ФГОС ставит перед школой задачи по организации различных форм внеурочной деятельности с учащимися. Включаться в планирование внеурочной деятельности должна и библиотека школы. Библиотеки, занимающиеся краеведением, существовали с давних пор.
Я работаю педагогом-библиотекарем начальной школы. Миссию своей библиотеки я представляю как преемственность культурных знаний. Основным способом этой передачи, безусловно, является чтение. Следовательно, основная миссия культурного учреждения – привитие любви к чтению и раскрытие его познавательных и эмоциональных возможностей.
Размышляя над планом своей работы, я решила включить в нее пешеходную экскурсионную деятельность с третьими классами; поставить задачи знакомства с культурно-историческими и природными объектами нашего микрорайона: какие деревья растут около школы и как они влияют на нашу жизнь; что мы знаем об улицах, по которым мы ходим, какие памятники и памятные доски мы встречаем по дороге в школу; знаем ли мы о том, что же здесь было раньше. И еще мы знакомимся с природными заповедными местами, расположенными в нашем округе. В конце третьего класса мы едем в центр города, и я веду свою экскурсионную группу по одной из древних улиц – Варварке и рассказываю о становлении нашего города. Мои экскурсанты обладают небольшим жизненным опытом (им по 8-9 лет), а также имеют учебные знания согласно своему возрасту. Поэтому годовое планирование внеурочной деятельности я разделила на блоки: первая половина осени и вторая половина весны – экскурсионно-краеведческая деятельность. В холодное время года – работа в читальном зале библиотеки по подготовке к конкурсам чтецов и литературным постановкам для библиотечных праздников. <Приложение 1>
Школьные библиотеки Москвы обеспечены разнообразной литературой о достопримечательностях нашего города. Многие из этих книг трудны для понимания моими экскурсантами. Но я ставлю своей целью не изучение всего книжного материала, а привитие интереса к познавательной деятельности и подготовку учащихся к восприятию таких учебных предметов, как окружающий мир, биология, история. Еще одна задача данного курса – формирование привычки к проведению культурно-познавательного досуга. Обзорные экскурсии для учащихся третьих классов являются лишь начальным этапом в освоении культурного наследия и осмысления истории нашего города. Книги, которыми можно воспользоваться для углубления полученных знаний, безусловно, рекламируются библиотекой. И ее фонд по данной теме целенаправленно пополняется.
Общие принципы экскурсионной работы
Прежде всего, это безопасность учащихся на пешеходной экскурсии. Правила поведения и необходимость их выполнения обязательно озвучиваются. При необходимости передвижения на транспорте оговаривается маршрут. Дети знают, что закон группы гласит: все изменения движения на маршруте совершаем все вместе.
Классный руководитель, администрация школы и родители владеют информацией о движении группы.
Экскурсия не является прогулкой по
достопримечательным местам. Чтобы этот принцип
выполнялся, лучше всего поставить
познавательную задачу перед учениками до
проведения мероприятия. Я ввожу в группе
традицию: сначала слушаем, а потом отвечаем на
вопросы по данной теме. А после завершения
экскурсии каждый участник рассказывает, что
нового он узнал.
Пример. После экскурсии по Варварке свой
ответ на вопрос, что нового ты узнала, одна
ученица сформулировала так: «Я узнала, что
когда-то Москва была маленькой». Это личное
открытие данного ребенка. Педагог-экскурсовод
выполнил свою задачу.
Экскурсия – это не лекция. Научная информация должна быть дозирована (выбираем самое необходимое для раскрытия темы). Рассказ похож на увлекательную историю, переходящую в беседу в рамках учебного или житейского опыта экскурсантов.
Пример. При проведении экскурсии «Улицы, по которым мы ходим» (часть 2) останавливаемся возле Храма Прп. Серафима Саровского. Художественный рассказ историй из жизни святого поможет создать у слушателей представление о нем. Наглядный материал (подробнее о нем в разделе «Портфель экскурсовода») – увидеть, как он выглядел. А вопрос о том, что такое монастырь и кто такие монахи, даст возможность высказаться слушателям. Затем можно подойти к храмовой иконе, и дети, увидев знакомые сцены из жития Серафима, сами «отдадут» информацию, пояснив, какой эпизод из жизни святого демонстрирует каждое изображение.
