Пояснительная записка
«Традиционная культура каждого народа
уникальна и необъятна.
Тысячелетиями складываются мировоззрение,
жизненный уклад, нормы поведения, искусство и
ремёсла народа.
Дети, их жизнь и творчество – это феномен в
культуре каждого народа, требующий пристального
внимания и комплексного изучения.
… Познавая, творчески оценивая опыт прошлых
поколений, дети не только изучают его, но и
реализуют полученные знания в повседневной
жизни.
Мудрость народной культуры помогает детям
сохранить и укрепить здоровье, подготовиться к
будущей жизни, к роли рачительного хозяина
(хозяйки), мужа (жены), отца (матери)…»
/Из выступления Р.П.Зверевой на Четвёртых Виноградовских чтениях «Дети и народная культура»/
Совместно с воспитателями и специалистами в нашем саду разработан проект «Внедрение основ народной культуры в современную жизнь подрастающего поколения»
Детей дошкольного и младшего школьного
возраста приобщать к народной культуре лучше
всего через песенно-игровые традиции,
интонационно-речевое и трудовое творчество,
календарно-обрядовые праздники.
Осенняя праздники и досуги – прекрасная
возможность объединить русские традиции и
обряды на посиделках, ярмарках, капустниках и
вечорках.
Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных работах земледельцев осенью, об устройстве быта и домашней утвари тех лет (+иллюстративный материал), о народном празднике «Капустница».
Сценарий осеннего праздника
Действующие лица:
Ведущий – взрослый.
Дети (одеты в русские народные костюмы): Хозяюшка,
Козёл, Морковка, Репка, Картошка, два Зелёных
горошка, 4 молодца Зелёных огурца, Кабачок, Лучок,
Редиска, Петрушка, Укроп, Помидоры. Чипполино.
Атрибуты: листья, капуста-корыто-тяпка, платочки для танца, музыкальные инструменты для оркестра.
Зал оформлен соответственно теме
праздника, часть центральной стены стилизована
под русскую избу, украшена ветками калины, рябины
и тополя.
Звучит русская народная музыка, дети с
листьями в руках заходят в зал и, обойдя
один круг (притопывая), встают в шахматном
порядке.
Ведущий:
Сегодня у нас праздник
И праздник не простой.
Мы с осенью прощаемся
Красивой, золотой.
Ребёнок:
Замолчал скрипач-кузнечик,
Скрылся где-то от дождей.
Всё быстрей приходит вечер
И светает всё поздней.
Иней в ветках серебрится,
Спят деревья и кусты.
Улетают к югу птицы,
Небеса стоят пусты.
Дети: /И.Мазнин/
1. Как, Осень, была ты красива!
Запомнился мне листопад,
Осенние гроздья рябины
Огнём ярко-красным горят.2. Прощаемся, Осень, с тобою,
Совсем уже зима.
Спасибо тебе за подарки,
За всё, что ты, Осень, дала.3. Мы праздник сегодня устроим,
Осенние песни споём.
Капусты нарубим, посолим,
Гостей в детский сад позовём!
Ведущий:
Здесь не место хмурым лицам.
Пусть в осенний этот день
Танцевать и веселится
Никому не будет лень! /Н.Б. Караваева/
Песня «Радовалась Осень» Автор Гольцова Е.Д.
(Дети проходят «змейкой», складывают листья и садятся)
Ведущий:
Очень танец ваш хорош,
Не хватает лишь галош.
Вы галоши надевайте,
Возле кочек поиграйте.
Проводится игра «Кто быстрее обежит кочку в галошах». (Детям раздают деревянные ложки и шапочки овощей)
В зал входит Хозяюшка
Хозяюшка:
Здравствуйте, ребята!
Осенняя пора щедра и богата.
Вот и сейчас осень послала к вам
Не ежа и заюшку,
А меня,– Хозяюшку!
Айда ко мне домой!
Будем петь и шутить,
Да капусту рубить.
Дети встают в круг друг за другом: мальчик-девочка.
Исполняется р.н. песня «А я по лугу». (Ложки в конце исполнения собрать, перестраиваются в полукруг)
Хозяюшка:
Приглашаю всех друзей к себе в огород,
А огород у меня, ох какой весёлый!
Дети встают на середину:
1. Хорошо на огороде
Поработать ясным днём!
Тёплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозём.2. Сладко пахнет спелой сливой
И картофельной ботвой,
Мёдом белого налива
У меня над головой.3. Всё поспело, всё созрело,
Щедрый будет урожай!
Здесь для всех найдётся дело,
Не ленись, да собирай!
(Все замыкают круг, образуя большой огород-хоровод)
Хозяюшка:
Сегодня в нашем хороводе
Всё, что растёт на огороде.
Дети поочерёдно называют себя и делают шаг вперёд:
– Морковка, Репка и Картошка,
– Два зелёненьких Горошка,
– Четыре молодца – зелёных Огурца,
– Силач пузатый – Кабачок,
– Его сосед – дружок Лучок,
– Свёкла с Редискою подружкой
– Укроп с красавицей Петрушкой,
– Важные синьоры – Знайки -Помидоры.
