Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования, отражены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Что же такое “здоровьесберегающая технология” - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Использование здоровье-сберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
В практике детского сада редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20%-дефицит массы тела, 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Поэтому учителю-дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только зрительный дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Не случайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
С целью оказания детям компетентной помощи в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия по следующим направлениям:
- лечебно-оздоровительная работа
- психолого-педагогическая коррекция
Что же нужно знать, воспитателю, начиная работать с детьми, у которых имеются различные нарушения зрения:
У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.
Дети-инвалиды по зрению, как правило, посещают специальные учреждения /дошкольные образовательные учреждения компенсирующего типа, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, есть они и в массовых ДОУ. Большой процент детей с недостатками зрения встречается и в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Это объясняется тем, что в настоящее время отклонения в развитии детей в основном имеют врожденный характер и редко проявляются изолированно.
Признаки зрительных отклонений у детей:
Близорукость, или миопия. Начальным признаком близорукости является то, что ребенок, плохо, как в "тумане", видит предметы, объекты в дали. Ни родители, ни воспитатель не знают этого: дети же жалуются. Воспитатель должен обратить внимание на следующее: ребенок старается сесть поближе к доске или экрану телевизора; наклоняет голову к рабочей поверхности, ближе допустимой нормы, в норме это расстояние измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска; затем у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании объектов, находящихся вдали.
При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена: при чтении, рисовании, лепке появляются "нечеткость", "неясность", буквы "сливаются" поэтому ребенок старается сесть подальше от телевизора, отодвигает от себя лист бумаги и т.д.,
Амблиопия иначе называется "ленивый глаз" и характеризуется снижение зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель и должен обратить внимание и направить, ребенка к окулисту.
Косоглазие, отклонение глазного яблока в ту или иную сторону, может быть паралитическим и содружественным. При паралитическом косоглазии отмечается неподвижность или ограничение глаза. У детей чаще встречается содружественное косоглазие: сходящееся - глаз отклоняется к носу и расходящееся - глаз отклоняется к виску.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия, создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей. Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти, место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз, т.е. при разных зрительных возможностях ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доки или стенда справа, обязательно лицом к детям. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений.
Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателями основных зрительных функций ребенка острота зрения, поле зрения и зрительной патологии близорукость, амблиопия и т.д.
При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета: помидор- красный, огурец-зеленый, репка-желтая и т.д. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает, из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия "прошлого опыта".
При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей с низкой остротой зрения следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.
Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.
В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную, работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной: в зависимости от вида косоглазия: при расходящемся косоглазии - горизонтальная, при близорукости, глаукоме - вертикальная, при дальнозоркости - горизонтальная. Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т.д.
У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот рекомендуются и мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, размельчение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т.д. Ребенок с близорукостью легче будет воспринимать наглядность на доске.
При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от типа косоглазия сходящее или расходящееся. В процессе занятий изобразительной деятельностью дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры.
Обязательное частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз.
Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза.
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер). Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения. Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Детей мы учим через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, дорисовывать изображения, рисовать крупой, выкладывать рисунки из различных предметов, конструировать из крупного и мелкого конструктора, что способствует развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия и развивает воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход. Детям со значительно ослабленным зрением предлагаем для работы крупные предметы с большими отверстиями, крупный цветной конструктор, движущиеся предметы. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении этих задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом “Разноцветные крышечки”, “Угадай на ощупь”, “Проложи дорожку для зайки (для девочки и т.п.)”, “Ниткопись”, “Укрась божью коровку”. Развивать координацию движений помогают плетение ковриков, работа с бумагой и с пуговицами, прищепками. Ребятам дошкольного возраста нравится выполнять задания для сказочных героев, работать под музыку. Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников с нарушением зрения все психические процессы, корректировать в сторону улучшения зрительные функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового “шедевра”, придумать и применить новые способы выполнения задуманного. Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводим двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаем гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки.
Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать физминутки и перерывы, следить, чтобы дети носили очки, окклюдеры.
Здоровьесберегающие компоненты:
1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.
2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.
На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку.
3. Метка на стекле (по Аветисову)
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
4. Пальминг
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони — ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты,
5. Развитие общей моторики.
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.
6. Су Джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.
Оснащение ортоптического кабинета.
В дошкольном учреждении произведено оснащение материально-технической базы современным офтальмологическим оборудованием. Для восстановления зрения ортоптический кабинет пополнен офтальмологическими аппаратами: Синоптофор, Монобиноскоп МБС-2, АМО-АТОС с приставкой Амблио-1 для лечения и диагностики амблиопии и косоглазия. Аппарат АМО-АТОС с приставкой Амблио-1 предназначен для лечения амблиопии любой этиологии и спазма аккомодации, с использованием бегущего магнитного поля. Аппарат вакуумного пневмомассажа используется для лечения прогрессирующей близорукости, амблиопии.В очки мини-барокамеры подается переменный вакуум. Лечебное действие аппарата: уменьшение спазма сосудов, улучшение периферического кровообращения. Аппарат “Мускултренер” предназначен для проведения тренировочных упражнений, с целью подвижности глаз, лечения сходящегося и расходящегося косоглазия.
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми.
Сегодня нельзя забывать и современных технологиях. Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы к лечению детей с амблиопией и косоглазием, которое способствует повышению эффективности лечения глазных заболеваний. Для этого в нашем детском саду оборудован ортоптический кабинет компьютером, оснащенным игровыми компьютерными программами Плеоптика – 2, Relax - 2.
Это игровые компьютерные программы “Тир”, “Льдинка”, “Крестики” которые направлены на диагностику, лечение и профилактику глазных болезней, тренировки аккомодации, в комплексном лечении миопии и амблиопии, упражнения повышают остроту зрения, восстанавливают правильную зрительную фиксацию, а так же позволяют развивать и тренировать глазодвигательные мышцы.
Особое значение имеет использование на занятии компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность дошкольников, способствуют повышению мотивации к обучению.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогу создавать для слабовидящих детей мультимедийные презентации для ознакомления их с окружающей действительностью.
С помощью пособий, изготовленных в программе Microsoft Office PowerPoint, можно решить практически все коррекционные задачи:
- формирование предметных представлений;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- развитие восприятия сюжетного изображения;
- развитие восприятия глубины пространства;
- развитие зрительно-моторной координации.
Преимущества заданий, разработанных в данной программе, в возможности изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности и в возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач. Задания в программе Microsoft Office PowerPoint легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть и зрительную нагрузку детей, и изменять расстояние от глаз до монитора и экрана. Детям со сходящимся косоглазием требуется вертикальное полотно, поэтому при работе с такими детьми рационально использовать задания, разработанные в PowerPoint. Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т.д.)
Заключение:
Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; нормализуется речевое дыхание; улучшается ритмико-интонационная сторона речи; повышается речевая активность детей; повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.
Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, способствует качественному обучение, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.