Цели: знакомство с понятием “дробь”; формирование умения читать и записывать обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом;
- сформировать умение читать и записывать дробь.
Развивающие:
- развивать речь;
- формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия;
- развивать у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувства само- и взаимоуважения.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, диск, информационный лист, учебник математики 5 класс Н. Я. Виленкин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
- Ребята, мы с вами закончили изучение большой главы. Давайте вспомним, как она называется? (Натуральные числа) Какие числа называются натуральными? (Для счета предметов применяют натуральные числа.)
Задание. На доске записаны числа. Выберете из них натуральные числа и подчеркните. Какие числа остались не подчеркнутыми? Вы знаете, как они называются?
- На сегодняшнем уроке мы переходим к новой теме, рассматривая которую мы и узнаем что это за числа, оставшиеся на доске.
Какова тема сегодняшнего урока нам поможет определить вам всем знакомый мультипликационный фильм “Апельсин”.
- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (Равные)
- Что такое доли? (Это равные части)
- Вот мы и подошли к теме урока. Кто сможет сформулировать тему урока? (Доли) А я ее расширю, и тема сегодняшнего урока: Доли. Обыкновенные дроби.
- Посмотрите еще раз на тему урока. Что бы вы хотели узнать сегодня?
(Постановка целей, составление плана, к которому обращаемся в течении урока по мере его выполнения.)
План:
- содержательный смысл понятия дроби;
- умение читать и записывать дробь;
- применять знания на практике.
III. Объяснение нового материала.
- Поможет нам освоить тему сегодняшнего урока “Информационный лист” (Приложение 1), который лежит у вас на партах. Он будет нашим путеводителем. Для начала впишем в него тему урока.
- Давайте вернемся к мультипликационному фильму. На сколько частей звери разделили апельсин? (5)
- Какую часть получил каждый? (Одну пятую)
- Посмотрите на “Информационный лист” на нем записана дробь . Теперь подумайте, что показывает цифра 1? (Сколько частей взяли)
Что показывает цифра 5? (На сколько равных частей разделили )
- Давайте запишем (вынести на доску).
(обыкновенная дробь)
- Сейчас посмотрим, правильно ли мы дали определение числителю и знаменателю дроби. Обратимся к учебнику стр. 139.
Вывод. Рассматривая дробь , мы пришли к содержательному смыслу понятия дробь. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
(Обращение к плану урока)
Задание 1. Учебник № 894(у) стр. 141. Прочитайте дроби. Назовите числитель, и знаменатель каждой дроби. Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?
Задание 2. Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов? Закрась ее.
Ответы:
- половина, - треть, - четверть, .
IV. Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами немного отдохнем.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело!
Вниз потянемся, пройдёмся,
И на место вновь вернёмся.
IV. Закрепление нового материала.
Задание 3. Учебник № 884 (у) стр. 140. Какая часть фигуры закрашена (рис. 109, стр. 140)?
Ответы:
Задание 4.
а) Закрасить прямоугольника.
б) Закрасить фигуры.
в) Закрасить красным цветом фигуры, синим фигуры. Какая часть осталась не закрашенной?
Ответы:
Задание 5. Учебник № 887 стр. 140.
Ответы:
а) см; б) кг; в) час; г) мин.; д) мм2; е) мм3.
Вывод: Применяя полученные знания к решению задач научились читать и записывать дробь. (Обращение к плану урока)
V. Рефлексия.
- Мы сегодня с вами хорошо потрудились. И поэтому я хочу вас всех поощрить. У меня есть шоколадка нам ее нужно разделить на всех. Что такое один квадратик шоколадки? (доля) Сколько таких долей в шоколадке? (20) Какую часть шоколадки получит каждый из вас? (1/20)
- Охарактеризуйте свою долю, используя понятия сегодняшнего урока.
- Поднимите руку, если вы узнали на уроке что-то новое?
- Было ли вам трудно?
- Могут ли эти знания пригодиться в жизни?
Вывод по уроку. На основе мультипликационного фильма “Апельсин” учащимся удалось вывести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомиться с числителем и знаменателем дроби, сформировать умения читать и записывать дробь, решая задания с информационного листа, научились применять полученные знания на практике.
VI. Запись д/з.
§5, п.23 № 925, 933.