Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа “Интеллектуальный марафон” составлена в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Федеральным государственным образовательным стандартом, Письмом Минобразования России от 11.12.2006 № 06-1844, Базисным учебным планом МБОУ СОШ № 12, авторскими программами ОС “Школа 2100”.
Данная программа соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности младшего школьника.
Актуальность программы
Все привыкли оценивать результат работы учителя по качеству выполнения учащимися контрольных работ: тематических, за четверть, за год, за начальную школу и т.д. Это стандартная ситуация как для взрослых, так и для детей. Одной из форм, позволяющих увидеть реальный результат работы педагога, являются различные интеллектуальные игры: марафоны, олимпиады, конкурсы и т.д. Чтобы учащиеся достигали высоких результатов в интеллектуальных играх, недостаточно прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, нужно научить учащихся использовать знания и умения на практике, в нестандартных жизненных ситуациях. Помочь в этом может работа по дополнительной образовательной программе “Интеллектуальный марафон”.
Цель и задачи программы :
- помочь учащимся реализоваться, получить удовольствие от участия в работе по дополнительной образовательной программе “Интеллектуальный марафон”, убедиться, что учеба может приносить радость, быть интересной, а главное – полезной;
- выявить и поддержать учащихся , которые могут проявить себя как функционально грамотные творческие личности, умеющие решать нестандартные жизненные или учебные задачи, не относящиеся к строго определенным областям школьных дисциплин;
- воспитывать у учащихся положительные нравственные качества;
- повысить престиж Образовательной системы “Школа 2100” как системы, выращивающей функционально грамотную личность.
Отличительные особенности программы
Работая по дополнительной образовательной программе “Интеллектуальный марафон”, учащиеся расширят теоретические знания, полученные учащимися при изучении школьных курсов в области русского языка, литературы, окружающего мира, истории, математики, приобретут практические умения, достигнут высоких результатов в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Данная программа имеет интегрированный характер.
Использование аудиовизуальной и компьютерной техники на занятиях позволит в значительной мере повысить эффективность работы.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы – 8 – 9 лет.
Сроки реализации программы – 2014 – 2015 учебный год.
Формы и режим занятий
- Дополнительная образовательная программа “Интеллектуальный марафон” предполагает проведение теоретических и значительное количество практических занятий, проектных работ, итоговых работ как индивидуальных, так и комбинированных , и групповых.
- Данная программа рассчитана на проведение занятий в объёме 34 часов за год.
Ожидаемые результаты изучения программы
Личностные результаты
- умение определять для себя и окружающих правила поведения;
- умение определять и осознавать свои эмоции и эмоции других людей.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять и формулировать цель деятельности, результат, который хочет достигнуть учащийся;
- умение составлять план действий для достижения цели;
- умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде;
- умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение самостоятельно определять нужную информацию для достижения цели;
- умение в выполнении действий по алгоритму;
- умение приводить аргументы в ходе рассуждения;
- умение понимать точку зрения или позицию другого человека.
Предметные результаты
- умение осознанно, правильно, выразительно читать текст;
- умение воспринимать текст в исполнении учителя и других учащихся;
- умение вести диалог с автором текста;
- умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение составлять монологическое высказывание;
- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
- умение выявлять причины явлений и событий;
- умение сравнивать и группировать факты и явления;
- вычислительные умения и навыки в пределах программы по математике автора Л.Г. Петерсон для учащихся 3-х классов;
- умение в решении нестандартных и логических задач.
Результативность изучения программы:
- активное участие в решении проектной задачи;
- высокие результаты участия в индивидуальном интеллектуальном марафоне;
- высокие результаты при выполнении индивидуальных и комбинированных заданий интеллектуального марафона, выполнение правил работы в паре;
- высокие результаты выполнения заданий в групповом интеллектуальном марафоне, выполнение правил работы в группе.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
I | Мир литературных произведений. | 1.Вводное занятие. 2 – 7 .Произведения В. Ю. Драгунского. |
7 | 1 | 6 |
II | Мир математики и литературных произведений. | 8 - 9. Нестандартные задачи и задачи с
недостающими данными. 10 – 11.Сказки разных народов. 12. Правила поведения в литературных произведениях. 13 - 14. Проектная задача. |
7 |
1 |
2 2 1 1 |
III | Мир спорта и литературных произведений | 15 – 16. Зимние виды спорта. Конькобежный
спорт. 17 – 18. Зимние олимпийские игры. Талисманы зимних олимпийских игр. 19. Индивидуальный интеллектуальный марафон. |
5 | 2 2 1 |
|
IV | Окружающий нас мир | 20 – 21.Собака – наш друг и помощник. 22 – 23. Астрономия и математика. 24 – 25. Геральдика и математика. 26 – 29.Путешествуем с математикой. 30 – 31.Комбинированный интеллектуальный марафон. 32. Повторение. 33.Групповой интеллектуальный марафон. 34.Праздник умников и умниц. |
15 |
1 |
2 2 2 4 1 1 1 1 |
Содержание программы
I. Мир литературных произведений.
1 - 7. Вводное занятие. Произведения В. Ю. Драгунского.
