Цель:
- отработка навыка решения составных задач разных видов;
- развитие умения работать в группах.
Задачи:
- совершенствовать навык работы над составной задачей, учить записывать решение задачи по действиям и с помощью числового выражения;
- развивать регулятивные и коммуникативные УУД:
- учить планировать свою деятельность;
- учить работать в группах.
Оборудование:
- краткая запись задач на листах формата А4;
- жетоны красного, зелёного, жёлтого цветов (по количеству групп);
- алгоритм анализа составной задачи;
- интерактивная доска, документ-камера.
Ход урока
I. Организация класса.
Настрой (рецитация в движении: 2 притопа + хлопок):
В наше время,
Чтобы строить
И ракетой
Управлять,
Помни, друг,
Что надо твёрдо
Математику
Познать!
II. Математическая разминка.
1) Задания для устного счёта на интерактивной доске.
2) “Весёлая” задача из задачника Г. Остера:
- Мама завела себе несколько кактусов. Когда трёхлетняя Маша папиной бритвой побрила половину кактусов, у мамы осталось ещё 12 небритых кактусов. Сколько колючих кактусов было у мамы первоначально? (12 • 2 = 24 или 12 + 12 = 24)
Учитель: Как определили второе числовое данное? Ведь в задаче о 12 кактусах говорится один раз. Я не вижу второго числового данного.
Учащиеся (предполагаемый ответ): Сказано, что 12 – это половина кактусов, т.е. вторая часть числа, значит, кактусов было в 2 раза больше (или 2 раза по 12).
III. Сообщение темы.
На доске (обычной или интерактивной) – читают дети:
Главное на уроке.
- Учиться работать в группах.
- Учиться планировать свою деятельность.
- Правильно работать над задачей.
IV. Инструктаж. Составление плана работы.
- Каждой группе предлагается краткая запись задачи.
- Работать над задачей надо так, чтобы каждый член вашей группы понял решение задачи.
- Чтобы ваша работа была успешна, составим план работы.
- Что нужно сделать на первом этапе? (этапы работы фиксируются на интерактивной доске)
1. Составить задачу.
- Как будете составлять задачу? Хором?
- Нет. Один человек составляет задачу, если она соответствует краткой записи и все согласны, можно приступать к следующему этапу работы. В спорных ситуациях обращаемся к учителю.
- У кого красный жетон? Вы будете пробовать составлять задачу (жетоны учитель раздаёт заранее, организуя пространство учебного кабинета для работы в группах).
2. Анализ задачи (по памятке, памятка на доске и дети уже имеют навык работы с памяткой).
- Ведёт рассуждение тот, у кого зелёный жетон. Остальные - контролёры.
NB! Этот этап очень важен. От того насколько точным будет рассуждение, зависит правильность решения задачи.
Памятка:
В главном вопросе надо узнать …
На главный вопрос сразу ответить …, потому что …
А это узнать …, т.к. знаем…
Приступаем к решению задачи.
3. Запись решения (по действиям).
- Комментирует этот этап тот, у кого жёлтый жетон.
4. Взаимопроверка.
5. Коллективная проверка (отчёт группы о работе).
- В коллективной проверке участвует весь класс. На этом же этапе будем записывать решение задачи с помощью числового выражения.
V. Работа в группах.
1. Было - ?, по 5 цветов в 3 вазах
Завяли - 7 ц.
Осталось - ?
2. Было – 18
Продали - ?, третью часть
Осталось - ? и т.п.
VI. Коллективная проверка (с помощью документ-камеры).
1) Представитель первой группы рассказывает, какую задачу составили (краткая запись – под документ-камерой.
2) Второй человек из этой группы объясняет решение (тетрадь с записью решения под документ-камерой).
Класс – КОНТРОЛЁРЫ.
3) Представитель из другой группы записывает решение этой задачи с помощью числового выражения (остальные – в рабочей тетради).
Аналогичная работа проводится другими группами.
VII. Итог.
- Что было главным на уроке?
- Помог ли вам план работы организовать работу в группах?
- С какими трудностями встретились? Как разрешили трудности?
- Попрощаемся с уроком (рецитация):
Пусть каждый день и каждый час
Нам новое добудет!
Пусть добрым будет ум у нас,
А сердце умным будет!