Саттар Мажитов в своей статье “Феномен Толе би” отмечает: “Мегазвезда крупного государственного и общественного деятеля, мыслителя, правоведа, дипломата, получившего еще при жизни звание “отца биев”, Толе Алибекулы взошла на небосклоне истории казахского народа три с половиной столетия тому назад. В исторической сокровищнице казахов духовное наследие Толе би является бесценным алмазом мудрости и жизнестойкости, примера верности избранному пути справедливости и миролюбия. Трудно найти в казахской истории личность, сравнимую с Толе би, который сыграл поистине историческую роль на стыке двух веков, наполненных судьбоносными для народа событиями. Один период его жизни был связан с эпохой хана Тауке, когда мир и покой царили в казахстанском обществе. Другая, более значительная, часть жизни Толе би пришлось на трудное время, когда над полутора миллионами казахов нависла угроза существования. Угрозу представляли джунгарская агрессия и соседство с сильными государствами. Феномен Толе би состоит в том, что пример его жизни и его наследие продолжают оставаться актуальными и сегодня” [3].
На наш взгляд, оценки С.Ф. Мажитова убедительны и объективны. Несмотря на сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в Казахском ханстве, благодаря мудрой и взвешенной политике трех выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбек би и Айтеке би удалось сохранить территориальную целостность казахского государства, единство народа, не допустить раздоров и грабежей внутри страны, установить мир и спокойствие в Казахской степи. И в этом на наш взгляд заключается их историческая заслуга перед своим Отечеством. Их имена и деяния навеки останутся в памяти народа.
Как отмечает доктор исторических наук, профессор Ж.О.Артыкбаев: “Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII- начала XVIII вв. связана деятельность выдающихся биев – Толе би, Казыбека и Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствуют, например, казахские съезды, которые состоялись в 1726-1729 годах в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. Вышеназванные бии в эпоху Тауке-хана входили в высший законодательный совет “Жеті–жарғы”. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Аблай-ханом вырабатывает каноны внешней политики, благоприятные для существования казахского народа в дальнейшем” [4].
Мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора Ж.О.Артыкбаева относительно того, что роль выдающихся сынов казахского народа Толе би, Казыбека и Айтеке в годы нашествия джунгар на территорию Казахстана огромна.
В Центральном Государственном архиве Республики Узбекистан нами было найдено документ, датированный 9 июня 1982г. Это ответное письмо М.Е.Массона к А.Х.Маргулану.
“Глубокоуважаемый Алькей Хаканович!
Я очень продвинулся в годах и отдаю им дань. Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, полученное в самом конце апреля. Сам написать заметку предложенной Вами темой не мог, так как даже из дома выходить за два квартала не мог две-три недели. А до Шайхантаура далеко ездить. Мне все страшно. Ташкентом занимается моя ученица – известный археолог М.И. Филанович. Она сотрудник института археологии АН УЗССР, находящегося в г.Самарканде. Наконец убедил ее заняться предложенной Вами темой. При этом сам ей буду помогать. У нас есть еще связи со старыми обитателями Шайхантаура. Пошлите мой привет Раушан Абикеевне. Жду ответ. Всегда Вас тепло вспоминающий М.Е.Массон [5].
Судя по содержанию письма, крупный исследователь археологических памятников народов Центральной Азии М.Е.Массон ввиду своей занятости поручил заняться разработкой данной проблемы своей ученице М.И.Филанович, которая является крупным исследователем средневекого города Ташкента.