Работа с художественными текстами. Слушание текста в исполнении учителя и других учеников. Выразительное чтение текста. Причины явлений и событий. Сравнение и группировка фактов и явлений. Понимание позиции (точки зрения) другого человека. Представление информации в виде таблицы и текста. Формулирование цели и результата деятельности. Составление плана действий для достижения цели. Развёрнутый ответ на вопрос. Грамотное и осознанное письмо.
II. Мир математики и литературных произведений.
8 – 14. Нестандартные задачи и задачи с недостающими данными. Сказки разных народов. Правила поведения в литературных произведениях. Проектная задача.
Шарль Перро “Золушка”, Г.Х. Андерсен “Дюймовочка”, А. Толстой “Морозко”, В. Осеева “До первого дождя”.Решение нестандартных математических задач и задач с недостающими данными . Вычислительные умения и навыки при решении нестандартных задач. Графический диктант. Правила поведения в литературных произведениях. Решение и презентация проектной задачи.
III. Мир спорта и литературных произведений.
15 – 19. Зимние виды спорта. Конькобежный спорт. Зимние олимпийские игры. Талисманы зимних олимпийских игр. Индивидуальный интеллектуальный марафон.
Работа с художественными текстами . Слушание текста в исполнении учителя и других учеников. Диалог с автором текста. Рассуждение. Аргументы и факты. Выразительное чтение текста. Монологическое высказывание. Развёрнутый ответ на вопрос. Грамотное и осознанное письмо. Кроссворд “Конькобежный спорт”. Сравнение и группировка фактов и явлений. Понимание позиции (точки зрения) другого человека. Представление информации в виде таблицы и текста. Проверка знаний и умений.
IV. Окружающий нас мир.
20 – 34. Собака – наш друг и помощник. Астрономия и математика. Геральдика и математика. Путешествуем с математикой. Комбинированный интеллектуальный марафон. Повторение. Групповой интеллектуальный марафон. Праздник умников и умниц.
Работа с научно-познавательными текстами. Рассуждение и описание. Причины явлений и событий. Сравнение и группировка фактов и явлений. Понимание позиции (точки зрения) другого человека. Представление информации в виде таблицы и текста. Формулирование цели и результата деятельности. Составление плана действий для достижения цели. Монологическое высказывание. Развёрнутый ответ на вопрос. Правильное и осознанное письмо. Вычислительные умения и навыки. Решение нестандартных и логических задач. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Проверка знаний и умений. Умение работать в паре. Умение работать в группе. Праздник умников и умниц.
Методическое обеспечение
- Ведилина Е. А.Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. – Павлодар, 2008.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1992.
- Журнал “Начальная школа плюс До и После”. – М.:Баласс.
- Корчемлюк О.М. Сборник программ внеурочной деятельности. – М.: Баласс, 2013.
- Фельдштейн Д.И. Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2010.
- Научно – познавательная литература
- Бортник О.И., Резько И.В. Геральдика мира. Подробное описание более 10000 гербов, символов, знаков.- М.: Харвест, 2008.
- Дорожкин Н.Я. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Астрономия. – М.: АСТ, 2007.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – Спб.: Лань, Миг, 1996.
- Ляхов П.Р. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные. – М.: АСТ, 1998.
- Малов В. Я познаю мир. Спорт. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2001.
- Маркин В.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. – М,: Астрель, АСТ, Хранитель, 2008.
- Непомнящий Н.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Загадочные животные. – М.:АСТ, 2001.
- Чудакова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. – М.:АСТ, 1998.
- Целлариус А.Ю. Я познаю мир. Собаки. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Художественная литература
- Андерсен Г.Х. Дюймовочка. – М.: Вече, 2010.
- Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М.: Проф – Пресс, 2013 .
- Осеева В. До первого дождя. – М.: Детская литература, 1966.
- Толстой А. Морозко. – М.:АСТ, Астрель, Харвест, 2012 .
- Шарль Перро “Золушка”. – М.: Мелик – Пашаев, 2014 .
Интернет-ресурсы
- www.school2100.ru
- www. wikipedia.ru
Техническое обеспечение
- Компьютер.
- Проектор.
- Телевизор.
- Ксерокс.
- Принтер.
- Фотоаппарат.