Задачи.
Побуждать детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок; побуждать следить за ходом сюжета. Дать представления о свойствах предметов: песка, воды, дерева, льда. Активизировать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства предметов (мягкий, твердый, гладкий, холодный, ледяной, деревянный и так далее). Понимать элементарные причинно-следственные связи; развивать зрительно-моторную координацию. Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя. Воспитывать двигательную активность.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Заячья избушка”, показ плоскостного театра.
Словарная работа: подбор прилагательных для характеристики предмета: мягкий, твердый, ледяной, деревянный, гладкий, холодный и так далее.
Оборудование.
Книга “Заячья избушка” с красочными иллюстрациями. Ширма, фигурки зайца и лисы. Напиленные деревянные заготовки. Домик деревянный, поднос с песком, совочки. Домик изо льда, поднос с ватными комочками, миска с подтаявшим льдом, полотенце, деревянные фигурки деревьев, музыкальная игрушка “Птицы на ветке”, фигурки лесных зверушек. Нарукавники по количеству детей. Подносы со строительным материалом: кубики, треугольники, елочки - по количеству детей. Шапочки зверушек для подвижной игры.
Ход игры
Дети сидят полукругом перед столом для демонстрации.
Воспитатель: Дети я принесла вам книгу со сказкой. Посмотрите, какая она красочная. Какие сказки вы уже знаете?
Дети: “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и другие.
Воспитатель: Сегодня я расскажу и покажу вам сказку “Заячья избушка”, а вы будете мне помогать. В далеком лесу жили заяц и лиса. Они играли все лето, бегали, прыгали. Вокруг пели птицы. Послушайте. (Включается музыкальная игрушка с пением птиц).
Давайте тоже попоем, как птички. Вытяните губы трубочкой и скажите: “фьють-фьють-фьють”. Но вот стало холодать, наступила осень. Надо строить домики,
чтобы не замерзнуть зимой. Заяц взял топор и стал рубить бревна. Давайте поможем зайчику. Приготовьте кулачок и постучите по столу. (Приговаривают: тук-тук).
Теперь пилим доски (ребром ладони проводим по другой ладони, приговариваем “вжик-вжик-вжик”).
Воспитатель: Вот такие бревнышки мы заготовили; возьмите. (Воспитатель раздает детям деревянные заготовки, дети их исследуют, стучат).
Воспитатель: Какие они?
Дети: Твердые, прочные, не ломаются.
Из-за ширмы воспитатель достает деревянный домик.
Воспитатель: Вот такой домик получился у зайчика. Какой домик?
Дети: Из дерева, деревянный.
(Воспитатель ставит на стол макет деревянного домика, дети рассматривают, трогают).
Воспитатель: А лиса гуляет, а уже зима наступает. Что делать? И решила лиса построить домик из песка. Давайте ей поможем.
(Дети подходят к столу, на котором стоит поднос с песком. Разбирают совочки, строят горку-домик).
Воспитатель: Вот такой домик получился. Иди лиса, живи в домике. А домик-то рассыпался. Почему? Какой он на ощупь.
Дети: Песок мягкий, легкий, рассыпчатый.
Воспитатель: Правильно. Из песка домик не получился, и стала лиса делать домик из снега. Давайте ей поможем. Разбирайте снежные комочки.
(На подносе лежат комочки из ваты по количеству детей).
Воспитатель: Давайте их помнем руками. Какого они цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: А по форме они какие?
Дети: Круглые.
(Дети складывают комочки горочкой, как домик).
(Если занятие проводится зимой, то можно использовать настоящий снег, в другое время года снежные комочки из ваты).
Воспитатель: Наступила ночь. Заснули все зверушки и детки. Закройте глаза.
(Воспитатель меняет поднос с ватными комочками на ледяной домик.)
Воспитатель: И сделала лиса домик изо льда-ледяной.
Подойдите, потрогайте домик. Какой лед на ощупь?
Дети: Твердый, гладкий, холодный.
Воспитатель: Правильно, садитесь. И живут так всю зиму заяц-в лубяном домике, а лиса в ледяном. А какое время года сейчас наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Сейчас наступила весна, выглянуло солнышко, начал таять снег, появилась первая травка. Наступила ночь. Заснули зверушки.
(Предложить детям закрыть ладошками глаза, в это время поменять ледяной домик на мисочку с водой.)
Воспитатель: Наступило утро. Посмотрите, а домик-то у лисы растаял. Дети, а почему?
Дети: Солнышко пригрело, лед и растаял.
Воспитатель: Посмотрите, что стало из ледяной избушки, когда она растаяла?
Дети: Вода.
Воспитатель: Подойдите, потрогайте водичку. Какая она на ощупь?
Дети: Холодная, мокрая.
Воспитатель: Можно из нее сделать домик?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Она растекается.
(На столе лежит полотенце, чтобы вытереть руки по мере необходимости).
Воспитатель: Но лиса-то хитрая. Попросилась к зайчику в домик, и его-то из домика и выгнала. Вам жалко зайчика? А почему лисичка зайчика выгнала?
Дети: У нее домик растаял.
Воспитатель: А давайте ребята, для лисички построим домик. Тогда она опять будет добрая и хорошая.
(Дети подходят к столу, на котором приготовлен строительный материал: кубики, треугольники, елочки. Строят домики).
Воспитатель: Это какая фигура?
Дети: Кубик.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Синий, красный, желтый.
Воспитатель: А крыша-это, какая фигурка?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Синий, желтый, красный. (Дети строят из строительного материала домики).
Воспитатель: Домики стоят в лесу, давайте посадим деревья.
(Воспитатель на подносе выносит фигурки лесных зверей).
Воспитатель: Домиков получилось много, а лисичка одна. Сколько домиков?
Дети: Много
Воспитатель: Сколько лисичек?
Дети: Одна.
Воспитатель: Давайте в домике поселим и других зверей. Разбирайте.
(Каждый ребенок ставит около своего домика волка, медведя, белочку, ежика или зайчика).
Воспитатель: Вот какие домики теперь у зверушек. Всем хорошо. Теперь мы знаем, что самые прочные дома из дерева-деревянные.
А теперь давайте поиграем. Подвижная игра “Покажи зверушек”.
(Воспитатель одевает на головы детей шапочки-маски лесных зверюшек).
Воспитатель: Про кого я буду рассказывать-тех животных вы будете показывать.
Заяц: Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок
Надо зайке поскакать.
Медведь: Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает
Песенку поет “р-р-р-р”.
Лиса: Кто же в норочке живет.
Во дворе кур крадет?
Вы узнали, кто она?
Это рыжая лиса.
Ежик: Что ж ты, еж
Такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Волк: Рыщет всюду, там и тут
Серым все его зовут.
Он в охоте знает толк.
Потому что это волк.
Воспитатель: Молодцы!
А теперь давайте нашу книжку со сказкой “Заячья избушка” поставим в книжный уголок. А зайчика с лисой проводим в лес, теперь у них есть домики и они будут жить дружно и весело вместе с другими лесными зверями.