Учитываем, что в группе дети начальной школы и что все они разного уровня развития. Весь экскурсионный материал делится на небольшие по объему темы. Достаточно часто меняются формы работы. При этом информация подается разными путями: воспринимается на слух (от экскурсовода или другого участника путешествия), проговаривается (хотя бы частично) каждым учеником, изучается визуально: на местности и с помощью вспомогательного заранее подготовленного наглядного материала. При дальних экскурсиях используется деление на команды и соревнование между ними. Команды могут получать разные вопросы, тогда у каждой их них есть возможность заработать балл с помощью правильного ответа. Если же вопрос формулируется один для всех команд, то получит балл та команда, которая быстрее других даст правильный ответ.
Пример. Перед завершением путешествия по улице Варварке, после небольшого отдыха, все команды получают одинаковые распечатки с фотографиями тех достопримечательностей, которые были изучены во время экскурсии, и по очереди отвечают на вопросы, например: «На какой иллюстрации изображен «Английский двор». В случае неправильного ответа или его отсутствия возможность ответа переходит к другой команде. <Приложение 2>
Экскурсовод владеет материалом по теме. «Экскурсионный портфель» подготовлен. Подробно описаны качества хорошего экскурсовода и раскрыты методические приемы проведения экскурсии в книге В.Ф.Козлова и А.В.Святославского «Москва в экскурсиях». [5]
Подготовка экскурсии
Продумывается маршрут движения, план экскурсии (объекты, остановки, переходы). Целенаправленность экскурсии должна быть определена. Лучше всего вместе с экскурсантами сформулировать ответ на вопрос: «Зачем мы туда идем?» Как учат нас специалисты по экскурсоведению: «Целенаправленность экскурсии обеспечивается наличием темы, подтем, целей и задач». [5] На саму экскурсию лучше отвести 30-45 минут. В исключительном случае, когда местность диктует более продолжительный маршрут, необходимо продумать место и время для остановки, отдыха и подкрепления сил. Пешеходные переходы от остановки к остановке не должны быть продолжительными. Беседы во время остановок не стоит затягивать. Если информации оказывается много, то стоит рассмотреть вопрос о ее сокращении или делении на части. Что-то можно рассказать до объекта, что-то во время его осмотра. Третью заключительную часть, содержащую активное участие экскурсантов, уместно провести во время еще одной остановки группы.
Пример. Жизнь святого Серафима Саровского я описываю до подхода к храму. Когда рассматриваем церковь, кратко, с иллюстрациями рассказываю историю храмовых построек на этом месте. А на следующей остановке раздаю карточки с высказываниями Преподобного Серафима и прошу объяснить их смысл и значение для жизни человека.
Весь теоретический материал, изученный экскурсоводом, следует сложить в отдельную папку подготовки экскурсии. Со временем маршрут и выбор эпизодов для рассказа может меняться, и тогда ваши «запасы» понадобятся. К тому же к нему стоит обратиться в случае необходимости более глубокого освещения какой-то темы. Например, отдельного доклада. Ваша папка – информационное хранилище. Она может быть и в электронном виде.
Родители обязательно информируются о времени и цели экскурсии. При дальних экскурсиях я акцентирую внимание на одежде, способах передвижения и обеспечении сухим пайком учащихся. В конце учебного года на родительских собраниях вторых классов я рассказываю о будущих маршрутах группы третьеклассников, чтобы можно было обсудить в семье и сделать выбор внеурочной программы.
Портфель экскурсовода. Это то, что надо взять с собой.
Мои советы по содержанию «Портфеля экскурсовода»:
Во-первых, я обязательно составляю для себя краткие опорные (небольшие) карточки по маршруту. Они пронумерованы. На каждой карточке – тема остановки. На них могут быть записаны важные детали, цитаты, схема рассказа (если данный тематический фрагмент не является простым). Не забудьте, что на местности экскурсовода отвлекают внешние факторы и… собственные экскурсанты совершенно неожиданными темами!
