Цели:
- привитие интереса к истории;
- максимальная актуализация имеющихся у студентов знаний по истории;
- развитие навыков групповой работы;
- расширение возможностей использования наглядности;
- формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовать информацию;
- воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантности
Оборудование: ПК, экран, презентация.
Ход проведения внеклассного мероприятия
Ведущий: Добрый день дорогие друзья!
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня в актовом зале проводится традиционный конкурс знатоков истории.
Ведущий: Древние греки считали
историю не наукой, а искусством. У истории есть
своя муза – покровительница Клио.
Образ музы покровительницы истории – Клио
родился почти три тысячи лет назад. В правой руке
она держала бронзовый стилос для письма, а в
левой – пергаментный свиток, на который
бесстрастно заносила все происходящее в мире. Ей
поклонялись и ее ненавидели, ее называли
«священной книгой народов» и самым опасным
продуктом «интеллекта», ее слушали и ее
отвергали лучшие человеческие умы, но она
существует и продолжает свою бесстрастную
летопись.
Ведущий: Послушайте обращение Клио к участникам конкурса.
На экране фото Клио.
Клио:
Почесть большая на долю мою досталась,
Вечно иметь пребывание внутри обиталищ научных,
Чествовать Ареопаг и всех участников почтенно,
Мне Музе истории – Клио.
Слово привета своё я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота,
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.
Ведущий: В конкурсе принимают участие студенты первого курса. Представляем вам план проведения конкурса:
- Представление команд. Слово об истории.
- Исторический портрет
- Договоримся о терминах
- Конкурс болельщиков «Впервые в истории»
- Историческая викторина
- Поймай дату
- Конкурс капитанов. Капитаны представляют свои проекты на тему «Россия в будущем».
- Подведение итогов.
Ведущий: Состязания оцениваются по пятибалльной системе. Первая страничка конкурса «Слово об истории».
Представление команд.
Ведущий: Вторая страничка конкурса «Исторический портрет».
Ведущий: Приглашаем команды на сцену.
Биографии тех, кто оставил в истории страны заметный след, – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить о ком идет речь.
Портрет 1
- Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;
- он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;
- его родственник объявил ему войну;
- все, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;
- он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение;
- во время всеобщей переписи населения он, заполняя анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской».
- В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;
- на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;
- он завещал похоронить себя в том городе, где застигнет его смерть.
Портрет 2
- Сын офицера, он окончил Киевское пехотное юнкерское училище;
- подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: «Знаете ли японский язык», он написал: «Не знаю, но драться буду не хуже знающих». Его просьбы была исполнена.
- он окончил академию Генерального штаба, но из-за конфликта с самим военным министром полагающееся ему назначение получил лишь год спустя;
- во время первой мировой войны он командовал дивизией, затем армией, корпусом, в 1917 году – фронтами;
- он активно поддержал Л.Г. Корнилова во время попытки последнего совершить государственный переворот;
- его имя связано неразрывно с историей белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, он стал на некоторое время главой надеждой всех, кто противостоял Советской власти;
- ярый противник советской власти, он все равно оставался русским патриотом, и в годы второй мировой войны выступил с обращением ко всем русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию;
- в эмиграции он стал историком и литератором, но его книги пришли к нам почти полвека спустя после их написания.
Ведущий: Выдающийся французский мыслитель Рене Декарт говорил: «Договоритесь о терминах и половина человеческих слов исчезнет» Для понимания истории это как нельзя кстати, усвоение хода исторического процесса немыслимо без знания основных исторический понятий. Мы предлагаем Вам проверить свои знания некоторых из них.
- Абсолютизм
- Гражданская война
- Демократия
- Судебник
- Кормления
- Боярская Дума
- Опричнина
- Земства
- Интервенция
Ведущий:В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И это рождение обязательно отметит История. Возможно, потом в ряду схожих судеб, событий, дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое, неповторимое очарование. Проверьте, знаете ли Вы, что где, когда в России произошло впервые или было первым.
- Первое домашнее животное?
- Первый транспорт, используемый людьми?
- Первое жилище человека?
Ведущий: Следующая страничка «Историческая викторина».
Ведущий: Команды по очереди выбирают свой номер конверта и отвечают на три вопроса.
- Историческая викторина
- На чем писали в древнем Новгороде?
- Каким по счету Иваном был Грозный?
- Какой город оказался под пеплом во время извержения Везувия?
- Кто стал первым царем в России?
- Первая династия русских государей?
- Где был изобретен фарфор?
- Где были «висячие сады» Семирамиды?
- Где были изобретены шахматы?
- Какой полководец сказал: «Тяжело в учении, легко в бою»?
- Какой русский полководец не проиграл ни одного сражения?
- Кто командовал русскими войсками в Ледовом побоище?
Ведущий: По прошествии определенного времени человеку свойственно оглядываться назад и оценивать пройденное им в жизни. Заставляет его делать это естественный ход времени. В предлагаемых ниже четверостишьях Вам предстоит ответить не только «Что это было», но и когда это было.
1147 г.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
По первою стеной сосновой...
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог
Ведущий: Следующая страничка – «Конкурс капитанов».
Капитаны команд представляют свой проект «Россия в будущем».
Ведущий: На этом конкурс завершен. Просим жюри подвести итоги.
Список литературы:
- Артемов, В.В. История учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов ; соавт. Ю.Н. Лубченков. – 5-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 448 с.
- Антонова, Т.С. История России ХХ век [Электронный ресурс] / Т.С. Антонова. – Электрон. дан. – М.: ООО "Клио-Софт", 2005. – 1 электронный опт. диск (DVD-ROM)
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя / Г.А. Кулагина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 240 с.
- Кулюгин А.И. Правители России. – / А.И. Кулюгин. – Чебоксары: «Чувашия». Издание II, перераб, 2000 – 472 с.