Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об истории филимоновской игрушки;
- закрепить знания определений орнамента и узоров.
Обучающие:
- учить работать с шаблоном;
- учить размещать шаблон в центре листа;
- формировать навыки росписи филимоноской игрушки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской культуре и искусству;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.
Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.
Оформление доски:
- Древние символы
- Ребус
- Ход работы
- Эскизы игрушек
Ход урока
I. Орг. момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Краски, кисточки, альбом?
II. Эмоциональный настрой.
- Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, что за уникальные игрушки делают в деревне Филимоново, как расписываю их, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.
- Что же это за удивительная и уникальная деревня Филимоново? (В ней живут филимоновские мастера, они делают игрушки-свистульки)
- У меня в руках три слова, но буквы в этих словах перепутались и я теперь не могу их прочитать помоги те мне собрать слова из букв. (Малинка, зеленка, лимонка)
- Что это за названия? (Так ласково называют мастерицы свои краски)
- Какие цвета ни обозначают? ( Малинка - красный, зеленка - зеленый, лимонка - желтый). Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)
- Давайте вспомним, какими узорами расписывают филимоновские мастера игрушки. (Слайд 2.)
Что обозначают узоры первого ряда? (Солнышко)
Подсказка:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Ответ (Солнце)
Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)
Подсказка: разгадайте ребус (Слайд 3.) (Вода)
Что обозначают узоры третьего ряда? (Земля)
Подсказка:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
Что обозначают узоры четвертого ряда? ( Плодородие)
- Давайте теперь вспомним, какие сюжеты изображают мастера. (Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень, солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей).
III. Самостоятельная работа
- Молодцы. На прошлом занятии вы побыли в роли филимоновских мастеров и учились наносить отдельные узоры. Сегодня мы с вами опять побудем в роли мастеров из деревни Филимоново, и будем расписывать игрушку, которую мы обведем по трафарету.
У вас на партах лежат трафарет петуха. Положите перед собой лист бумаги вертикально. (Слайд 4.)
Возьмите трафарет и разместите трафарет в центре листа. (Слайд 5.)
Придерживая левой рукой трафарет, обводим фигурку. Откладываем трафарет на край стола.
Приступаем к росписи нашей филимоновской игрушки. Первым этапом игрушку “желтят”. По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Берем толстую кисть №3, начинам роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять “лучиков” - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее. (Слайд 6.)
Дальше берем красный цвет (малиновый). Берем тонкую кисть №1. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого цвета.
Наносим красный цвет на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос. (Слайд 7.)
Затем берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии. (Слайд 7.)
IV. Итог урока
Наша филимоновская игрушка готова.
- Почему игрушка называется филимоновской?
- В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)
- Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый).
Список используемой литературы.