Цели: познакомить с жизнью птиц, прививать любовь к маленьким жителям планеты, развивать любознательность.
Ход занятия
Учитель: Сегодня мы собрались на классный час, чтобы поговорить о наших младших братьях.
- Кого мы называем младшими братьями? (высказывания учащихся)
Слайд 2. (звучит отрывок из пьесы П.Чайковского из цикла “Времена года”)
Учитель:
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный.
И в серебре лесных озёр –
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
И.Бунин
Учитель: Вы знаете, как в народе называют весенний месяц апрель? За непостоянство погоды, его изменчивый характер апрель имеет несколько названий: обманщик, капризник, плут, лукавец. В апреле погода непостоянна: солнце, снег, дождь. Называют апрель и птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются на родину, несут на крыльях из тёплых стран весну.
Ученик:
Целый день скворцы поют,
Птицы дружно гнёзда вьют.
Коростель, поджавши ноги,
Отдохнуть присел с дороги
Под калиновым кустом...
Где в обход, где напрямую
На полянку на родную
С юга он пришёл пешком.
М.Маликов
Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на лугу. Сегодня мы их собрали всех вместе.
Слайд 3: (на экране изображение разных птиц, звучат птичьи голоса)
Учитель: Каких птиц вы узнали? (высказывания учащихся)
- Все птицы, которых вы видите очень интересны и приносят неоценимую пользу. Давайте послушаем, что нам расскажут ребята о некоторых из них.
Слайд 4 - 8: (показываются увеличенные изображения птиц, учащиеся сообщают небольшие рассказы о птицах)
Синица: Синицы – юркие маленькие птички, длина тела 11,5 см. Спинка оливково-зелёная, брюшко жёлтое, темя чёрное, щёки белые. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и в кронах деревьев. Часто можно видеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вперёд. Поедают насекомых и их личинки, пауков и других животных, на кормушках питается также орехами, семечками подсолнуха и салом.
Свиристель: Свиристель обитает в светлых сосновых и берёзовых лесах севера. Длина тела 18 см. голубовато-серое оперение, горлышко чёрное, на голове хохолок из перьев, крылья жёлто-красные, хвост оканчивается жёлтой полосой. Летом питается насекомыми, осенью – плодами и ягодами. Если корма хватает, то свиристель там же и зимует. Птицы летают стаями по 50 и больше особей. Временами их можно наблюдать в парках и садах.
Снегирь: Снегиря трудно спутать с какой-либо другой птицей. Длина тела 15 см. У самца на голове чёрная шапочка, серо-голубая спинка, чёрные спинка и хвост, ярко-красная грудь и живот. У самок верхняя часть темно-серая, нижняя – красновато-серая. До зимы держатся в основном парами, зимой стаями. Ест почки, ягоды, семена, насекомых. Снегири живут в основном в лесах или в больших садах и парках.
Дятел: Дятлов можно узнать по характерной форме тела, окраске и поведению. Один из наиболее распространённых дятлов большой пёстрый дятел. Длина его тела 23 см. оперение на спине и плечах чёрно-белое, беловатая нижняя часть с мощным красным подхвостьем. У самцов на голове красная шапочка. Питается насекомыми, которых достаёт длинным шершавым языком из-под коры, также семенами сосны и ели, ягодами, орехами. Обитает в смешанных, лиственных и хвойных лесах.
Аист: Каждый знает рассказы о том, что белый аист приносит маленьких детей. Ежегодное возвращение аистов превращается в событие для любой деревни или маленького городка. Длина тела аиста около 1 м, размах крыльев 2,20 м, вес 3,5-4,5 кг. Оперение белое, крылья наполовину чёрные, мощный красный клюв, длинные красные голенастые ноги, самцы и самки окрашены одинаково. Питание разнообразное: могут ловить ящериц, лягушек, змей, рыбу, а также мышей и даже кузнечиков. Свои гнёзда могут строить на крышах домов, на столбах, высоких деревьях, на дымовых трубах.
Учитель: Какой вывод мы сделаем?
- Птиц надо оберегать, подкармливать зимой, вешать для них весною домики.
- Целый год день за днём птицы трудятся, мелькают в воздухе их крылья, слышится их щебетание. Давайте послушаем, чем они так заняты?
Ученики:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Люди добрые, проснитесь!
На работу торопитесь.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых “молодцов”.
В тёплом гнёздышке лежат,
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько, что не перечесть.
Вот за это птицам – честь!
Учитель: 7 апреля – День птиц. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Давайте посмотрим первую страничку книги “Наши маленькие друзья”.
Слайд 9: 1-я страница “Загадки”
Слайд 10:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Слайд 11:
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я ещё красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Слайд 12:
На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу.
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орёл)
Слайд 13:
Днём слепа, ночью зряча.
Мышей ловит, но не кот. (Сова)
Слайд 14:
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На ходу ли, на бегу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
Слайд 15:
Другой такой птицы вы не найдёте –
Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)
Слайд 16 - 18: 2-я страница “Пословицы”
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Гусь свинье не товарищ.
- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Слайд 19: 3-я страница “С юмором о птицах”
- Какая птица носит женское платье? (Галка)
- Кто шпоры носит, а верхом не ездит? (Петух)
- Какой город летает? (Орёл)
- Какая птица приносит младенцев? (Аист)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)
- Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)
Слайд 20: 4-я страница “Мастерская”
Мы говорили с вами не раз о том, что зимой птиц необходимо подкармливать. Давайте рассмотрим, какие кормушки можно сделать своими руками. (рассматривают образцы кормушек). А теперь давайте сами украсим заготовки кормушек, чтобы птичкам было интересно прилетать к нам в гости. (украшают заготовки кормушек).
Слайд 21: 5-я страница “Красная книга”
Учитель: Писатель Н.Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет – стоп, остановитесь!” В Красную книгу уже занесено 312 видов птиц. Красная книга запрещает наносить вред природе. Звери, птицы, насекомые... они наполняют наш мир, делают его неповторимым, прекрасным. Давайте и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса.
(Звучат в записи голоса птиц)