В своей статье “Төле би қашан бақилық болған?”, опубликованной на казахском языке в газете “Рейтинг” известный исследователь Мухитхан Миразов опираясь на китайские источники считает, что Толе би родился в 1675 году и умер в возрасте 88 лет, то есть в 1763 году. В вышеуказанном источнике отмечено, что “В 1758 году преследуя остатки отступающих джунгар цинские войска достигли территории казахов Старшего жуза. В то время верховным главнокомандующим казахов Старшего жуза был – Абульфеис, который имел 3 батыров. Один из них – был Толе би, второй – Койгелды и третий – Сасыкбай. Абульфеис в тот период находился в городе Ташкенте, который передал бразды правления в руки Толеби. В следующем источнике отмечено, что “в октябре 1758 года Толе би направил своего сына Жолана и Басармана в качестве послов в государство Цин” [6].
В своем историческом очерке “Ташкент” известный российский исследователь А.И.Добромыслов обращается к жизни и деятельности таких известных исторических личностей как Жолбарыс хан и Толе би. Так, например, он пишет: “Хан Большой киргиз-кайсацкой орды Жолбарыс, наблюдая за Абулхаиром и его приспешниками, не мог не соблазниться получить те же подарки, какими наше правительство щедро наделяло новых мнимых подданных, а потому в 1738 году просил его принять в русское подданство, обещая склонить к тому же и соседние народы, если будут помогать их торговле в Оренбурге. Вследствие этого начальнику Оренбургской экспедиции В.Н.Татищеву была послана грамота от 17 июля 1739 года, для вручения Жолбарысу, но он вскоре кончил свои дни зарезан сартами в Ташкенте в мечети во время молитвы 5 апреля 1740 года. Похоронен в Туркестане, а потому грамота осталась в делах Пограничной администрации. Наши подданные жители Вятской провинции Шубай Арасланов и Мансур Юсупов, возвратившиеся из Ташкента в Оренбург в 1742 году сообщили, что при хане Жолбарысе в Ташкенте находился влиятельный старшина Толе би и что они собирали с города подать, но вскоре был лишен власти Кусекбеком наместником зюнгарского владельца” [7].
В своей работе “Сыны Великого Турана” крупный государственный и общественный деятель Казахстана Асанбай Аскаров справедливо отмечал: “Толе би был одним из выдающихся политических и государственных деятелей конца XVI – начала XVIII вв. С 15-летнего возраста он был вовлечен в круговорот политической жизни. Толе би принимал активное участие в народной дипломатии. Некоторые наши современники считают дипломатию новым явлением для казахов. Это заблуждение. Дипломатия в Степи явление не новое. Другое дело, что дипломатия того времени существенно отличалась от дипломатии дня сегодняшнего, что естественно. Он был современником и советником не только Тауке-хана. Позднее он был советником Абулхаир-хана, а также советником Аблай-хана. В течение жизни ему довелось встречаться со многими видными деятелями того времени. Он был свидетелем и непосредственным участником многих событий имевших место в XVII–XVIII вв. У казахов есть замечательная пословица: “Джигита убивает совесть, а зайца – шорох”. Толе би считал, что совесть должна быть, прежде всего, в ком нет совести, в том нет чести и достоинства. Идеи великого Толе би современны и сегодня. Сквозь толщу веков дошло до нас наследие Толе би. Многие поколения передавали друг другу воспоминания о нем” [8].
Как отмечают Б.Тогусбаев и А. Сужикова: “Толе би был талантливым, грамотным человеком, с детства впитавшим в себя традиции ораторского, поэтического искусства своего народа. С 15-20 лет он участвовал в собраниях судей, где его стали признавать из-за его искусства красноречия и чувства справедливости. Толе би, возглавлявший Старший жуз, попал на некоторое время в зависимость от джунгарских завоевателей. Несмотря на то, что он платил им дань, политическое правление он взял в свои руки. Он сыграл важнейшую роль в объединении казахов, в освобождении их от джунгарских оков” [9].