Хозяюшка:
Вроде все,… а где ж капуста?
Без неё в тарелке пусто!
Раз Капусты не видать,
Нам Капустник не начать!
Ну-ка, песню запоём,
Куму в гости позовём!
Песня «Капуста» Слова И. Мазнина, музыка Л.Компанейца.
Появляется Капуста
Хозяюшка: (подходит к Капусте)
А вот и сама Капуста-кума!
Что ж, кума, ты опоздала?
Капуста:
Я наряды примеряла.
У меня их сто одёжек,
Да и те все без застёжек.
Не могу я удержаться –
Люблю очень наряжаться
Не зря я, огородница,
Зовусь большою модницей! (демонстрирует свой наряд)
Хозяюшка:
Тебе, Кума, почёт и честь,
Но и других немало есть
Овощей разных: зелёных, желтых, красных.
Выходит Чипполино: гр.№5
Я весёлый Чиполлино,
Вырос я в Италии,
Там, где зреют апельсины
И лимоны, и маслины, киви и так далее.
У отца детишек куча, шумная семья:
Чиполлето, Чиполлуча, Чиполлото, Чиполлочьо...
И, конечно, я!
(К Чиполлино подходят дети-овощи, группа№5)
Прямо из Италии мы прилетели к вам.
Вот Помидор, Редисочка,
Лимон одет, как франт.
Фасолька, Тыква, Вишенка и Груша-музыкант!
Все раскланиваются, а Груша раздаёт детям музыкальные инструменты.
Груша или кто-то из детей:
На пароходе к вам приплыли,
Инструменты захватили.
Чтобы было весело,
Мы вам сыграем песенку.
Ведущий: В исполнении «итальянских» музыкантов прозвучит «Неаполитанская песенка» композитора П.И. Чайковского (В конце дети кланяются и садятся на места)
Ведущий:
Капустник наш – весёлый праздник.
Нам нынче весело с утра.
Мы знаем много игр и разных.
И вот сейчас у нас игра!
Но сначала отгадайте загадку:
« С этим дядькой шутки плохи», –
Говорят индюшки, утки.
Если дядька хмурит брови,
Зайцу страшно и корове. /Пугало/
Игра с пением «В огороде Пугало» (Сб-к «Колокольчик» №30, 2003г.)
Считалкой выбирается Пугало.
Примеры:
1. Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.
Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.2. Мальчик-с-пальчик нашёл стаканчик.
Стакан разбился, лимон покатился.
Стакан – лимон, выйди вон! И т.д.
Дети идут по кругу и поют:
В огороде Пугало, Пугало стоит.
Огурцы нам Пугало рвать с грядки не велит.
Мы тихонько подойдём и огурчиков нарвём…».
Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать, вас я буду догонять!
(Ребёнок в шапочке «Пугала» ловит детей, игра повторяется, но уже с новым пойманным водящим).
Выходит Хозяюшка:
Полно попусту шуметь,
Не пора ли песню спеть?
Песня с танцевальными движениями «Никанориха» (Сб-к «Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Авторы: С.И. Мерзлякова, Е.К. Комалькова)
Дети идут по кругу, припевая:
1. Никанориха гусей пасла, запустила в огород козла.
Никанориха ругается, а козёл-то улыбается.
расхаживает в центре круга и улыбается, потом танцует со всеми вместе.
Проигрыш – танцуют на мел р. н.песни «Подолянка»
1 движение: «ковырялочка» – 2р, – с правой и с левой ноги, руки на поясе;
притопы с поворотом вправо-влево.
2 движение: взявшись за руки, идут в круг и из круга, притоптывая.
2. А козёл капустку белую жуёт,
Бородой своей козлиною трясёт.
Проигрыш – танцуют.
Повторяют 1 куплет + танец и в конце поднимают руки вверх.
В конце исполнения кто-то из детей обращается к козлу:
3. – Ты нас, Козлик не бодай, лучше с нами поиграй!
Подвижная игра: «Шёл Козёл по лесу»
Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу
Искал себе принцессу, принцессу, принцессу – идут, останавливаются в круге
Давай, козёл попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – выполняют движения по тексту
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Козёл: У-уу! Забодаю! (Дети разбегаются).
Хозяюшка:
Ох и грозен ты, брат.
Напугал всех ребят!
Как тебя усмирить…
Может быть, покормить?
Капуста:
Любят детишки мои кочерыжки.
Пусть посмотрит огород,
Как Капуста листья вьёт.
Игра «Вейся, вейся, капуста моя!»
После игры Кума-Капуста встаёт рядом с Хозяюшкой
Козёл: Ме-е-е! А что делать мне?
Хозяюшка:
Скучать не придётся, и тебе дело найдётся:
Капусту рубить, чтоб в пирог положить.
Даёт Козлу деревянное корыто с тяпочкой.
Козёл начинает рубить капусту, могут помочь и
другие ребята
Капусту рубят в корыте и угощают всех.
Ведущая объясняет для чего нужно рубить капусту
– это начинка для пирогов.
Спрашивает детей, что ещё добавляют в начинку и
для чего.