Пояснительная записка
Особенности речевого развития школьников с
особыми нуждами и обусловленные ими затруднения
в восприятии определяют необходимость выделения
при изучении грамматических тем специальных направлений
в работе по уточнению, а в отдельных случаях
и формированию в практическом плане речевых
навыков и умений.
Для учащихся, не владеющих в нужной степени
системными отношениями языка, теми лексическими
и грамматическими обобщениями, которые лежат в
основе нормальной речевой деятельности, очень
важно при переходе к изучению систематического
курса грамматики, и прежде всего — морфологии, осуществлять
корреляцию теоретических знаний с практическими
умениями и навыками. Именно при изучении
разделов морфологии создаются условия для
коррекции тех отклонений в речевом развитии,
которые имеют учащиеся рассмотриваемых нами
категорий, условия для овладения грамматически
правильной речью. Изучение слова в единстве
его лексических и грамматических значений является
основой, с одной стороны, для
словарно-семантической работы, для коррекции,
уточнения, обогащения словаря учащихся, с другой
— для работы над словом как строительным
материалом словосочетаний и предложений, для
уточнения, упорядочения и коррекции
продуцируемых учащимися синтаксических
структур.
При разработке для указанных выше категорий учащихся систем упражнений, имеющих коррекционную направленность, программа ориентирована на ряд принципиальных положений. Среди неуспевающих школьников общеобразовательных школ встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и церебрастеническими состояниями, а также дети с задержкой развития психических процессов, моторной алалией. Опыт работы с такими детьми показал, что основой нарушений у них является контроль за протеканием психической деятельности: страдает контроль и программирование произвольной психической деятельности, снижение контроля на фоне утомляемости.
Специфическими являются ошибки языкового анализа и синтеза на уровне буквы, слова, слога, орфографических ошибок, ошибок на написание графически схожих букв, и упрощение программы воспроизведения. Отмечается большое количество ошибок на смешение согласных, что типично для трудностей переработки слуховой информации. Дети заменяют звонкие согласные глухими, как и глухие звонкими. У таких детей явно проявляется наличие как левополушарных, так и правополушарных гностических трудностей, что свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия вследствие снижения стабилизации и активности энергетического потенциала организма (функций I структурно-функционального блока головного мозга). Нарушение внимания и памяти является первично нарушенной функцией при ЗПР, на фоне церебрастении внимание и память нарушены вследствие снижения работоспособности из-за утомляемости.
Клиническая характеристика состояния речевого развития обучающегося с задержками развития психических функций позволила определить специфику коррекционной работы по преодолению задержки в развитии функции речи.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является основанием для определения ребёнка на индивидуальное обучение и носит для родителей рекомендательный характер, а для образовательной организации – обязательный к исполнению (статья 60, пункт10.13.ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).
Индивидуальное обучение по медицинским показаниям осуществляется в течение 1 года, по истечении которого проводится повторное освидетельствование на врачебной комиссии.
В реализации инклюзивной практики образовательный процесс осуществляется в строгом соответствии с рекомендациями врачебной комиссии. Обучение ведется по индивидуально-ориентированной программе, разработанной педагогами образовательного учреждения в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения (психолога, логопеда, социального педагога и других) с учетом уровня развития, состояния здоровья, структуры дефекта, его актуальных и компенсаторных возможностей.
Цели: формирование лингвистических и психологических предпосылок к усвоению общеобразовательной программы.
В соответствии с выявленными особенностями речевого и психического развития обучающегося поставлены
Основные задачи по преодолению нарушений речевых процессов и формированию произвольной психической деятельности:
- Коррекция устной речи
- Формирование серийной организации движений
- Формирование функций контроля и программирования произвольной психической деятельности
- Формирование и интериоризация навыков фонематического анализа и синтеза, развитие лексико-грамматического строя в процессе выработки алгоритмов, вооружающих обучающегося способами действий и средствами контроля
Режим занятий: занятия проводятся в условиях логопункта два раза в неделю в утренние часы в течение 20 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 в части требований к организации режима индивидуальных занятий.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема и содержание коррекционной работы |
Грамматические и лексические темы |
Развитие неречевых процессов |
1 ЭТАП – диагностический |
|||
1 | Сбор анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, речевой моторики, особенностей динамической стороны речи, воспроизведения слоговой структуры слов, состояние фонематического восприятия, исследование экспрессивной речи, состояния связной речи, графо-моторных функций. Логопедическое заключение. | ||
2 | |||
3 | |||
2 ЭТАП – подготовительный |
|||
4 | Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию мыслительных процессов – анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Мероприятия по развитию мелкой моторики (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений). Часть заданий и упражнений направляются на снятие логоневроза, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям. | ||
5 | |||
6 | |||
7-8 | Звукобуквенный анализ и синтез. «У кого хороший слух?», «Где спрятался звук?», «Допиши букву». | Звуки и буквы. Ранняя осень. Деревья. Грибы. Игра «Лови – назови». | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». |
9-10 | Работа над слоговым составом слова. | Перелётные птицы. Игры «День рождения», «Кто первый» | Отработка понятий «правый», «левый». Упражнение «Разноцветные точки» |
3 ЭТАП – коррекционный |
|||
11-12 | Выделение гласных 2 ряда из слов | Буквы Я,Е,Ё,Ю | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» |
