Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта

Разделы: Иностранные языки


Самое главное - научить людей мыслить.
Б.Брехт

Аннотация: Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям отвечает исследовательская деятельность, которая позволяет усилить мотивацию процесса обучения, расширяет межпредметные связи, развивает интеллектуальные способности детей, создает творческую среду сотрудничества педагогов и учащихся. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим претерпевает значительные изменения и система преподавания школьных предметов.

Ключевые слова: Исследовательская деятельность, навыки, процесс обучения,

учебный процесс, творческая работа, индивидуальные способности. Российские школьники, имея подчас хорошие теоретические знания предметов, не имеют применять их на практике в жизненных ситуациях. Это является серьезной образовательной проблемой, так как сводит на нет ценность самого процесса обучения в школе. В современном стремительно меняющимся мире школа отходит от традиционного подхода к обучению как система усвоения определенной суммы знаний по отдельным предметам. В нынешнее время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Современный этап развития российской системы образования характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное пространство, а как следствие - и на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы. Существуют и другие определения исследовательской деятельности, например: “Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы”.

Думается, что второе определение более четко раскрывает суть исследовательской деятельности, поэтому целесообразно придерживаться его в дальнейшей работе.

В настоящее время учителю необходимо научить учащихся хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому, но прежде, чем “широко внедрять” исследовательскую деятельность в качестве инновационной результативной технологии обучения, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся, есть ли у него самого возможности помочь реализовать их способности и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой-либо области, интересная для исследования.

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Включение исследовательских технологий в процесс обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике, расширить рамки урока, и требует много времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач. Занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении английского языка. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать информацию из разных источников. В исследовательской деятельности успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливаются индивидуальная ответственность учащихся за конкретную работу, так как каждый должен представить группе результаты своей деятельности. Я убедилась в том, что учебно-исследовательские умения требуются ученикам на всех этапах обучения, и я стараюсь перенять опыт своих коллег в этом вопросе. Так создание мини-проектов подразумевается после каждой пройденной темы, и в эффективности этого подхода я убедилась на собственной практике. Прежде всего, формирование учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности ученика, нужно начинать как можно раньше, желательно уже в начальной школе. Я начала работать над формированием учебно-исследовательских навыков параллельно у учеников как начального, так и среднего и старшего этапа обучения. Каждый мини-исследовательский проект в начальной школе соотносится с определенной темой устной речи (“My School”-Моя школа, “My city”-Мой город, “ My Country”-Моя страна). Здесь уже сразу понятно, какие исследования можно поручить и провести с учащимися, учитывая уровень умений и знаний и активность обучающихся. Работе над исследовательской деятельностью отвожу определенный промежуток времени, но не на каждом уроке, так как требуется определенная подготовка и время. Так, например, при работе над темой в начальной школе “Being happy in the country and in the city” (имеется подтема “Лондон”, где необходимы определенные иллюстрации достопримечательностей Лондона; при знакомстве с речевыми оборотами “ There is…” “There are…”-текстовое описание квартиры с использованием данных оборотов для подготовки проекта “My Flat”(моя квартира). В процессе закрепления материала можно предложить обучающимся найти различные тексты и упражнения, прилагающиеся к учебному проекту, над которым ведется работа. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь собрать информацию по теме, объяснить ученику, какими источниками можно пользоваться, на одном из уроков вместе с учащимися поработать с одним из источников, показывая, как работать с информацией и составлять план своего проекта или презентации. Этот этап необходим, так как многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время. И педагогу, на первых этапах, нужно ограничивать эту информацию. Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно-исследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для него доступным впоследствии. Рассматривая, прежде всего, преподавание английского языка, очень важно было выбрать соответствующий УМК, отвечающий необходимым требованиям. На протяжении всего периода преподавания мы с коллегами опробовали несколько УМК разного уровня. Специфика моего предмета такова, что сам английский язык является и целью, и средством обучения, поэтому именно УМК под руководством Биболетовой М.З. в полной мере отвечает современным требованиям. Уже в начальной школе есть учащиеся, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они хотят чего-то большего. Поэтому нам важно именно на этом этапе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Во-первых, в них содержится большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как: составление мини-проектов, задания, подразумевающие самостоятельный поиск учеником информации из различных источников и ее обобщение. Во-вторых, в УМК соблюдается баланс между аспектами языка, то есть, в равной степени тренируются навыки в аудировании, чтении, письме и говорении, потому, что, чем выше степень овладения данными навыками, тем свободнее ученик применяет получаемые исследовательские умения. Кроме того, данные УМК готовят учеников к экзаменам, к сдаче ЕГЭ.

