Цель: знакомство с правилом написания -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий; формирование навыков написания -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.
Задачи:
- учить ставить цель, искать пути ее решения, делать выводы;
- развивать умение находить в слове суффикс, объяснять его написание;
- развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент. Пожелание ученикам успешной работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания
Дежурные по домашнему заданию (оформляют на доске на перемене выполненные задания) комментируют материал, учащиеся сверяют свои работы, задают самостоятельно сформулированные вопросы дежурным; учитель проверяет наличие домашней работы в тетрадях всех учеников, оценивает работу дежурных по домашнему заданию.
3. Разминка
1) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: - с пятьюдесятью тетрадями - лучше всего - с обеими подругами - не ложите на пол
2) С какого звука начинаются данные слова:
ёмко, ярко, юла, ёлочка (Какие буквы могут обозначать два звука? Подтвердите ответ примерами)
3) Найдите лишнее слово:
ветреный, травяной, каменный, кожаный. Объясните свой ответ. (Вспомним правило: дети в парах рассказывают друг другу правило)
4. Создание проблемной ситуации. Рассмотрите словосочетания
Жареный картофель – поджаренный картофель
Вязаный шарф – вязанный бабушкой шарф
Квашеная капуста - квашенная вчера капуста
- Что общего во всех этих словосочетаниях?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы научимся сегодня на уроке? Решение каких задач поможет нам в этом? (Ученики формулируют учебную цель и задачи урока)
5. Открытие нового знания
1) Исследовательское задание классу: выяснить, почему в словах 1 столбика пишется две буквы Н, а в словах 2 столбика – одна буква Н; оформить опорный конспект (алгоритм).
(При затруднении попросим учащихся обратить внимание на вид причастий, наличие приставок, суффиксов, зависимых слов)
На экране слова
поджаренный связанный решенный вязанный бабушкой асфальтированный |
жареный вязаный кипяченый соленый рваный |
Учащиеся формулируют правило.
2) Самостоятельная работа с материалом учебника: сверим свои выводы с правилом.
- Что нового узнали из правила?
- Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные.
3) Для чего мы проделали данную работу?
Какой алгоритм получился?
6. Первичное закрепление. Работа по цепочке у компьютера
Объяснить написание НН в причастиях, обязательно проговаривая вслух алгоритм.
Работа с заданием электронного приложения “Русский язык. 6 класс” под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (издательство “Дрофа”) п.38, упр.3, вар.2. http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/russian/
- С какими трудностями столкнулись при выполнении задания? Вывод.
Физминутка
7. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу, демонстрируемому через экран.
Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание Н и НН.
Счита..ые секунды были потраче..ы на то, чтобы достать из кова..ого сундука осколки разбитого стакана и разложить их у порога.
Задание 2. Найдите строку, во всех словах
которой пишется две буквы Н
получе..ое письмо, непуга..ые птицы
- С какой целью мы выполнили данное задание?
8. Работа в группах. Текст демонстрируется через экран или раздается на карточках каждой группе.
(1)Там, к западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы есть маленький рыбачий поселок. (2)Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымим из труб, с черными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.
(3)В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. (4)Поколения сменяют друг друга. (5)Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжелые платки. (6)Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.
Задания:
1) выразительно прочитать предложенный текст;
2) провести словарную работу: Вентспилс, кряжистый
Предлагаем ученикам объяснить значение данных слов. Затем заранее подготовленный ученик дает справку.
Вентспилс - (до 1917 официальное название Виндава), город (с 1378) в Латвии, порт на Балтийском море. Железнодорожная станция. 50,4 тыс. жителей (1991). Центр рыбной и деревообрабатывающей промышленности. Производство минеральных удобрений, стройматериалов; швейная фабрика, завод вентиляторов. Музей истории морского рыболовства. Орденский замок (окончен в 1290). Известен с 1242 г. (Большой энциклопедический словарь)
Кряжистый - крепкий, плотный, толстый, похожий на кряж (во 2 знач.). Кряжистый дуб.//перен. Крепкого сложения, плотный и сильный (о человеке). Кряжистый старик.
3) записать слова в тетрадь с обозначением морфем;
4) выписать слова, написание которых подчиняется изученному правилу;
5) сформулировать в своей группе учебное задание к этому тексту и его выполнить.
(Например: озаглавить текст; указать ключевые слова, определить тему и идею текста; найти художественные средства, используемые автором, графически обозначить причастные обороты и т.п.)
9. Соревнование (Какая группа выполнит задания правильно и быстро?)
- В каком варианте ответа в словах пишется НН?
Через отворе(1)ую дверь в гости(2)ой была видна увеша(3)ая игрушками елка. Серебря(4)ый дождь горел на ней бесчисле(5)ыми искорками.
1) 1, 2, 4; 2) 2, 3, 5; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 3, 5.
В небольшом, оклее(1)ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля(2)ой краской, на блестящем, краше(3)ом полу у стены стояли две китайские вазы.
1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 3; 4) 2, 3.
- В каком варианте ответа в словах пишется Н ?
Больных и ране(1)ых было немного. Тяжелых двое: сучанский партизан Фролов, ран(2)ый в живот, и Мечик.
1) 1; 2) 2; 3) 1,2.
Что такое станцио(1)ый смотритель? Сущий муче(2)ик четырнадцатого класса.
1) 1; 2) 2; 3) 1,2.
- Какие знания применили, чтобы правильно выполнить задание?
10. Рефлексия
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ее достичь? Каким образом?
- Что нужно сделать еще?
11. Выставление оценок, благодарность за работу
12. Домашнее задание