Цели:
- научить писать строчную букву г отдельно, в соединении с другими буквами, в словах;
- продолжить развивать умения списывать с печатного текста;
- продолжить развивать умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; находить безударные гласные в слове;
- продолжить развивать умения письму с комментированием;
- продолжить развивать умения находить в слове парные согласные звуки;
- продолжить развивать умения работы с предложением;
- продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка,
- продолжить развивать фонематический слух и речь учащихся,
- продолжить закреплять навыки звукового анализа;
- продолжить закреплять правила посадки при письме,
- продолжить развивать мелкую моторику руки,
- продолжить развивать внимание, память;
- воспитывать аккуратность ведения дополнительной тетради и прописи,
- воспитывать интерес к предмету,
- воспитывать чувство коллективизма.
Форма проведения: урок-сказка по произведению В.Г. Сутеева “Под грибом”.
Оборудование и материалы:
- портрет детского писателя В. Г Сутеева;
- книга В.Г. Сутеева “Под грибом”;
- А. А. Плешаков “Атлас – определитель от земли до неба”;
- карточки с буквами б о р о в и к;
- фотографии грибов для выставки, сведения о них;
- карточки с неправильным написанием буквы г;
- карточки со словами “грибы”, “гуси”, “гляди”;
- страницы из раскраски с изображением героев сказки В.Г. Сутеева “Под грибом”;
- “Танец утят”;
- сигнальные карточки для звуко-буквенного разбора слов;
- схема для звуко буквенного разбора слова;
- Пропись №3. В. Г. Горецкий. Н. А.Федосова.
Организационный момент.
Глазки смотрят и всё видят, ушки слушают и всё слышат, голова хорошо думает.
Улыбнемся друг другу, ведь хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем урок.
Сообщение целей и задач урока. Актуализация опорных знаний.
Урок русского языка необычный. Мы побываем в гостях у одной из сказок Владимира Григорьевича Сутеева. Это - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Научимся писать новую букву, вспомним материал предыдущих уроков.
(Портрет детского писателя прикрепляется на доску, выставить книгу со сказками В. Г. Сутеева)
Приложение 1
Познакомимся с героями одной его сказки. Будем им во всем помогать, ведь они попали в беду. За хорошую помощь, за хорошую работу на уроке герои сказки будут вас благодарить. Они приготовили подарки.
Но вначале отгадайте загадку:
И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд дружно молодцы стоят.
Что это? (Грибы)
(Слово прикрепить к доске, оно записано письменными буквами, с “маленькой” буквы)
Приложение 2
Сказка, в которой мы побываем в гостях, называется “Под грибом”.
(Выставить книгу В.Г. Сутеева “Под грибом”)
Приложение 3
Повторение пройденного материала.
Кто же главный герой нашей сказки? Соберем рассыпавшиеся буквы.
(На карточках с одной стороны записаны “рассыпавшиеся” печатные буквы, а с другой - печатное слово “боровик”, они прикреплены к доске. Когда слово будет отгадано, карточки перевернуть)
(Прикрепить фотографию боровика к доске).
Приложение 4
Второе название этого гриба белый гриб. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета. Цвет шляпки у белых грибов бывает разной. Темная шляпка обычно встречается у грибов, растущих в еловых и сосновых лесах, светлая – у грибов, растущих в березовых лесах. Это съедобный гриб.
На выставке представлены и другие виды съедобных грибов. Вы их рассмотрите на перемене. Прочтете о них информацию.
Приложение 15
(Обратить внимание ребят на выставку “Съедобные грибы”)
Много полезной информации о грибах находится в этой энциклопедии
(Обратить внимание ребят на книгу “Атлас – определитель. От земли до неба.” А. А. Плешаков).
Запишем полученное слово в дополнительной тетради и на доске. У доски работает…
Но вначале вспомним правила посадки при письме:
(Напомнить правила посадки при письме)
Тетради лежат под наклоном.
Кисть руки находится в одном положении относительно предплечья
Правая рука свободно движется по листу, а левая лежит на листе придерживая его.
Ручку держим тремя пальцами
Ручка направлена концом в правое плечо пишущего.
Подготовим руку к письму.
Сколько слогов должны записать?
(Ребенок выделяет слоги душками внизу под печатными буквами: БОРОВИК)
Запишем слово.
(Ребенок проговаривает: пишу слог бо с гласной буквой о, ро с гласной буквой о, вик с гласной буквой и)
Проверим написанное слово.
