Определения. Согласованные и несогласованные определения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

1. Познавательные:

- расширить представления учащихся об определении;

- ознакомить учащихся с несогласованными определениями.

2. Практические:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

- развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:

- воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Языковая разминка.

Диктант с грамматическим заданием:

Читать – это не только узнавать факты.

Роль книги – учить мудрости.

Зима выдалась суровая.

Чужая душа - потёмки.

Задание:

- найти и графически обозначить главные члены предложения;

- определите второстепенный член 4-го предложения.

Какую роль выполняет слово “чужая”?

Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением?

(Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет).

III. Введение в тему.

Объявление и запись темы: Определение. Согласованное и несогласованное определение

IV. Объяснение нового материала.

1. Запись “мудрых” мыслей, в которых есть определение (демонстрация слайда 3. Приложение 3)

С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)

2. Беседа:

- Выполните синтаксический разбор первого предложения

(повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым).

- Назовите определения во втором предложении.

- К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным).

- Какими частями речи выражены определения?

- Сравните полученную информацию со сведениями, представленными в рамке.

3. Анализ текста в рамке (работа с учебником)

- Есть ли в тексте новая для вас информация?

Воспроизведение текста 1–2 уч-ся.

4. “Обыгрываем” термины (демонстрация слайда 4. Приложение 3)

- Что значит “согласование”, “согласие”, “согласованные”?

(приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь;

утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;

достижение единства, согласия (согласованные действия);

в грамматике: стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).

- Что значит “нет согласия”, “несогласие”, “несогласованные”?

(несоответствие; разногласие; не в одинаковой форме главное и зависимое слова – в грамматике)

V. Начало формирования умений

1. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (демонстрация слайда 5. Приложение 3) - Как доказать, согласованные или несогласованные определения?

(определить способ связи слов в словосочетании)

- Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (Приложение 1)

(согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).

- Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково)

- Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно.

2. Словарная работа: дизайн, дизайнер, триумф (слайд 6. Приложение 3)

3. Упр. 206 – выборочное списывание (выписать согласованные определения вместе с определяемыми словами, обозначить, какой частью речи выражены определения).

Грамматические задания (на доске): назад – фонетический разбор, деревянные – морфемный разбор.

4. Упр. 207

5. Самостоятельная работа: тест по теме “Согласованные и несогласованные определения” (Приложение 2)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Рефлексия.

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Каковы ключевые слова темы урока?

VIII. Домашнее задание. С. 157 – 158 (правило), упр. 209.