Специалисты в области детской психологии едины во мнении: ребенок должен обучаться здоровым привычкам как можно раньше. Привычка - это действие или система действий, которые на основе повторения становятся автоматизированными, фиксированными и легко выполняются. Как только малыш начинает ходить и говорить, приучаем его к тому, что за стол садятся с чистыми руками, со старшими всегда здороваются, а зубы обязательно чистят утром и вечером.
В режимных моментах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.
В нашем детском саду комбинированного вида № 42 “Теремок”, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является одним из важнейших направлений воспитательной работы. В группе “Карапузы”, где я работаю, эта работа проводится, как индивидуально, так и по группам. Главное условие – регулярность занятий, непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателя и родителей. Ведь родители являются главными нашими союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. В нашей группе мы оформили альбом “Формирование культурно-гигиенических навыков”. Особое внимание родителей обратили на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. А также мы показываем и рассказываем родителям о жизни детей в группе, обращаем внимание на вопросы связанные со здоровьем. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды.
Не забываем мыть руки.
Кажется, все просто, но …. Главное - не пропустить момент: как только вы начинаете прикармливать малыша кашкой или пюре, перед каждым приемом пищи обязательно мойте ему ручки. Во-первых, малыш может испачкать их едой и потом облизать. Во-вторых, чтобы у ребенка выработался условный рефлекс: перед едой мыть руки. То же самое делайте, вернувшись с улицы или после того, как малыш посидит на горшке.
Важно!
Подросший малыш может забыть о мытье рук, но не мама! А чтобы эту процедуру дети выполняли не формально, покажите крохе правильный порядок действий: поднимаем рукавчики, берем мыло и тщательно намыливаем руки со всех сторон. Затем смываем пену под струей теплой воды. Потом тщательно вытираем руки полотенцем.
Необходимо помнить, что всю информацию для детей раннего возраста необходимо подавать в доступной форме, соответствующей данному возрасту. А маленький ребенок может только играть .Потому что игра для него - не пустая забава, а очень важный вид деятельности, это источник эмоций и фантазий; через игру малыши познают окружающий мир .А если взрослые еще и художественное слово будут использовать при привитии полезных привычек ребенку - это просто здорово. Без потешек и прибауток, песенок и стихотворений не обходился ни один сколько-нибудь значимый период роста и развития малыша. Ритмичный текст потешки побуждает детей к движению, создавая веселое настроение. Повторяя вместе со взрослыми поговорки, песенки, у детей развивается воображение, обогащается речь и эмоции, развивается мелкая моторика.
Песенка для умывания
Носик, носик! Где ты, носик?
(Дети моют носик.)
Ротик, ротик? Где ты, ротик?
(Дети моют рот.)
Щечка, щечка, где ты щечка?
(Дети моют щечки) и т.д.
Будут чистыми ребятки!
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Раз, два,
Моем мы глаза!
Раз, два, три
Лучше их протри!
Чистим зубы правильно
Пренебрегать зубной щеткой и пастой не стоит - в результате можно заработать кариес. Поэтому, как только у малыша прорезался первый зуб, пока еще без пасты. С полутора лет - мягкой детской щеткой без пасты, с двух лет уже с детской пастой, а к трем годам ребенок вполне способен чистить зубки сам, но только обязательно под присмотром мамы
Важно! Чистить зубы нужно утром и вечером по 2-3 минуты выметающими и круговыми движениями. Пока ребенок не приобретет правильные навыки, чистите зубы вместе с ним. А поможет потешка.
Чисти зубы!
Чисти зубы!
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
На зарядку становись!
Несколько упражнений по утрам нужно выполнять, чтобы организм быстрее проснулся, вошел в рабочий ритм. Продолжительность 1-3 минуты. После зарядки ребенок должен быть бодрым - никакой усталости. Для решения этой проблемы в нашей группе “Карапузы”, мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Важно!
Оборудуйте детский спортивный уголок, если позволяет жил. площадь. Понадобится шведская стенка, канат, перекладина. Конечно, все сразу ребенок не освоит - это спортивный набор на вырост.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладощи три хлопка,
Головою - три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть.
Зашагали ножки - топ-топ-топ!
Прямо по дорожке - топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее - топ-топ-топ.
Топают сапожки - топ-топ-топ,
Вот как мы умеем - топ-топ-топ
Это наши ножки - топ- топ- топ. Стоп!
Ложечку за маму….
Пищевые привычки крохи закладываются в раннем возрасте - пусть они будут правильными! Совет: не перекармливайте ребенка, и не требуйте доедать все. Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. У детей с избыточным весом в опасности сердце, сосуды, кости, позвоночник, а так же обмен веществ. Для поддержки хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызвать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи.
Важно!
В 1,5-3 года малыш должен получать не больше 150-200 мл пищи в каждое кормление. Ребенок постарше не должен съедать больше 300 мл за один раз. Эти порции рассчитаны на то, что вы будете кормить малыша часто-5 раз в день: первый и второй завтрак, обед, полдник, ужин. Учите ребенка правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой. Не крошить хлеб. Пережевывать пищу с закрытым ртом. Благодарить.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую
Мягкую, душистую.
Выходим на прогулку.
Гулять с ребенком нужно 2-3 раза в день по 1,5- 2 часа Нужно, чтобы ребенок получил достаточное количество кислорода гуляя, а не сидя в коляске на улице. А еще родители ставят коляску на балкон со спящим ребенком. Речь идет о формировании привычки, заставляющей человека чередовать работу и отдых, причем правильный: в активном режиме на свежем воздухе. В режиме дня детского сада, выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (наблюдение, труд, подвижные игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа). Не следует сдерживать ребенка, необходимо чередовать и разнообразить движения.
Важно!
Одевайте ребенка по погоде- не кутайте его, иначе он будет перегреваться, потеть и без конца простужаться. Раздеваясь не раскидывать свои вещи, а аккуратно вешать их на стульчик.
Где мой пальчик.
Маша варежку надела.
- Ой куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - не найдешь,
Здравствуй, пальчик! Как живешь?
И.Саконская.
Спи, моя радость, усни!
Ритм сна и бодрствования устанавливается на долгое время, а его сбой ведет к снижению иммунитета, расстройству функции органов и хроническим болезням.
Важно!
В момент подготовки детей ко сну, обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна.
Первыми за обеденный стол сажаем ослабленных после болезни детей, чтобы затем они первыми легли в постель.
Спальню перед сном обязательно проветриваем, со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов.
Для быстрого засыпания детей используем элементы рефлексотерапии.
Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пяточки,
Прячут хвостики-крючки.
И не жалко добрых слов
Всем сказать: “Приятных снов”.
Е.Еремеев
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении. Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Он познает окружающий мир, так пользуясь разными предметами (ложка, салфетка), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие), осмысливают связь между явлениями (не наклонился над тарелкой - рубашка грязная).
Помогите своему малышу выработать правильные привычки. Ведь благодаря им жизнь у него будет долгой, активной и здоровой.
Советы по развитию у детей
гигиенических навыков
и навыков самообслуживания (полезные привычки)
Список используемой литературы
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. - Воронеж; ТЦ “Учитель”, 2001 г.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е .Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 11-21 с.
4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. -95 с.
5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.
6. Информационные Интернет-ресурсы.