Употребление частицы НЕ с глаголами

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Класс: 3.

Цель: формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами;

- дать понятия о глаголах-исключениях;

- закрепить знания и умения учащихся о грамматической основе предложения, частях речи.

- обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие:

- развивать умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;

- формирование орфографической зоркости;

- развивать познавательную активность;

- способствовать речевому развитию детей;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать внимание, память, мышление;

- побуждать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

- развивать умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитательные:

- воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;

- воспитание положительного отношения к учёбе.

- воспитание культуры учебного труда;

- воспитание интереса к родному языку;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения к товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки со словами; учебники, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь закодировано правило. Это правило будет девизом сегодняшнего урока. Попробуйте его собрать. (Приложение 1)

Ученики пытаются составить из слов предложение.

- Кто составил? (Один ученик на доске из карточек со словами составляет предложение.)

- Прочитай, что у тебя получилось.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Прочитаем хором это предложение. (Читают хором.)

- А что это такое?

- Пословица.

- О чем она?

Рассуждают.

- К чему она призывает?

- К мудрости.

- Сегодня на уроке мы прежде, чем говорить, будем думать, и больше работы выполним. Запишите эту пословицу себе в тетрадь

Выполняют.

- Смотрим на эту пословицу. “Языком” какая часть речи?

- Существительное.

- Есть здесь еще существительное?

- Делом.

- Что такое существительное?

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Повтори. (Повторяет один ученик).

- А это какая часть речи (спеши)?

- Глагол.

- Что такое глагол?

- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Что объединяет слова "торопись" и "спеши"?

- Это слова синонимы.

- А кто знает, как называется это маленькое слово?

- Частица.

- Да, это частица. Какое значение в этой пословице имеет частица не?

- Отрицание.

- Изменится ли пословица, если мы уберем частицу не? (Закрывает частицу)

- Да, она будет бессмысленна.

- Посмотрите, какое маленькое, но какое важное слово не. Сейчас мы его запишем (слайд 2).

3. Чистописание.

- Но посмотрим сначала, как пишется буква н. (Презентация, слайд 2, 3 Ручка является переходом к программе “Чистописание”)

- Посмотрим, как пишется заглавная буква Н. Мы её пишем вовсю строку.

- Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Н один раз.

Выполняют.

- Снова смотрим на экран. Вспомним, как пишется строчная буква Н. Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки.

- Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Н один раз.

Выполняют.

- Теперь прописываем соединение н и е – не один раз.

- Дальше на строке прописываем в этой последовательности: заглавная Н, строчная н, соединение не.

- И сегодня весть урок частица НЕ будет с нами. (слайд 4)

4. Изучение нового материала.

- Возвратимся к пословице. Посмотрите на частицу НЕ. С какой частью речи дружит частица НЕ?

- С глаголом.

- А как она написана?

- Раздельно.

- А как вы думаете, почему ее надо писать отдельно?

- Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

- А всегда ли между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово и написать раздельно? Может быть нельзя? Докажите.

- Не слишком спеши, не чересчур спеши, не шибко спеши, не сильно спеши.

- Какой можно сделать вывод?

- Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

- Совершенно верно. А слова слишком, чересчур, сильно, шибко называются наречиями.

- А что в учебнике ученые написали нам про частицу НЕ? Сравните, так же они думают или ошибаются? С. 112. Читаем

- Как же называется частица НЕ?

- Отрицательная.

- Она отрицает, делает значение глагола противоположным. Посмотрите, как обозначается частица НЕ?

- Подчеркивается снизу.

- Подчеркнем частицу Не в пословице. Выполняют.

- Молодцы. (слайд 5)

5. Первичное закрепление материала.

- А теперь, применив это правило, выполним следующее задание. (слайд 6)

- Вспомним еще раз правило, как пишется Не с глаголом.

Произносят.

- Смотрим на экран. Подумайте, как соединить первую и вторую часть пословицы. Запишите пословицы в тетрадь.

Выполняют.

- Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим первую пословицу. Что у вас получилось?

- Ложь человека не красит.

- Как записали не красит?

- Не раздельно.

- Докажите.

- Ложь человека не слишком красит.

- Подчеркните орфограмму - пробел.

- Смотрим вторую пословицу. Что у вас получилось?

- Кашу маслом не испортишь.

- Как записали не испортишь?

- Не раздельно.

- Докажите.

- Кашу маслом не сильно испортишь.

- Подчеркните орфограмму - пробел.

- Смотрим третью пословицу. Что у вас получилось?

- Лодырю всегда нездоровится.

- Как записали нездоровиться?

- Не слитно.