13-14 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному
изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» |
15-16 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. «Семья». «Дом». Игра «Лото» | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» |
17-18 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в предложениях | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Что это?» |
19-20 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. А – Я в предложениях | Гласные звуки и буквы | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания |
21-22 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Животные
наших лесов. Домашние животные Игры «Человек и животные», «Мозаика» |
Усиление концентрации слухового внимания |
23-24 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в предложениях. | Гласные звуки и буквы. «Моя любимая игрушка» | Упражнения на тренировку переключения внимания |
25-26 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Хищные и травоядные животные. Игры «Зоопарк», «Угадай, что мы задумали» | Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания |
27-28 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в предложениях | Звуки и буквы | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов |
29-30 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Э - Е в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Зима, зимующие птицы. Игра «Времена года» |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» |
31-32 | Понятие слога. Деление слов на слоги. | Слоговой состав слова. Почта. Профессии | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоциональная окраска» |
33-34 | Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Слоговой состав слова | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала» |
35-36 | Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных | Согласные звуки и буквы. | Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
37-39 | Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных. | Согласные звуки. Игра «Красное – синее», «Найди картинке её домик» | Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» |
40-41 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Игры «Полслова за вами», «Цепочка», «Потерянный слог», «Найди ошибку» | Согласные звуки и буквы | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.. упражнение «Нелогичные, парные ассоциации слов» |
42-43 | Разделительный мягкий знак. Игры «Будь внимателен», «Наоборот» | Буква «Ь» Строительство. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек» |
44-45 | Звукобуквенный анализ слов | Количество букв равно количеству
звуков Рыбы. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование умения устанавливать связь между понятиями» |
46-47 | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | Е, Ё, Ю, Я | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование способности оперировать смыслом» |
48-51 | Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство | Звонкие и глухие согласные Игра «Глухой – звонкий» | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову) |
52 | Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство | Звонкие и глухие согласные Игра «Глухой – звонкий» | Формирование приемов учебной
деятельности. Формирование умения принять учебную задачу. |
53-54 | Мягкие варианты В-Ф в слогах, слова, предложениях | Парные звонкие и глухие согласные | Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» |
55-56 | Дифференциация Б-П в слогах, словах. Игра «Поймай звук в слове» | Парные звонкие и глухие согласнее. Сказки | Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» |
57-58 | Мягкие варианты Б-П в слогах и словах | Парные звонкие и глухие согласные. Учебные принадлежности, игра «Будь внимателен» | Формирование приёмов самоконтроля, игра «Сделай так же» |
59-60 | Дифференциация Г- К в слогах, словах | Парные звонкие и глухие согласные | Развитие произвольности, игра «Хитрые картинки» |
61-62 | Мягкие варианты Г-К в слогах, словах | Парные звонкие и глухие согласные | Развитие произвольности, игра «Кто сегодня именинник» |
IV ЭТАП – оценочный |
|||
63-66 | Оценка результативности коррекционной работы, оценка динамики речевых и психических процессов, количественный и качественный анализ ошибок |
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающегося с общим недоразвитием речи I уровня, обусловленным замедленным развитием психических процессов строится в четыре этапа:
I ЭТАП – работа по развитию механизмов
звуко-зрительного и слухо-произносительного
анализа звуков речи, формированию моторного
компонента речи и серийной организации речи,
созданию артикуляционно-акустического образа
гласных и согласных звуков и формированию
фонематического слуха.
II ЭТАП – работа по формированию и
интериоризации умственных операций сложных форм
фонематического анализа слова.
III ЭТАП – формирование и инреиоризация
навыков сравнительной дифференциации слов в
процессе работы над лексическим и
грамматическим оформлением речи.
IV ЭТАП – формирование и интериоризация
навыков анализа предложения.
Содержание работы I этапа
- Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений. Коррекционная работа включает графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды и переключения движений руки. Все упражнения выполняются на строке в соответствии с определённым ритмом. Ритм задаётся:
- Речевым сопровождением
- Копированием образца. Постепенно от трёхтактных орнаментов доходим до шести. В дальнейшем отрабатывается написание графически сходных букв.
- Подготовительная работа по формированию фонематического восприятия: уточняется артикуляция гласных звуков, формируется понятие звукового ряда на примере гласных звуков. Работа строится по специально отработанным алгоритмам, ранее ребёнок усвоил определённый способ действия и вооружён средством контроля. Контроль проводится с помощью карточек, фишек, схем слов, интонационного произнесения выделяемых звуков.
- Коррекция звукопроизношения.
Содержание работы II этапа
Формирование и интериоризация умственных операций наиболее сложных форм фонематического анализа слова.
Алгоритм работы:
- Определение количества звуков в слове;
- Определение последовательности звуков в слове;
- Определение места каждого звука в слове.