Весьма значительный интерес вызывает у нас статья известного российского исследователя Н.Оглоблина “Путешествие русских купцов в Ташкент”, опубликованная в журнале “Русский архив”, где автор приводит интересные нам сведения о жизни и деятельности Толе би. Торговые связи Казахстана с Россией усиливаются в середине XVIII в. В тоже время начинают двигаться в Центральную Азию и русские караваны. Как отмечает автор: “в 1741 году из Орска в Ташкент вышел караван Вятского татарина Шубая Арасланова и Казанского татарина Мансура Юсупова. Их маршрут проходил через город Туркестан. С горем пополам с приключениями кое-как они достигли Туркестана. Оставался самый опасный отрезок пути от Туркестана до Ташкента, где бесчинствовали разбойники. Чтобы обезопасить свой дальнейший путь от охотников легкой наживы, Шубай и Мансур по совету туркестанцев отправили гонца к соседнему киргизскому хану Толе бию, кочевавшему со своим улусом под Ташкентом. Они много слышали о честности и справедливости Толе бия и решили просить его покровительствовать над ними. Толе би приняв их просьбу, прислал к ним в Туркестан двух сыновей для сопровождения их каравана до Ташкента. Русский караван в сопровождении детей Толе бия, ночью выехал из города в направлении Ташкента. Дорогою они заехали к Толе бию поблагодарить за покровительство. У него они гостили два дня. Толе би принял их изрядно как желанных гостей, каждый день присылал им по барану, а третьего барана дал на дорогу. Шубай и Мансур в благодарность за все это поднесли Толе бию несколько подарков из своих товаров” [10].
Далее автор пишет: “В обратный путь в Туркестан Арасланов отправился в сопровождении семи братьев Толе бия ехавшие туда для торга. Первые три дня в пути провожал русский караван сам Толе би, а дальше до Туркестана один из его сыновей. Прежде Ташкентом владел Юлбарс (Жолбарыс хан А.А.) из киргиз-кайсацкой орды вместе с Толе бием у которого есть дом в Ташкенте, откуда и жена его родом. Тогда Ташкент был подчинен Большой киргиз-кайсацкой орде, Толе би со своими старшинами брал с Ташкента ежегодную дань в 40 тысяч тенек. Несколько лет тому назад Юлбарса (Жолбарыс хана А.А..) не стало, не знаем убит ли, или выгнан вон от здешних сартов. В этом темном деле главную роль играл Кусекбек, который завладел Ташкентом. Хотя Кусекбек выжил Толе бия из города, но не мог лишить его прежних прав на Ташкентское ханство, так что Толе би и старшины Большой орды по-прежнему получают с Ташкента дань” [11].
Таким образом, вышесказанное не требует комментария. Поступок Толе бия на фоне Кусекбека, тогда же правителя Ташкента, который взял у русских купцов товар на сумму более двух тысяч тенек и не расплатился, выглядит очень прилично и гуманно. Толе би проявил себя как дальновидный политик и как порядочный человек. Именно такими правителями должен гордиться казахский народ.
Литература
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 17-18.
- М. Қойгелдиев. Ұлттық саяси элита қызметі мен тағдыры (XVIII–XX ғғ.) Алматы, 2004. 55 бет.
- С.Ф.Мажитов. Феномен Толе би // Южный Казахстан № 90 31 июля 2013. С.9.
- Ж.О. Артыкбаев. История Казахстана. Учебное пособие. Костанай, 2007. С. 202.
- ЦГАРУз Ф-2773. Опись 1. Дело 741. Л. 20.
- М. Мыразов. Төле би қашан бақилық болған ? // Рейтинг № 45 (40) 24 қараша 2011. Б.11.
- А.И. Добромыслов. Ташкент. Исторический очерк // Туркестанский сборник Том 520. Ташкент, 1909. С. 28.
- А.Аскаров. Сыны Великого Турана “Нурлы Алем” Алматы, 1998. С. 320.
- Б. Тогусбаев, А. Сужикова. Исторические личности. Алматы, 2007. С. 124-125.
- Н.Оглоблин. Путешествие русских купцов в Ташкент // Русский архив № 8. Москва, 1888. С.406.
- Там же. С. 411.