Приоритетной задачей современной начальной школы является создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, а также формирование позитивного отношения к учению.
Одним из направлений в моей работе является формирование устойчивого интереса к родному языку и орфографической зоркости. Последнее особенно актуально на начальной ступени обучения.
Не подвергается сомнению тот факт, что от степени сформированности навыков правописания в этот период зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
В курсе русского языка 1–4 классов предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием. Механическое запоминание таких слов, как показывает практика, малоэффективно. В связи с этим важным является вопрос о том, как организовать такую работу над словарными словами, чтобы она была содержательной, эмоциональной, вызывающей интерес у ребенка.
По этой причине появляется необходимость разработки набора упражнений со словарными словами, направленного на выработку знаний и умений у каждого ученика писать словарные слова без ошибок. Кроме этого данная работа должна быть связана со всеми разделами языка и носить систематический характер.
Находясь в творческом поиске, изучая методическую литературу, опыт коллег и обобщая накопленный опыт, я определила для себя некоторые приёмы работы со словами с непроверяемым написанием. Данная работа берет свое начало еще в первом классе.
1. Ребусы.
Являясь одним из самых любимых упражнений у детей. Занятия с ребусом не только увеличивают словарный запас ребенка, но и развивают интеллект.
2. Загадка.
Являясь неотъемлемой частью детства, загадка – это настоящая разминка для ума. Благодаря загадкам активизируется мыслительная деятельность и пополняется словарный запас.
Этот прием особенно хорош при проведении словарных диктантов.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
3. Этимологический словарь.
Дети по своей природе исследователи. Их интересует происхождения слов. Это связано не только со специфическими особенностями овладения речью. Исследование этимологии слова является одним из способов осмысления устройства языка.
- Медведь - “медоед”, “мёд едящий”.
- Работа – “раб”, “рабство”.
4. Толковый словарь.
- Медведь - большой, хищный, всеядный зверь с длинной шерстью.
- Заяц - небольшой зверёк отряда грызунов с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом.
5. Синонимы и антонимы.
Обогащают наш язык, делая его более красочным. Расширяют словарный запас.
- Медведь - косолапый, топтыгин.
- Заяц - серый, косой, русак.
- Работа – труд, занятие, дело, действие; безделье, праздность.
6. Фразеологизмы.
- Медведь на ухо наступил.
- Делить шкуру неубитого медведя.
- Гоняться за двумя зайцами.
7. Пословицы.
Богатейший материал для воспитания нравственности и культуры речи.
- Не продавай шары, не убив медведя.
- Два медведя в одной берлоге не живут.
- Быстро сделанная работа хорошей не бывает.
8. Скороговорки.
Прекрасное фонематическое упражнение, направленное на формирование у ребенка умения осмысленно относится к тому, что он говорит, воспринимать звук, запоминать его.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Заяц Егорка свалился в озерко.
- Бегите к озерку – спасайте Егорку!
9. В процессе изучения конкретной темы полезными будут такие приёмы работы со словарными словами:
- составь словосочетание со словарным словом;
- составь предложение со словарным словом;
- подбери однокоренные слова;
- измени слово по падежам;
- замени предложение одним словом:
Занятие, требующее умственных и физических усилий. (Работа)
Дорожка в парке с рядами деревьев, посаженными по обеим сторонам. (Аллея)
- морфемный анализ слова;
- морфологический анализ слова; др.
10. Очень интересна при работе со словарными словами система Эйдетики, предложенная доктором педагогических наук, профессором Матюгиным И. Ю., базирующаяся на образных ассоциациях.
Как показала практика, упражнения данной системы имеют успех как при знакомстве со словарным словом, так и при закреплении.
1. Метод графических ассоциаций.
При запоминании написания слова мы делаем рисунок, обозначающий само слово, или обыгрываем в слове запоминаемую букву. Нужно только внимательно присмотреться к букве и воображение тебе подскажет (кружочки огурца похожи на букву О, т.д.).
Сахар - изображаем с помощью собственного тела букву А.
2. Звуковые (фонетические) ассоциации.
1) Предпочтительно в случаях, когда в слове содержится слово:
Завтрак – рак, соловей – соло.
2)Когда словарное слово можно использовать для составления предложения:
Понедельник – поезд едет в понедельник.
Мандарин – мама дарит мандарин.
3) К нескольким словарным словам подбираем созвучное слово:
Конверт, конфета, концерт. Созвучное слово Кони.
Кони на концерте ели конфеты в конверте.
3. Комбинированный метод.
Использование графических и фонетических ассоциаций.
Аккуратно - изображаем с помощью собственного тела букву А + корм курам насыпаем аккуратно.
11. Кроссворды.
Являясь занимательным приёмом работы со словарным словом, кроссворд вместе с тем активизирует мыслительную деятельность ребенка и проверяет насколько хорошо усвоено написание словарного слова. (Приложение 1)
12. Собери слово.
Из набора букв составь и запиши слово.
А С П У Д О (посуда)
13. Сочини стихотворение.
Придумай как можно больше рифм к слову РЕБЯТА. Их получившихся рифм сочини стихотворение.
14. Подбери общее слово для слов каждой строки.
Автомобиль, трактор, автобус - … .
Баян, барабан, гитара - … .
Килограмм, грамм, тонна - … .
15. Установите общее (задание обратное № 14).
Страна - …, … .
Ягоды - …, … .
День недели - …, …, … .
16. Раздели слова на группы.
Л…сной, сне…ки, гор…зонт, х…дил, бума…ка, голу…ь, тр…мвай, п…ход.
17. Найди лишнее слово.
Слова подбираются так, чтобы их можно было классифицировать по разным критериям: по количеству слогов, по типу орфограмм, т.д.
Сорока, сова, иволга, воробей, ворона.
18. Письмо по памяти.
Данное упражнение может носить комплексный характер.
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал на парте фамилию,
Чтобы ребята во веки веков
Знали, что в классе сидел Пустяков. (С.
Маршак)
Безусловно, проведение подобной работы требует от учителя большой подготовки, особенно в начале его творческого пути. Но время быстротечно, дети быстро взрослеют и в наших силах помочь каждому ученику развить свои творческие и познавательные способности, дать возможность почувствовать радость труда, свою успешность и уникальность.
Список литературы
1. Агеева И. Д. Веселые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1–5 классы). – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 150 с.
2. Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1- 4 кл. – М, 2—3.
3. Лайло В. В. Повышение грамотности и развития мышления: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.: ил.
4. Матюгин И. Ю. и др. Как запоминать словарные слова. – М.: “Эйдос”, 1997. – 160 с.
5. Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. М.: Просвещение, 1988. – 80 с.