Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Основные цели:
Образовательные:
1) сформировать умения строить правила написания И-Ы после приставок;
2) сформировать умения применять правило написания И-Ы после приставок;
3) тренировать умение применять правописания И-Ы после приставок;
4) тренировать умение составлять связное высказывание на лингвистическую тему.
Задачи урока:
Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.
Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать умение строить речевое высказывание.
Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.
Оборудование: учебник по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, карточки, презентация.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы урока.
- Обратимся к эпиграфу урока “Знание – сила”.
- Как вы понимаете эту пословицу? В чем сила знаний?
- Сегодня на уроке мы будем открывать новое знание, где оно вам пригодится? (В практике)
Молодцы! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия.
- Что изучает морфемика, какие морфемы вы знаете? (Морфемика изучает состав слова.Морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание) Слайд №3.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что здесь изображено. (На слайде иллюстрация к басне И.А.Крылова “Квартет”).Слайд №4.
- Правильно! А кто вспомнит начало этой басни? (Слайд №5)
- Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания в 1-ом предложении. В чем особенность второго предложения? (Прямая речь)
- Найдите в этом предложении древний союз. “Переведите” его на современный язык. (Коль – если)
- Какие буквы пропущены в выделенных словах? От каких слов и при помощи чего они образованы? (Сыграть – играть, сыскал – искать, при помощи приставок)
- Выполните устно словарный диктант, объясните пропущенные буквы.(Слайд №6)
Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какие допустили ошибки? После какой морфемы?
- Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить написание букв И-Ы после приставок)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило написания букв И-Ы после приставок)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Буквы И-Ы после приставок) Запись на доске.
- Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)
- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, давайте установим закономерность написания букв И-Ы после приставок, для этого проанализируйте данные ниже примеры и зафиксируйте ваши наблюдения в письменном виде в тетради. (Слайд №7)
Ы | И |
Безынтересный, подыскать, сыграть, разыскивать, подытожить | Сверхизвестный, межинститутский |
Проиграть |
После выполнения задания учащиеся предлагают свой вариант правила.
- А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте вывод в устной форме, строя фразу следующим образом: “Буква Ы после приставок пишется..., буква И после приставок пишется...”
Буквы Ы -И после приставок(Слайд №8)
Ы | И |
После приставок на согласные, если корень начинается со звука [и] | После приставок сверх-, меж-(исключение) |
После приставок на гласные |
- Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике (стр. 109).
- Назовите условия написания букв И-Ы после приставок.
- Устно объясните написание слов(слайд №9):
Без...свестный, сверх...нтересный, роз...грыш, меж...нститутский, с...грать, по...скать.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Используя правило “Буквы И-Ы после приставок”, объясните написание следующих слов из упр. 197
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 1. Спишите словосочетания, обозначая изучаемую орфограмму(Слайд №10).
С...грать на баяне, сверх...звестное произведение, по...скать потерянную вещь, без...мянный палец, раз...скивать преступника.
После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу(Слайд №11).
Ы-И
- сыграть
- сверхизвестное
- безымянный
- поискать
- разыскивать
После самопроверки учитель выясняет, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило. Ошибки исправляются.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
Дальше задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально.
Задание 2: Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова(Слайд №12).
История, иронизировать, идущий, интеллигентный, исходный, итожить, искусственный.
Задание 3. Составьте текст из нескольких предложений, употребляя слова с изучаемой орфограммой.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- В чем у вас было затруднение?
- Как вы открывали новое знание?
- Какие способы и приемы работы вы использовали на уроке?
- За что бы вы похвалили себя на уроке?
Домашнее задание.
- Выучить орфограмму № 39(стр.109),
- Выписать из художественного текста 5 предложений, содержащих слова с изученной орфограммой.