Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми с ФФНР в подготовительной группе. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [З]"

Разделы: Логопедия


Цель занятия:

  • автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, скороговорках;
  • закрепление правильного, отчётливого произношения свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях;
    • упражнение в употреблении слов со звуком в свободной речи.
  • Развивающие:
    • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
    • развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционные:
    • развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания (сильного выдоха);
    • развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
    • формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;
    • совершенствование фонематического восприятия и слуха;
    • обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;
    • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные.
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
    • воспитание интереса к играм со звуками и словами;
    • развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Дети, давайте вспомним песенки-звуки, которые вы хорошо знаете: С-С-С – песня холодного ветерка, З-З-З – песня комара.
– Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

2. Игра «Звуки С-З»

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)
– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З . Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

3. Упражнение «Слушай внимательно»

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

4. Физкультминутка

Ветер осенний щёки надул (Дети надувают щёки)
И на деревья сильно подул. (Делают сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали. (Качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали (Приседают на корточки, ладони кладут на пол)
Медведи в берлогах скоро уснут (Кладут руки под щёку)
Снежинки кружась легко упадут (Поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

5. Отгадай загадки

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи. (Собака)

– Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц)

(Выставляю картинки: собаки и зайца).

– Какой первый звук в отгадках?
– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

6. Артикуляционная разминка

– Произнести на одном дыхании.

Вдох – СА-СО-СУ-СЫ – выдох.
Вдох – ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ – выдох.

7. Игра « Скажи наоборот» (с мячом)

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

8. Игра «Назови лишний слог»

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за
Со-со-со-со-зо
Су-су-су-су-зу
Зы-зы-зы-зы-сы
Зи-зи-зи-зи-си
Зу-зу-зу-зу-су

9. Пальчиковая гимнастика “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

10. Игра «Закончи слово нужным слогом»:

СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча...
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом -зы?

11. « Четвёртый лишний» (по наличию звуков «С» и «З»):

санки, забор, сова, сок;
– роза, коза, ваза, нос;
самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

12. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк...

13. Игра «Найди свой домик»

Помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик. Дети расставляют картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

14. Игра «Измени фразу по образцу»

– Следи за произношением звуков [с] и [з].

Образец:

Я катаю Соню на санках.
Ты … катаешь Соню на санках.
Он…катает Соню на санках.
Она… катает Соню на санках.
Мы … катаем Соню на санках.
Вы … катаете Соню на санках.
Они… катают Соню на санках.

15. Выучить скороговорки:

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.
– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

16. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие?
– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что было самым трудным?