- Докажите.

Рассуждают.

- Есть такое слово здоровиться?

- Нет.

- Красит есть, испортишь есть, а здоровиться нет. Значит, как будем писать в этом случае?

- Не слитно: нездоровится.

- Да, пишем слитно. В этом случае мы можем проверить так: не употребляется без не.

И таких слов в русском языке несколько. Вот некоторые из них: (слайд 7) нездоровиться, негодовать, ненавидеть. Это глаголы-исключения. Запишите эти глаголы в столбик.

Выполняют.

- В этих словах частица Не пишется слитно. В словах нездоровиться НЕ является приставкой (отметим себе), ненавидеть Не приставка (отметим), а в слове негодовать частью корня (отметим).

- Через тире подберем к этим словам синонимы и запишем их. (слайд 8)

Нездоровится – болеть. Ненавидеть – не любить. Негодовать – сердиться.

- Это слова – исключения и мы их должны запомнить.

6. Физминутка

Игра

Частица НЕ решила с вами поиграть в игру “Делай всё наоборот”

– НЕ вставайте из-за парт.

– Не качайтесь, дети!

– Не кружитесь!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

Быстро:

– Не подпрыгивай, как мяч!

– Не качайтесь, дети!

– Не кружитесь!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

– Не вздыхайте глубоко!

– Не садитесь тихо!

Молодцы!

7. Вториччное закрепление материала

- Весь урок мы думаем, размышляем, работаем по правилу. Кто мне напомнит правило?

- Не с глаголами пишутся раздельно.

- Продолжаем работать. Смотрим на экран. Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина. (слайд 9)

Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках.

- Читаем хором.

- О чем говорится в стихотворении?

- О том, что не в наших силах унять метель и растопить снега, но мы можем помочь птицам не замерзнуть зимой и весной порадовать своим пением.

- О ком говорится в стихотворении?

- О птицах.

- Какая главная мысль в этом стихотворении?

- Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

- Птицы поют, когда в мире царит добро, мир, спокойствие, любовь, когда нет войны. И в наших силах не допустить войны и разногласия.

- Обратите внимание на слово “не унять”. Что значит не унять?

- Не заставить быть спокойными.

- Что значит не растопить?

- Не в наших силах заставить снег растаять, превратиться в воду.

- А что в наших силах?

- Помочь птицам.

- Обратите внимание на написание НЕ с глаголом. Как пишется Не с глаголом?

- Раздельно.

- Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие здесь знаки?

- Запятые и точка.

- Прочитайте еще раз это стихотворение про себя. (Читают.)

- Послушайте теперь это четверостишье. (Клик на птичку. Изображение птицы является гиперсылкой на аудиофайл).

- Пишем это четверостишье по памяти. (слайд 10)

Пишут.

- Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим на экран. Кто написал верно, не допустив не одной ошибки? (слайд 11) (Поднимают руки.)

- Этот салют вам! (слайд 12)

- У кого одна – две ошибки? (Поднимают руки.)

- Это сладкая, вкусная конфета вам, которую преподносит благодарная птичка.(слайд 13)

- И предлагает вам следующее задание. Найдите и подчеркните в этом четверостишье грамматическую основу. Кто знает, что такое грамматическая основа?

- Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

- Подчеркиваем в четверостишье грамматическую основу.

Выполняют.

- Какими частями речи выражены в предложении подлежащее и сказуемое?

Чем выражено подлежащее?

- Именем существительным.

- Подписываем.

- Чем выражено сказуемое?

- Глаголом с частицей НЕ.

- Как пишется Не с глаголами?

- Раздельно.

- Почему?

Рассказывают правило.

- Подчеркиваем орфограмму - пробел.

- Молодцы!

8. Обобщение.

- Посмотрите на доску. Здесь зашифровано мое пожелание вам на будущее от меня. Что я вам желаю? Кто уже составил? (Приложение 2)

Один ученик выходит к доске и располагает карточки со словами в правильном порядке.

Не говори, что узнал, а скажи, чему научился.

- В этой пословице есть то, что вы должны запомнить.

- Не с глаголами пиши отдельно.

- Всегда?

- Нет.

- В каких случаях мы пишем раздельно?

- Когда между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово.

- Молодцы!

- Успехов вам в изучении русского языка! Спасибо за урок! (слайд 14)

9. Домашнее задание

Записываем домашнее задание.

Правило, с. 113 Упр. 363

Список используемых источников:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.

2. Интереет-ресурсы:

- Шаблон презентации - http://pedsovet.su;

- Звуки - http://vk.com/audio;

- Программа “Чистописание” – из школьных архивов.