Так как в рамках выбранных УМК уже заключена методика, позволяющая развивать учебно-исследовательские умения, то мы, как педагоги выполняем сопроводительную роль. Итак, мы говорим о формировании исследовательских умений средствами иностранного языка, то есть умения отбирать и анализировать информацию.

В соответствии с российскими образовательными стандартами второго поколения четкая и регулярно применяемая методика формирования данных умений приводит к метапредметным результатам, то есть позволит учащимся освоить как можно большее число способов деятельности, в рамках образовательного процесса. Не менее важны и личностные результаты, сформированная система ценностных отношений учащихся, как к себе, так и к самому процессу обучения и его участникам.

Здесь так же очень помогают различные формы работы на самом уроке, те учащиеся, которые менее уверены в себе, стесняются своих ошибок, могут работать в группах или парах. Как показывает практика, такая необходимость может возникнуть на любом этапе, и часто задания большей сложности сначала логично давать группе учащихся. Такой подход позволяет полностью снимать страх пред любыми заданиями и, главное, отлично мотивирует всех учеников. Основной целью было научить ребят мыслить не только широко, но и самостоятельно, интегрировать знания, полученные на других предметах и пользоваться ими как учебной, так и не учебной деятельности. Это означало изменение мышления учеников, подхода к своей учебе, а, главное, самоанализу. Здесь применимы технологии рефлексивного характера, развивающие полноценную личность ученика и позволяющие ему готовиться к дальнейшему обучению в ВУЗе.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек - существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других. В курсе иностранного языка исследовательскую деятельность можно использовать в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Примерами учебно-исследовательской деятельности являются: урочные проекты, проблемные уроки, практические занятия.

Что касается овладения навыками исследовательской деятельности у старшеклассников, то у них предполагается наличие системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических занятий, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий в научной библиотеке, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственной исследовательской работы. Так как я уже высказала мысль относительно начальной школы , то в среднем звене работать легче, если сформированы навыки работы в этой области у учащихся. Например, 8 класс, UNIT 2, по УМК Биболетовой М.З. “The worlds best friend is you”, т.е. здесь учащиеся получают определенные знания в области окружающей среды. А также знания в области биологии, естествознания, истории, литературы и т.д. в учебниках содержится большое количество заданий, развивающие исследовательские умения. Авторы предлагают домашнее задание в виде оставления мини-проектов: “Environmental problems”, или “ A Perfect World” т.е. задания, подразумевающие самостоятельный поиск учеником информации из различных источников. По изучению данной темы, учащимся была предложена исследовательская работа по следующей тематике “We Live on Earth” (мы живем на Земле), “Wild Animals in Our Region” (дикие животные нашего края). “How to Protect the Environment” (Как защитить окружающую среду), тест для анализа “Our Planet” (Наша планета) из проекта “ We Live on Earth”.

Любой иностранный язык- это другое мышление, иная психология и мировоззрение, поэтому более глубокое отношение к данному предмету и требует применения учебно-исследовательских навыков на любом этапе его преподавания. Изменение подхода и введение вышеперечисленных приемов и технологий проходило постепенно и, на первых этапах, нелегко. Во-первых, степень вовлеченности в учебный процесс каждого конкретного ученика резко возросла, и, соответственно увеличилась и моя нагрузка и ответственность. Вырос темп урока, постоянно требовались медиатехнологии как в рамках занятий, так и при самостоятельной подготовке всех участников образовательного процесса. Педагог должен быть в курсе всех новых технологий и новых источников полезной информации, поэтому требуется каждодневная кропотливая работа учителя: совершенствование навыков владение ИКТ, обработка поступающей информации из разных источников, подготовка видео фрагментов к уроку и т.д.

Особо хочется остановиться на этапе работы со старшеклассниками.

Тема исследовательской работы не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую поддержку. В 2013-2014учебном году, я со своей ученицей 11класса Таликиной Елизаветой провели опрос среди учащихся и выявили интересующие их темы, связанные с английским языком. Конечно, было бы лучше, чтобы тема была интересна и педагогу. Отзывов было получено очень много, но одна тема оказалась популярней других: песни на английском языке. Главным был тот факт, что запрос вытекал из сферы интересов самих учащихся. Поэтому мы решили работать над темой

“Роль песен в изучении английского языка”. Изучение английского языка приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью, поэтому возникает вопрос “ Какой метод наиболее эффективнее?” Эта работа была посвящена одному из них и полностью раскрывала его плюсы.

Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения. Кроме того, песни являются отличным источником пополнения словарного запаса через естественные фразы, часто изобилующие идиоматическими выражениями и сленгом. В песнях звучит “живой” английский язык. В теоретической части Лиза описывала роль английского языка в наши дни и раскрыла теоретические возможности изучения английского языка через песни. В данной работе она показана эффективность использования данного метода для расширения лексического запаса и слухового восприятия при изучении английского языка. Свою практическую часть Лиза сама провела , побывав в роли учителя и проведя урок по данной теме в 9 классе.

Песни играют важную роль в изучении английского языка. В наше время песни на иностранном языке очень широко распространены и актуальны среди молодежи. Мы любим слушать их на радио и телевидении. Они нам нравятся, поэтому мы любим сами их петь, повторять, тем самым учимся хорошо выговаривать иностранные слова, начинаем понимать смысл песен, если что – то непонятно смотрим в словари и узнаем, о чем идет речь. Прослушивание песен на английском языке – это не только развлечение. Музыка развивает все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, моторную, ассоциативную, так как в процессе прослушивания мы представляем, что слышим, воспроизводим услышанное. Следовательно, этот процесс чрезвычайно полезен при изучении языка.

С точки зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать духовную культуру учащегося.

Экспериментальная работа доказала, что:

  • Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико - грамматического материала.
  • Песни должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, проблемны и актуальны, а также песни должны отвечать возрастным особенностям учащихся.
  • Использование песен способствует развитию у детей интереса к изучению английского языка.
  • Песни активизируют учебную деятельность и являются способом расширения и обогащения словаря учащихся.
  • Использование песен на уроках английского языка способствует развитию музыкального слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся.
  • Использование песен на уроках английского языка обогащает учащихся знаниями страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой изучается.

Выполненная исследовательская работа была представлена на:

1) V научно-практической конференции школьников в Самарском государственном Университете, где заняла призовое место и была награждена Дипломом в номинации “За практическую направленность исследования”.

2) VШ Открытой Международной НИК г. Отрадный. Грамота диплом

3) Окружной НПК старшеклассников. 3 м Диплом

4) Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”. Диплом, сертификат.

Мало провести исследование и даже изложить на бумаге свою работу недостаточно, нужно еще уметь донести ее до слушателя. А это, поверьте, не менее трудно. Научно – практические конференции школьников различного рода предоставляют прекрасную возможность для публичного выступления. Доброжелательные эксперты выслушают участника, зададут вопросы, вступят в дискуссию. Как этому научиться? Опыт. Где его взять? Найти себе аудиторию, готовую выслушать, желательно не один раз, научиться отвечать на вопросы слушателей и экспертов – это, без сомнения, облегчит путь к намеченной цели.

Анкетирование учащихся показало, что подростков и юношество привлекает исследовательская работа прежде всего потому, что у них появляется серьезная возможность углубить свои знания по предметам (в частности английскому языку), представить свой труд не только одноклассникам на уроках английского языка, не только землякам на школьной научной конференции, но и защищать честь школы в городе и области.

Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Главная функция учителя - управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио. Убеждена, что организация исследовательской деятельности на уроках английского языка-это перспективный путь развития детей для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяет ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Итак, в условиях модернизации современного образования возникла насущная необходимость поиска и внедрения в образовательный процесс таких форм работы, которые бы гармонично сочетали ряд качеств: гуманистический подход к формированию личности учащегося, развитие деловых, творческих качеств личности, способности учащихся к саморазвитию, владению техниками работы с информацией, мотивации собственной деятельности и продуктивной реализации своих возможностей в современном обществе. По моему мнению, исследовательская работа по английскому языку соответствует требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу.

Занятия учащихся исследовательской деятельностью по английскому языку способствуют формированию языковой, речевой и социокультурной компетенций, что помогает учащимся принимать участие в диалоге культур.

От класса к классу доля самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в разработке тем и подготовке к урокам увеличивается, возникает необходимость поиска новых методов обучения.

Результат проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что успех в исследовательской деятельности достигается благодаря взаимосвязи следующих компонентов: ребенок хочет быть успешным, имеет позитивную мотивацию, реально оценивает собственные возможности, располагает необходимой информацией, находится в эмоционально-благополучном состоянии, у него достаточно сил, энергии для реализации своих планов и замыслов, и не менее важно обратить внимание на то, что рядом будет находиться опытный наставник, который всегда поможет выбрать правильное решение.

Список литературы.

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // ж.“Исследовательская работа школьников”, 2001, №1, с. 24-34.

2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода.// ж. “ИЯШ”, 2005, № 8, с.6-11.

3. Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся как условие формирования системы работы с одаренными детьми.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2003.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., “Народное образование”, 2001.

5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М., центр “Педагогический поиск”, 2006.6.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // ж. “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1, с. 22-31.