(Ребенок читает слово и выделяет слоги)
А теперь поставим ударение в слове, подчеркнем безударные гласные красным карандашом.
(Ученик, работающий у доски, подчеркивает безударные гласные красным мелком)
Приложение 5
Положить ручки, карандаши.
Изучение нового материала. (Определение темы и целей урока)
Вот какая сказочная история произошла однажды с боровиком.
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Приложение 6
(Открывается страница книги, где изображен муравей, подходящий к грибку)
Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него, хотел спрятаться под его шляпкой, да не тут-то было. Гриб оказался не простым, а волшебным.
А я вот сейчас проверю, какой ты внимательный. Посмотри на доску и скажи, в каком из двух, записанных письменными буквами словах, видишь букву, которую ребята еще не умеют писать?
Муравей от волнения все забыл.
Ребята, поможем Муравью? Выполним задание боровика. Посмотрим на доску и скажем, в каком слове есть буква, которую мы еще не научились писать?
(Дети смотрят на доску и говорят, что в первом слове грибы, есть незнакомая буква).
Кто знает, что это за буква?
(Строчная буква г).
Попробуйте назвать тему нашего урока.
(Тема урока: Письмо строчной буквы г)
Тема урока: Письмо строчной буквы г.
(тема урока прикрепляется на доску)
Чему должны научиться на уроке?
(Научиться писать новую букву, слоги, слова, предложения)
Цели:
научиться писать новую букву, слоги и слова с данной буквой, работать с предложением.
Молодцы, ребята, помогли Муравью, пустил Боровик его под свою шляпку. Спрятался Муравьишка, сидит, дождь пережидает да благодарит тех, кто ему помогли. А особенно вот этих ребят и дарит им вот этот подарок. Когда у вас будет свободное время, вы разукрасите рисунок и принесете его на выставку.
Приложение 7
(Картинкой из раскраски, где изображен муравей около грибка, награждаются ребята, которые отвечали у доски; те, кто правильно отвечал с места, исправлял ошибки)
Изучение нового материала. (Письмо, разукрашивание предметов, на которые похожа буква г)
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Приложение 8
(Открывается страница книги, где изображена мокрая бабочка)
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит Муравей. - Я один тут кое-как уместился.
Боровик, чтобы пустить бабочку под свою шляпку дает ей такое задание:
Рассмотри внимательно письменную букву г, расскажи на какие предметы, на каких животных похожа эта буква.
(Над доской находится образец с письменными и печатными буквами г)
Приложение 9
(Крючок, утенок, гусенок и …..).
Откроем прописи и посмотрим узор в широкой строке. На какой из перечисленных вами предметов похожа буква г.
(Утята, гусята).
Подготовим руку к письму. Послушаем задание
Обведем по контуру 2 утят, гусят, одного нарисуем и всех разукрасим. Работу выполняем, считая до 10 вместе.
Молодцы, ребята, помогли Бабочке, пустил Боровик ее под свою шляпку.
Спряталась Бабочка, сидит, дождь пережидает да благодарит тех, кто ей помог. А особенно ребят этого ряда и дарит им вот этот подарок. Когда у вас будет свободное время, вы разукрасите рисунок и принесете его на выставку.
Приложение 10
(Картинкой из раскраски, где изображена бабочка около грибка, награждаются ребята, которые правильно отвечали с места, исправляли ошибки, за самых лучших утят и гусят, разукрашенных в прописи)
Развеселились Бабочка и Муравей, стали танцевать под боровиком и вас зовут в свой веселый хоровод.
Физкультминутка.
Приложение 11
“Танец маленьких утят”.
Изучение нового материала. (Письмо элементов буквы г, письмо строчной буквы г)
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
(Открывается страница книги, где изображена мокрая мышка)
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Боровик, чтобы пустить Мышку под свою шляпку дает ей такое задание: научись писать строчную букву г, но сначала рассмотри букву и скажи из скольких элементов состоит буква г
Посмотрите в прописи и скажите из скольких элементов состоит строчная буква г?
(Из одного)
В написании, каких изученных нами буквах встречается этот элемент?
(р, п, т)
Как надо подправить букву г, чтобы получилась буква р, п, т.
(у р длинная наклонная линия, у п короткая наклонная линия, т короткая наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху влево. Прикрепить к доске)
Приложение 12
Обведем элемент буквы г так, как указывает нам стрелочка в прописях.
А теперь Мышка попыталась написать новую букву. Посмотрите, что у нее получилось.
(Показать детям неправильные образцы)
Приложение 13
Назовем причины неудач Мышки при письме буквы г.
