Цели:
1. Познавательные:
- расширить представления учащихся об определении;
- ознакомить учащихся с несогласованными определениями.
2. Практические:
- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;
- развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах.
3. Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Языковая разминка.
Диктант с грамматическим заданием:
Читать – это не только узнавать факты.
Роль книги – учить мудрости.
Зима выдалась суровая.
Чужая душа - потёмки.
Задание:
- найти и графически обозначить главные члены предложения;
- определите второстепенный член 4-го предложения.
Какую роль выполняет слово “чужая”?
Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением?
(Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет).
III. Введение в тему.
Объявление и запись темы: Определение. Согласованное и несогласованное определение
IV. Объяснение нового материала.
1. Запись “мудрых” мыслей, в которых есть определение (демонстрация слайда 3. Приложение 3)
С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)
2. Беседа:
- Выполните синтаксический разбор первого предложения
(повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым).
- Назовите определения во втором предложении.
- К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным).
- Какими частями речи выражены определения?
- Сравните полученную информацию со сведениями, представленными в рамке.
3. Анализ текста в рамке (работа с учебником)
- Есть ли в тексте новая для вас информация?
Воспроизведение текста 1–2 уч-ся.
4. “Обыгрываем” термины (демонстрация слайда 4. Приложение 3)
- Что значит “согласование”, “согласие”, “согласованные”?
(приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь;
утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;
достижение единства, согласия (согласованные действия);
в грамматике: стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).
- Что значит “нет согласия”, “несогласие”, “несогласованные”?
(несоответствие; разногласие; не в одинаковой форме главное и зависимое слова – в грамматике)
V. Начало формирования умений
1. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (демонстрация слайда 5. Приложение 3) - Как доказать, согласованные или несогласованные определения?
(определить способ связи слов в словосочетании)
- Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (Приложение 1)
(согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).
- Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково)
- Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?
Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно.
2. Словарная работа: дизайн, дизайнер, триумф (слайд 6. Приложение 3)
3. Упр. 206 – выборочное списывание (выписать согласованные определения вместе с определяемыми словами, обозначить, какой частью речи выражены определения).
Грамматические задания (на доске): назад – фонетический разбор, деревянные – морфемный разбор.
4. Упр. 207
5. Самостоятельная работа: тест по теме “Согласованные и несогласованные определения” (Приложение 2)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Рефлексия.
- Какую новую информацию получили, работая на уроке?
- Чему научились?
- Каковы ключевые слова темы урока?
VIII. Домашнее задание. С. 157 – 158 (правило), упр. 209.