Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Паспорт программы
Организация и структура волонтерского отряда
Направления деятельности
Заповеди волонтеров гимназии
Правила деятельности волонтеров
Ожидаемые результаты работы
План работы
Пояснительная записка
Изменим себя к лучшему.
Актуальность данного направления работы: в условиях постоянных изменений морально-нравственных и ценностных установок современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения.
Волонтерский отряд “Импульс” создан 2 сентября 2014 года на базе МОУ гимназии № 11 в состав, которого на добровольной основе входят обучающиеся 10-11 классов. Миссия нашего волонтерского отряда - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих интереснее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.
Накопленный мною большой опыт работы в Федеральном проекте “Беги за мной!” волонтерского движения, я хочу применить его на формирование и развитие активной жизненной позиции обучающихся в нашей гимназии. Волонтерский отряд “Импульс” может стать одной из таких форм работы. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи, и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности.
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет основную конечную цель образования, как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования. Именно первую группу и составляет политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственном путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Наша гимназия решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредной зависимостей всеми доступными способами, один из эффективных способов решения проблемы - это деятельность волонтерского отряда “Импульс”. Волонтеры своим личным примером показывают сверстникам, что быть здоровым – это модно!
Цель программы: создание условий для развития волонтерского движения в гимназии, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи.
1. Создать механизм работы гимназии с окружающим социумом, через деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
2. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.
3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) .
5. Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.
6. Обучить волонтеров формам и методам профилактической деятельности.
Паспорт программы
Номинация, по которой предоставляется программа | Программа по организации занятости несовершеннолетних |
Полное название программы | Программа деятельности волонтерского отряда “Импуль” |
Участники программы | - Дети от 7 до 17 лет. - Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан. |
Сроки реализации программы | 2014-2020 года. |
Цель программы | Создание условий для развития волонтерского движения в гимназии, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. |
Задачи | 1. Создать механизм работы
гимназии с окружающим социумом, через
деятельность социально-поддерживающих сетей
сверстников и взрослых для детей и семей “группы
риска”. 2. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни. 3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере. 4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) 5. Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся. 6. Обучить волонтеров формам и методам профилактической деятельности. |
Краткое содержание программы | Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений через деятельность в волонтёрских отрядах |
Ожидаемый результат | Основной результат работы -
формирование в ходе деятельности более
ответственной, адаптированной, здоровой
личности. Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму: Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий; Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта; Создание модели детского волонтерского движения внутри гимназии и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. |
Название организации | МОУ Гимназия № 11 г.Волгограда |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 400117, г.Волгоград, ул. имени
Константина Симонова, 20а. Тел.(8442)538876 |
ФИО руководителя учреждения | Камкова Любовь Геннадьевна |
ФИО автора программы | Герцен Елена Алексеевна |
Организация и структура волонтерского движения
1. Руководит работой волонтеров – Герцен Елена Алексеевна, учитель физической культурой.
2. Основой волонтерского движения является отряд обучающихся - добровольцев.
3. 1 раз в семестр заслушиваются отчеты и подводятся итоги о выполненной работе волонтерским отрядом.
Основные направления в работе волонтеров
1. Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
2. Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью).
3. Досуговое (организация полноценного досуга подростков и молодежи).
Этапы реализации программы
Подготовительный этап – 1 этап
1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.
2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.
3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап
1. Сбор отряда.
2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.
3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.
4. Привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, студии, по интересам и различные виды КТД.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
1. Реализация основной идеи программы.
2. Организация деятельности органов детского самоуправления.
3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Заключительный этап - подведение итогов деятельности отряда.
Информационный модуль
1. Беседы со специалистами.
2. Групповые занятия волонтеров.
3. Сотрудничество с гимназической газетой “Дом-2”.
4. Акции волонтеров.
5. Игры.
6. Викторины.
7. Фестивали.
8. Проекты.
Тренинговый модуль
1. Обучающие занятия с волонтерам.
2. Мини-тренинги для учащихся.
3. Интерактивные игры.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Альтернативный модуль
1. Дни здоровья.
2. Игры, конкурсы.
3. Спортивные мероприятия.
4. Флэшмоб.
5. Фестивали.
Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров гимназии
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Правила деятельности волонтера
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров
1. Быть здоровым – это модно!
2. Помагай всем, кому нужна помощь.
3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!
6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в гимназии и не только.)
7. Не упрекай партнера за промахи, старайся поправить беду своими успехами.
Ожидаемые результаты
- Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму.
- Увеличение количества детей и подростков в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий.
- Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета.
- Создание модели детского волонтерского движения внутри гимназии и вне ее, уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
- Участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых гимназией, районом, городом.
- *Будет сформирован устойчивая потребность в ЗОЖ.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ гимназии № 11
_________________Л.Г.Камкова
Календарный-тематический план
работы волонтерского отряда “Импульс”
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. | сентябрь |
2 | Составление плана работы на год | сентябрь |
3 | Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды | 1 раз в четверть |
4 | День района “ Семь ветров”. | сентябрь |
5 | Викторина “Школа безопасности” | сентябрь |
6 | Флэшмоб “Энергия жизни” | сентябрь |
7 | Фестиваль детского творчества “Дерзай, ты талантлив!” |
октябрь |
8 | Дни здоровья | октябрь апрель |
9 | Акция “Спорт вместо наркотиков” | ноябрь |
10 | Пушкинская неделя. Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина “Сказка-ложь, но в ней намек”. | ноябрь |
11 | Мероприятия, посвященные Дню толерантности. | ноябрь |
12 | Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” | ноябрь |
13 | Сотрудничество с гимназической газетой “Дом-2” | в течении года |
14 | Акция “День борьбы со СПИДом” | декабрь |
15 | Ведение летописи работы волонтерской команды | в течении года |
16 | Участие в районных , городских акциях ЗОЖ | систематически |
17 | Акция “Ветеран живёт рядом”” (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда) | февраль |
18 | Презентация “Об отзывчивости и равнодушии” | март |
19 | Всероссийский День здоровья. | апрель |
20 | Фестиваль детских подвижных игр народов России. | апрель |
21 | Участие в акциях проекта “Беги за мной!” | в течении года |
22 | Мероприятие “Добродеяние” в рамках дня защиты детей”. | май |
23 | Акция “Здоровые каникулы” | июнь |
24 | Подведение итогов работы | 1 раз в семестр |
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей гимназии.
Методическое обеспечение программы
1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
Практическое руководство для начинающих волонтеров
2. "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4. “Донорство” сайт: http://www.donors.ru
5. “Пропаганда безопасного секса” сайт:
6. http://www medportal.ru/mednovosti/news/2006/05/19/mex/
7. Видеоролики о вреде употребления ПАВ
8. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России.
Литература
1. Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”. ГУ “Мордовский республиканский молодежный центр”.
2. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
3. Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
4. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
5. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
6. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.
7. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта: Рик Страссман – Москва, ИГ – “Весь”, 2010 г. – 352 с.
8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.