(Не довела до нижней и верхней линии рабочей строки, завела за нижнюю и верхнюю линии рабочей строки, нет наклона, маленькое верхнее закругление, а нижнее большое, маленькое нижнее соединение, а верхнее большое, одно правильное написание).
(Учитель на доске в узкой линии показывает и объясняет правильное написание буквы г)
Итак, чтобы правильно написать строчную букву г нужно:
- начинать писать ее немного ниже верхней линии рабочей строки,
- сделать вверху закругление вправо до верхней линии рабочей строки,
- написать наклонную линию, но не доводить ее до нижней линии рабочей строки,
- сделать внизу закругление вправо,
- и-раз-и (2-3 раза).
Письмо буквы г:
Подготовим руку к письму. Попробуем написать букву
- в воздухе под счет 1-2 раза и-раз-и,
- на ладошке под счет 1-2 раза и-раз-и,
- на парте под счет 1-2 раза и-раз-и,
- в прописи и-раз-и,
- не допускайте при письме тех ошибок, которые допускала Мышка.
Письмо буквы г в рабочей строке.
(Учитель проходит и просматривает работы, указывает ошибки, дети вместе пишут под счет букву)
Теперь, ребята, рассмотрите все написанные буквы, найдите и подчеркните самую красивую букву.
Посмотрите, а какой грибок предлагал вам написать эту букву.
Приложение 14
(Мухомор, прикрепить его рядом с белым)
Мухомор крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это ядовитый гриб.
На выставке представлены и другие виды несъедобных грибов. Вы их рассмотрите на перемене. Прочтем о них информацию.
(Обратить внимание ребят на выставку “Несъедобные грибы”)
Приложение 15
Много полезной информации о несъедобных грибах находится в этой энциклопедии (показать учащимся книгу А. А. Плешакова “Атлас-определитель от земли до неба”)
Спряталась мышка под гриб - боровик, сидит, дождь пережидает да благодарит тех, кто ей помог. А особенно этих ребят и дарит им вот этот подарок. Когда у вас будет свободное время, вы разукрасите рисунок и принесете его на выставку.
Приложение 16
(Картинкой из раскраски, где изображена Мышка около грибка, наградить тех ребят, которые правильно отвечали с места, исправляли ошибки, за аккуратные записи в тетрадях)
Изучение нового материала. (Письмо слогов, слов с буквой г)
А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Приложение 17
(Открывается страница книги, где изображен мокрый Воробей)
- Намокли пёрышки, устали крылышки!
- Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
Боровик, чтобы пустить Воробья под свою шляпку дает ему такое задание: научись писать слоги, слова с новой буквой.
Я их писал, писал, но подул ветерок, и они разлетелись в разные стороны. Ребята, посмотрите, может быть у вас на партах лежат мои записи?
(У некоторых ребят на парте листочки с записями, дети выходят к доске и читают их, записи сделаны письменными буквами, прикрепляют их к доске)
К доске выйдут ребята, у которых записаны слоги. Прочитайте.
Приложение 18
Какое соединение имеет буква г с другими буквами?
(Нижнее)
К доске выйдут ребята, у которых записаны слова. Прочитайте слова.
Приложение 19
Приложение 20
Какие слоги запишем в слове гуси (гу с у, си с и), в слове гляди (гля с я, ди с и).
(Один ребенок остался сидеть)
Все ли записи воробья мы почитали?
Приложение 21
(Ребенок выходит к доске)
Твою запись можно считать слогом?
(Не слог ГЛ, нет гласной буквы)
В слове гляди встречается данное сочетание букв. Обратите внимание, как оно пишется.
Подготовим руку к письму. Послушайте задание.
Сейчас вы самостоятельно по одному разу запишите слоги и слова в прописи, а Воробей будет наблюдать за вашей работой. Помните слоги писать необходимо, не отрывая руки.
Спрятался Воробей, сидит, дождь пережидает да благодарит тех, кто ему помог. А особенно вот этих ребят и дарит им вот этот подарок. Когда у вас будет свободное время, вы разукрасите рисунок и принесете его на выставку.
(Картинкой из раскраски, где изображен Воробей около грибка, награждаются те, кто читал, исправлял ошибки, за аккуратные записи в тетрадях)
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли
(ходьба обычная)
Поднимали ноги выше,
(ходьба с высоко поднятыми ногами)
Через кустики и кочки,
(перешагивают)
Через ветви и пенечки,
(перешагивают)
Вот мы в лес пришли
(ходьба обычная)
Белый гриб нашли.