Во-вторых, беру иллюстративный материал: на листах А4 распечатаны фотографии, чаще всего с подписями. Каждый лист используется на определенном экскурсионном участке. Поскольку работать приходится на местности, то эти листы лучше всего заламинировать или положить в прозрачные жесткие файлы. Листы не являются индивидуальным раздаточным материалом, а предназначены для осмотра небольшой командой учеников (лучший вариант 4 человека).
В-третьих, баллы за правильные ответы (возможно, в виде конфет, которые подсчитываются и съедаются только при завершении программы).
В-четвертых, фотоаппарат, поскольку в конце экскурсии подводится только промежуточный итог. Фотографии понадобятся для презентации, настенной газеты или создания итоговой брошюры.
В-пятых, я беру с собой красный флажок с гербом Москвы. Он помогает группе двигаться по маршруту.
В-шестых, в каких-то путешествиях используются опросные карточки или раздаточные карточки с небольшой информацией для обсуждений (тогда рационально взять с собой жесткие папки и карандаши, чтобы удобно было отвечать). Очень важные даты (год основания Москвы, например) или неизвестные ранее и сложные термины (например, фитонциды) оформляются крупным шрифтом на картонном листе для визуального восприятия. Обращение к разным видам памяти помогает лучшему освоению экскурсионного материала.
Пример. Стоя на высоком берегу реки Москвы в Солдатенковском парке (часть Москворецкого) я сначала рассказываю, какой путь проделывает вода, протекающая мимо нас. А затем прошу дополнить схему, движения воды из реки Москвы. Экскурсанты справляются отлично, слушают, пишут и видят то, что у них получилось.
Проведение экскурсии
Важные моменты проведения экскурсии я оговорила в разделе «Основные принципы экскурсионной работы». Добавлю лишь, что одна и та же тема может на практике отличаться для различных групп учащихся. Поэтому, как и на уроке, продвигаемся в зависимости от степени развития учеников, стараясь оставить яркие впечатления. Не забываем, что большой поток информации и огромное количество достопримечательностей приводит к утомлению детей.
Общим принципом обзорных экскурсий является географический принцип. Стержнем каждой отдельной темы является логическое повествование.
Некоторые экскурсии я начинаю в читальном зале с предварительного разговора.
Примеры. Экскурсия «Улицы, по которым мы ходим» (часть 1) начинается с разбора фрагмента карты Москвы в Интернете. В распечатанном виде тот же фрагмент уже на раздаточных листах будет взят с собой для прохождения маршрута.
Экскурсия «Древняя улица Варварка» начинается с рассказа о зарождении и роста города Москвы. И только после этого мы отправляемся в путь.
После проведения экскурсии все материалы возвращаются в свои папки.
Безусловно, при неподходящих погодных условиях экскурсия переносится.
О книгах
Некоторые библиотечные книги, которые могут продолжить экскурсионную тему, я демонстрирую до и после экскурсий, объясняя, о чем можно прочесть в данном издании; какую информацию для нашей темы предоставляет данный справочник. Демонстрируя источники, я показываю путь будущей самостоятельной деятельности. На этом пути есть одно зыбкое место – надежность источника (книжного или электронного). Чтобы избежать ошибок, нужно проверять информацию по другим источникам или обращаться к специалистам – историкам, экскурсоводам, которые работают с первоисточниками. Для изучения истории Москвы нужно пользоваться услугами профессионалов.
Например, я считаю компетентными экскурсоводов и историков Клуба пешеходных экскурсий «Я шагаю по Москве». Помимо сайта у компании есть группа в Контакте. Демонстрация возможности ресурсов Интернета в образовательных целях – тоже является нашей познавательной задачей.
