Занятие-игра-экспериментирование по мотивам сказки "Заячья избушка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

Побуждать детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок; побуждать следить за ходом сюжета. Дать представления о свойствах предметов: песка, воды, дерева, льда. Активизировать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства предметов (мягкий, твердый, гладкий, холодный, ледяной, деревянный и так далее). Понимать элементарные причинно-следственные связи; развивать зрительно-моторную координацию. Побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя. Воспитывать двигательную активность.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Заячья избушка”, показ плоскостного театра.

Словарная работа: подбор прилагательных для характеристики предмета: мягкий, твердый, ледяной, деревянный, гладкий, холодный и так далее.

Оборудование.

Книга “Заячья избушка” с красочными иллюстрациями. Ширма, фигурки зайца и лисы. Напиленные деревянные заготовки. Домик деревянный, поднос с песком, совочки. Домик изо льда, поднос с ватными комочками, миска с подтаявшим льдом, полотенце, деревянные фигурки деревьев, музыкальная игрушка “Птицы на ветке”, фигурки лесных зверушек. Нарукавники по количеству детей. Подносы со строительным материалом: кубики, треугольники, елочки - по количеству детей. Шапочки зверушек для подвижной игры.

Ход игры

Дети сидят полукругом перед столом для демонстрации.

Воспитатель: Дети я принесла вам книгу со сказкой. Посмотрите, какая она красочная. Какие сказки вы уже знаете?

Дети: “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и другие.

Воспитатель: Сегодня я расскажу и покажу вам сказку “Заячья избушка”, а вы будете мне помогать. В далеком лесу жили заяц и лиса. Они играли все лето, бегали, прыгали. Вокруг пели птицы. Послушайте. (Включается музыкальная игрушка с пением птиц).

Давайте тоже попоем, как птички. Вытяните губы трубочкой и скажите: “фьють-фьють-фьють”. Но вот стало холодать, наступила осень. Надо строить домики,

чтобы не замерзнуть зимой. Заяц взял топор и стал рубить бревна. Давайте поможем зайчику. Приготовьте кулачок и постучите по столу. (Приговаривают: тук-тук).

Теперь пилим доски (ребром ладони проводим по другой ладони, приговариваем “вжик-вжик-вжик”).

Воспитатель: Вот такие бревнышки мы заготовили; возьмите. (Воспитатель раздает детям деревянные заготовки, дети их исследуют, стучат).

Воспитатель: Какие они?

Дети: Твердые, прочные, не ломаются.

Из-за ширмы воспитатель достает деревянный домик.

Воспитатель: Вот такой домик получился у зайчика. Какой домик?

Дети: Из дерева, деревянный.

(Воспитатель ставит на стол макет деревянного домика, дети рассматривают, трогают).

Воспитатель: А лиса гуляет, а уже зима наступает. Что делать? И решила лиса построить домик из песка. Давайте ей поможем.

(Дети подходят к столу, на котором стоит поднос с песком. Разбирают совочки, строят горку-домик).

Воспитатель: Вот такой домик получился. Иди лиса, живи в домике. А домик-то рассыпался. Почему? Какой он на ощупь.

Дети: Песок мягкий, легкий, рассыпчатый.

Воспитатель: Правильно. Из песка домик не получился, и стала лиса делать домик из снега. Давайте ей поможем. Разбирайте снежные комочки.

(На подносе лежат комочки из ваты по количеству детей).

Воспитатель: Давайте их помнем руками. Какого они цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: А по форме они какие?

Дети: Круглые.

(Дети складывают комочки горочкой, как домик).

(Если занятие проводится зимой, то можно использовать настоящий снег, в другое время года снежные комочки из ваты).

Воспитатель: Наступила ночь. Заснули все зверушки и детки. Закройте глаза.

(Воспитатель меняет поднос с ватными комочками на ледяной домик.)

Воспитатель: И сделала лиса домик изо льда-ледяной.

Подойдите, потрогайте домик. Какой лед на ощупь?

Дети: Твердый, гладкий, холодный.

Воспитатель: Правильно, садитесь. И живут так всю зиму заяц-в лубяном домике, а лиса в ледяном. А какое время года сейчас наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Сейчас наступила весна, выглянуло солнышко, начал таять снег, появилась первая травка. Наступила ночь. Заснули зверушки.

(Предложить детям закрыть ладошками глаза, в это время поменять ледяной домик на мисочку с водой.)

Воспитатель: Наступило утро. Посмотрите, а домик-то у лисы растаял. Дети, а почему?

Дети: Солнышко пригрело, лед и растаял.

Воспитатель: Посмотрите, что стало из ледяной избушки, когда она растаяла?

Дети: Вода.

Воспитатель: Подойдите, потрогайте водичку. Какая она на ощупь?

Дети: Холодная, мокрая.

Воспитатель: Можно из нее сделать домик?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Она растекается.

(На столе лежит полотенце, чтобы вытереть руки по мере необходимости).

Воспитатель: Но лиса-то хитрая. Попросилась к зайчику в домик, и его-то из домика и выгнала. Вам жалко зайчика? А почему лисичка зайчика выгнала?

Дети: У нее домик растаял.

Воспитатель: А давайте ребята, для лисички построим домик. Тогда она опять будет добрая и хорошая.

(Дети подходят к столу, на котором приготовлен строительный материал: кубики, треугольники, елочки. Строят домики).

Воспитатель: Это какая фигура?

Дети: Кубик.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Синий, красный, желтый.

Воспитатель: А крыша-это, какая фигурка?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Синий, желтый, красный. (Дети строят из строительного материала домики).

Воспитатель: Домики стоят в лесу, давайте посадим деревья.

(Воспитатель на подносе выносит фигурки лесных зверей).

Воспитатель: Домиков получилось много, а лисичка одна. Сколько домиков?

Дети: Много

Воспитатель: Сколько лисичек?

Дети: Одна.

Воспитатель: Давайте в домике поселим и других зверей. Разбирайте.

(Каждый ребенок ставит около своего домика волка, медведя, белочку, ежика или зайчика).

Воспитатель: Вот какие домики теперь у зверушек. Всем хорошо. Теперь мы знаем, что самые прочные дома из дерева-деревянные.

А теперь давайте поиграем. Подвижная игра “Покажи зверушек”.

(Воспитатель одевает на головы детей шапочки-маски лесных зверюшек).

Воспитатель: Про кого я буду рассказывать-тех животных вы будете показывать.

Заяц: Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок
Надо зайке поскакать.

Медведь: Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает
Песенку поет “р-р-р-р”.

Лиса: Кто же в норочке живет.
Во дворе кур крадет?
Вы узнали, кто она?
Это рыжая лиса.

Ежик: Что ж ты, еж
Такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.

Волк: Рыщет всюду, там и тут
Серым все его зовут.
Он в охоте знает толк.
Потому что это волк.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь давайте нашу книжку со сказкой “Заячья избушка” поставим в книжный уголок. А зайчика с лисой проводим в лес, теперь у них есть домики и они будут жить дружно и весело вместе с другими лесными зверями.