(нагнулись)
Вот грибок, другой грибок,
(собирают грибы)
Положу их в кузовок.
(кладут в “кузовок”)
Закрепление изученного материала. (Звуко-буквенный разбор слова. Парные согласные.)
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Приложение 22
(Открывается страница книги, где изображен мокрый Заяц)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!
Ребята спасем зайца.
(Вернуться к слову грибы)
Прочитайте слово. Сколько предметов обозначает данное слово?
(Много)
Сделайте так, чтобы слово обозначало один предмет.
(Гриб)
Из скольких слогов состоит слово гриб?
Приложение 23
(Схема на доске)
(Из одного, показать на схеме один слог душкой)
Из чего состоит данный слог?
(Отдельного звука, слога слияния, отдельного звука)
Приготовили руку для работы с сигнальными карточками и цветными карандашами.
Приложение 24
Первый звук этого слова? Какой он?
(Сигнальная карточка синяя).
Один ученик обязательно произносит вслух:
Согласный, твердый, звонкий.
(Учитель показывает этот звук на схеме на доске)
Приложение 25
Покажите в тетради на схеме данный звук.
Второй звук этого слова? Какой он?
(Сигнальная карточка зеленая)
Один ученик обязательно произносит вслух:
Согласный, мягкий, звонкий, сонорный
(Учитель показывает этот звук на схеме на доске)
Приложение 26
Покажите в тетради на схеме
Третий звук этого слова? Какой он?
(Сигнальная карточка красная)
Один ученик обязательно произносит вслух:
Гласный, ударный
(Учитель показывает этот звук на схеме на доске)
На схеме в тетради звук обозначен красным цветом
Четвертый звук этого слова? Какой он?
(Сигнальная карточка синяя)
Один ученик обязательно произносит вслух:
Согласный, твердый, глухой
(Учитель показывает этот звук на схеме на доске)
Покажите в тетради на схеме. На доске появляется следующая схема
Приложение 27
Приготовили руку для письма слова.
Приготовили руку и послушали задание.
Запишем слово гриб на доске и в тетрадях.
(Один ученик записывает слово на доске)
В слове какой звук слышится на конце слова?
(п)
Какую букву напишешь ты?
(б)
Почему?
Так как в слове грибы после согласной буквы б пишется гласная буква ы, следовательно, в слове гриб на конце слова нужно писать букву.
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Спрятался Заяц, сидит, дождь пережидает да благодарит тех, кто ему помог. А особенно вот этих ребят и дарит им вот этот подарок. Когда у вас будет свободное время, вы разукрасите рисунок и принесете его на выставку.
Приложение 28
(Ребята, которые верно давали характеристику звукам, награждаются картинкой из раскраски, где изображен Заяц около грибка)
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
(Открывается страница книги, где изображена Лиса)
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба – радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Закрепление изученного материала. Работа с предложением
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
(Открывается страница книги, где изображена Лягушка)
Всех просит прочитать предложение, записанное в прописи внизу странички.
(Один ученик читает предложение: В лесу много грибов)
Приготовьте руку, запишем предложение.
Что нужно сделать вначале?
(Ребенок в тетради выделяет слоги простым карандашом.)
Назови правила записи предложения.
(Начинаем писать предложение с большой буквы, каждое слово пишем отдельно друг от друга, в конце предложения ставим точку)
Запишем предложение
(Ребенок диктует: начинаю писать первое слово предложения с большой буквы, пишу слово В, пишу второе слово ЛЕСУ, первый слог ле с гласной е, су с гласной у, пишу третье слово МНОГО, мно с о, го с о, пишу четвертое слово ГРИБОВ гри с и, бов с о. в конце предложения ставлю точку. Проверю написанное, выделяю слоги в записанном предложении.)____
Найдем и подчеркнем одной чертой букву, которую научились писать на уроке.
- Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
(Открывается страница книги, где все герои сказки танцуют возле грибка)
Итог урока. Отметить работу учеников на уроке
Урок подошел к концу.
С каким произведением познакомились на уроке?
Приложение 29
(Картинка раскраски с лисой)
Кто автор данного произведения?
(Картинка раскраски с лягушкой)
Назовите героев сказки?
Приложение 30
(Картинка раскраски с веселыми героями сказки)
Какую букву учились писать на уроке?
(Картинка раскраски с веселыми героями сказки)
А чем еще занимались на уроке?
(Картинка раскраски с веселыми героями сказки)
На уроке хорошо работали следующие ребята…
Приложение 31