- На протяжении всей работы этого этапа
постепенно вырабатывается алгоритм способа
действия и средств контроля фонематического
анализа слова:
- Произнеси слово, голосом выделяя каждый звук;
- Пока произносишь, подкладывай фишку под каждый звук;
- Ещё раз произнеси слово, определяя место каждого звука в слове и подбирая к ним «артикуляционно-акустический портрет» - карточки, фишки;
- Проверь, всем ли фишкам достались портреты;
- Произнеси слово по «артикуляционным портретам» и проверь, правильно ли оно звучит;
- Исправь ошибки.
- После того, как логопед убедился, что у ребёнка автоматизировался навык контроля, карточки-фишки с «артикуляционными портретами» звуков убираются, а затем убираются и сами фишки: ребёнок сам проводит анализ в умственном плане.
Содержание работы III этапа
Формирование и интериоризация навыков
сравнительной дифференциации слов.
Сравнительная дифференциация возможна только
при сформированных навыках фонематического
анализа. Работа строится на основе
смыслоразличительной функции слова.
Алгоритм работы:
- Выделить из текста, стихов слова-паронимы;
- Выделить смешиваемые согласные из пары слов. Вначале отрабатываются пары слов, в которых одно из слов не имеет лексического значения: санки-шанки, дятел-гятел и т.д., что позволяет увидеть асематичность слов и изменения, происходящие в слове за счёт замены одного звука на другой;
- Выделить смешиваемые звуки из пары слов, в которых оба слова имеют своё значение: стог-стон, колко-корка;
- Найти в тексте слова с ошибками, выделить смешиваемые звуки и исправить их.
- Расширение активного словаря и расширение семантического поля слов.
Алгоритм работы по развитию грамматического оформления фразы:
- Расширение функций словообразования (вначале отрабатываются и закрепляются наиболее продуктивные словообразовательные модели, затем – менее продуктивные, а далее – непродуктивные);
- Развитие функций словоизменения (вначале формируются наиболее простые по семантике формы, затем – более сложные).
Методы, используемые при формировании способа действия в плане анализа структуры фразы:
- Метод составления нескольких фраз путём перестановки ряда слов или картинок, на которых изображены отдельно предметы, действия, объекты. После составления фразы из картинок ребёнок должен выбрать соответствующие окончания для каждого слова внутри неё.
- Метод разбора фраз по частям путём самостоятельной постановки вопросов к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения.
Средства контроля: внешние опоры – карточки, схемы с вопросами, словами, вопросы логопеда или учащегося по картинке.
Содержание работы IV этапа
Формирование и интериоризация навыков анализа предложения.
- Алгоритм фонематического анализа предложения:
- Прослушать предложение;
- Построить линейную схему предложения;
- Определить количество слов в предложении;
- Определить последовательность слов в предложении;
- Определить количество и последовательность звуков в первом слове (построив графическую схему слова);
- Определить место каждого звука в этом слове;
- Изобразить схему звукового анализа рабочего слова;
- Соотнести каждый звук с соответствующей ей буквой;
- Проверить соответствие количества и последовательности букв в словах;
- Прочитать предложение по схеме и соотнести с первоначальным вариантом;
- Проверить соответствие графических схем написанному;
- Далее – по каждому следующему слову в той же последовательности.
Задачи по развитию психических функций и психокоррекции
- Создание условий для активизации психической деятельности и снижения утомляемости;
- Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма, формирование процесса произвольной саморегуляции;
- Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой).
Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом работы с моторной алалией в условиях общеобразовтельного учебного учреждении будет максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.
Предлагаемая система работы по коррекции и интериоризации фонематических, речевых, лексико-грамматических процессов, а также формированию и коррекции психических функций и на базе деятельности развивающих функций программирования, самоконтроля и контроля устной речи посредством отработки различных алгоритмов постепенного овладения способами действия языкового анализа, а также средствами контроля этих действий.
Такая форма работы создаёт предпосылки для
успешного преодоления множества ошибок
фонематического, графического и
орфографического характера.
При помощи специфических алгоритмов обучающийся
вооружается способом действия по
структурно-грамматическому анализу речевых
единиц. Сформированные функции контроля и
программирования в учебной и произвольной
психической деятельности дают возможность
обучающемуся успешно справляться с
регуляторными трудностями.
Важным условием в коррекционно-педагогической реабилитации обучающегося является проведение специального комплекса медикаментозной терапии, направленного на устранение первичного дефекта. Без врачебной помощи успех любых педагогических мероприятий малодостоверен.
При выполнении всех условий можно прогнозировать активизацию высших психических функций, развитие речевой памяти, внимания к языковым явления, устранение фонематических трудностей, улучшение навыков чтения, графо-моторных функций, укрепление соматического и неврологического статуса.
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций речи в процессе лечения.
Список литературы
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах вспомогательной школы», М.,1991;
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., «Как преодолеть трудности в обучении детей», М.,1998;
- Лайло В.В. «Изучение алфавита и развитие восприятия», М., 2000;
- Лайло В.В. «Развитие памяти и повышение грамотности», М., 2001;
- Лайло В.В. «Повышение грамотности и развитие мышления», М., 2001.
- Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова, Методические рекомендации для практикующих логопедов всех профилей. стр.77, «Астрель», 2005г.
- Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении, стр.74.