Издательский дом «Фома» выпускает книжную серию «Настя и Никита». Издания этой серии удачно применяются в сочетании с экскурсионными выходами. Они подходят как для хорошо читающих детей 3-4 класса, так и для самостоятельной работы в 5 классе. «Арбат» Хельги Патаки, «Кольца Москвы» и «Бульварное кольцо» Ларисы Скрыпник, «О чем молчат башни Кремля?» Наталии и Василия Волковых открывают просторы для продолжения исторических путешествий в читальном зале, дома или по улицам и площадям города. Периодически во время экскурсии я ссылаюсь на источники, которые использовала при подготовке. В библиотеке книги, помогающие больше узнать о нашем городе, размещены на выставочном стеллаже «Москва, как много в этом звуке…»
Подведение итогов
Для закрепления полученной информации надо к ней еще раз вернуться, используя другую форму работы.
Возможные формы работы:
– проведение беседы с демонстрацией
презентации с фотографиями. В процессе беседы
педагог озвучивает учащимся вопросы по теме,
которые сформулировали экскурсанты в конце
своего путешествия. Замечу, что правильные
ответы не всегда могут вспомнить все
учащиеся.
– создание газеты, через которую учащиеся
делятся своими впечатлениями с другими ученикам.
Газета не обязательно должна быть настенной.
Можно использовать форму информационной тумбы.
– создание брошюры (печатной или рукописной). Для
описания впечатлений хорошо подойдет форма
синквейнов. И обязательно с фотографиями или
рисунками для возрождения ощущений от прожитых
впечатлений.
Таким образом, грамотно выстраивая цепочку: цель – задача – мероприятие – результат, мы получаем действенный механизм с системно-деятельностным подходом и гармоничной реализацией познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД.
Список книг, которые можно использовать при подготовке экскурсии
- Александрова Л.А. Москва стародавняя/ Худож.Л.Александрова. – М.: ОАО «Московские учебники и картография», 2010. – 104с.:ил.
- Дудина Т.А., Никитина Т.Н. Каменное узорочье Москвы: Храмы и монастыри Москвы в рисунках художника Н.Я.Тамонькина. – М. – АНО «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2006. – 264с.: ил.
- Кац Э.Э. Улица. Учебное пособие ля учащихся начальной школы. – М.: Центр инноваций в педагогике, ИЗДАТЦЕНТР, 1996.
- Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым Московским окраинам: Экскурсии. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008. – 240с.: ил.
- Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях: Книга для учителей, учащихся, родителей. – М.:АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2003. – 256 с.:ил.
- Козлов В.Ф., Святославский А.В. «По Москве пешком»: Путеводитель. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Москвовские учебники», 2007. – 320с.: ил.
- Короткова М.В. повседневная жизнь старой Москвы.XVI – XIX вв. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Москвовские учебники», 2008. – 240с.: ил.
- Куракин Ю.Н. Древние московские монастыри. Введение в историю Отечества. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 1999. – 54с.
- Москва многонациональная: Сборник/ Сост.В.Ф.Козлов. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006. – 256с.
- Муравьев В.Б. История Москвы в пословицах и поговорках. – М.: Издательский центр «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2003. – 288с. : ил.
- Романюк С.К. Москва. Китай-город: Путеводитель. – М.:АНО ИЦ «Мосвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007. – 320с.: ил. – (Новый московский путеводитель)
- Романюк С.К. Москва. Вокруг Кремля и Китай-города: Путеводитель. – М.:АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008. – 368с.: ил. –(Новый московский путеводитель)
- Романюк С.К. Кремль и Красная площадь: Путеводитель. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004. – 384с.: ил. – (Новый московский путеводитель)
- Филякова Е.Г. Московские храмы: тайны имен. – М.:ОАО «Московские учебники и Картография», 2008. – 80с.: ил – (Московский благовест)
- Филякова Е.Г. Земли московской святые заступники/ Е.Г.Филякова, В.Е.Меньшов. – М. :ОАО «Московские учебники и Картография», 2008. – 80с.: ил – (Московский благовест)
- ЯхнинЛ.Л. Кремль-град. История Московского Кремля для детей. – М. – ОАО «Московские учебники и картография», 2007. – 72с.: ил.