Дети по природе своей – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. М.Мантессори отметила: “Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себе прежде”. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
Самостоятельность у детей появляется постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Результаты современных исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой .другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, что накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его внимательным к тому, что его окружает; смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и осязать.
Основной целью по ознакомлению с окружающим посредством экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, а также развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников.
Задачи:
- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, самостоятельно видеть проблему.
- Совершенствовать у детей познавательные способности, умение ставить цель исследования, осуществлять поиск эффективного решения проблемы.
- Формировать у детей способность описывать явления, процессы, формулировать выводы и умозаключения.
Для создания условий детского экспериментирования немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим пополняется материалом центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: различные емкости; шприцы, трубочки; увеличительные стекла, лупы; измерительные приборы; компас, бинокль; губка, пенопласт, поролон, и т.д.
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разрабатывается перспективный план по экспериментальной деятельности на 2 учебных года (для старшей и подготовительной группы). Темы опытов распределены по одной на каждую неделю, с октября по май, например: “Какие предметы могут плавать”, “Свет и тень”, “Песочная страна”, “Подушка из пены”, и др.
Изучая новую тему, используется определенная структура:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов.
Экспериментальная деятельность позволяет интегрировать различные виды детской деятельности. Наблюдение является одним из методов экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
При наблюдениях опираюсь на любознательность детей. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять - шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?" Например: “Почему лампочка светит?”, “Почему свечка в банке гаснет?”, “Как устроен компас?”, “Как образуется тень?”.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Собирая осенью опавшие листья, обратили внимание на то, как падают листья в ветряную погоду и в безветренную. Сделали вывод: сила ветра бывает разной, которая способна передвигать предметы быстро, мелено.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра тесно связана с детским экспериментированием, играя можно узнать много нового, например: играя с машинами, железной дорогой дети узнают виды движения: прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности. Привести в движение машинку, находящуюся в покое, путем применения силы: толкать, тянуть, сделать поверхность наклонной. Вывод: тела движутся потому, что какая – то сила толкает или тянет их.
В подвижных играх в беге на скорость по различной траектории движения, дети делают вывод: побеждает тот, кто бегает по прямой линии, потому что она короче, чем кривая.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, память, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете, об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны, развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Например, при рисовании сюжетной картины дети изображают небо, используя несколько оттенков краски, разной формы облаков. На прогулке зимой из снега лепим различные фигуры, при этом изучаем свойство снега, на занятии рисуем на тему “Как мы играли на прогулке”.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы ( С. Михалкова “Три поросёнка”, Э. Прати “Звезды и планеты” и т.д.) с музыкальным и физическим воспитанием.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используются эксперименты и опыты с объектами неживой природой, знакомство детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно использую, являются опыты. Они проводятся с детьми, как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием, выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тканью, бумагой и пр. Например, ставим проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводятся опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд". В процессе организации занятий по теме “Упрямый воздух” дети узнают, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Наряду с традиционными методами и приемами, используются инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе микроскоп – очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами.
Детям очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети будут разглядывать воду из-под крана! Есть ли там что-то живое и почему?
Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей можно провести анкетирование родителей. По результатам анкетирования сделать вывод, заинтересовала ли родителей данная тема.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей можно реализовать в следующих формах: познакомить родителей с содержанием экспериментального центра в группе, провести индивидуальную и групповую консультацию на тему: “Организация детского экспериментирования в домашних условиях”. Вместе с родителями подобрать познавательную литературу: энциклопедии “Все обо всем” (А. Ликум); “Что есть что”, “Сто тысяч почему” (М. Ильин); “Что такое, Кто такой” (А.Г.Алексин и др.); стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. А также провести совместное познавательное мероприятие детей и родителей на тему: “Этот чудесный мир воды” (23 марта – День воды).
Убеждены, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому старайтесь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.