Функциональные зависимости на уроках алгебры и физики в 8-м классе

Разделы: Математика, Физика


Бинарный урок

Тип урока: урок-соревнование.

Технология: работа в группах.

Дидактическое сопровождение: раздаточный материал (приложения), приборы для лабораторной работы, презентация.

Цель урока: формирование умения применять полученные знания при решении типовых и нестандартных задач.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить, обобщить и применить знания о прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении качественных, экспериментальных и расчетных задач по физике в рамках темы «Закон Ома для участка цепи».
  • Развивающие:
    • развивать умение самостоятельно анализировать свою работу, аргументированно и грамотно высказывать свою точку зрения, используя терминологию.
    • развивать познавательную активность, творческие способности, умение работать в группах.
    • способствовать пониманию единства физико-математических знаний.
  • Воспитательные:
    • воспитание организованности, внимательности и положительного отношения к учебе.
    • формирование уверенности в своих знаниях.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Слайд 2) «Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира». 

Н.И. Лобаческий

Учащимся выдаются рабочие листы по группам (Приложение 1).

2. Актуализация опорных знаний (Презентация)

1.1. Математическая часть: теория (Слайд 3)

Дайте определение функции.
Назовите каждую из этих функций:     
Укажите область определения каждой функции

1.2. Решение задач по группам (Слайды 4, 6, 8). Распределите данные функции по трем типам

Ответы заносятся в рабочие листы.  

Проверка осуществляется фронтально, с пояснениями выступающих от групп (Слайды 5, 7, 9).

Оценивание ответов по группам осуществляется  в баллах за каждый вид задания. (Приложение 2).

3. Итог – постановка проблемы: Сравнение коэффициентов  пропорциональности (Слайд 10).

3.1.Физическая часть: представление закона в графическом виде (Слайд 10).
Какой физический закон представлен на графике?

3.2. Устный ответ от группы по плану: название закона, его формулировка,  связь с элементарными математическими функциями.

3.3. Практическая часть:  (Слайд 11).

3.4. Сравните сопротивления проводников. Решите задачу разными способами.

Учащиеся по группам  выбирают способ решения задачи: теоретический или практический (Слайды 12, 13)

«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший способ к изысканию правды»

М.В.Ломоносов

Решение записывают в рабочий лист группы. Представляют способ решения и результат выступающие от групп. Учащиеся получают задание решить задачу вторым способом и сравнить результаты (Слайд 14), заполнить таблицу, начертить график, рассчитать сопротивление  проводников. Итог-проблема:  (Слайды 10,11).

При кажущейся аналогии результаты не совпадают.

Почему k1 > k2, а R1 < R2?

Ваши предположения?

3.5. Решение проблемы. Работа с формулами: закон Ома и элементарными математическими функцией. Сделать вывод: что является коэффициентом пропорциональности в законе Ома.

3.6. Закрепление.  Решение задачи (Слайд 15). Сравните напряжения на концах проводников.

4. Подведение итогов урока

Учащиеся сдают рабочие листы, учителя подсчитывают общую сумму баллов и выставляют отметки группам. Награждают призеров.
Рефлексия. Учащиеся строят Диаграмму самооценки умений по теме «Функции». (Приложение 3)
На каком предмете эти знания и умения используются?

  • Распознавать линейную функцию и функцию обратной пропорциональности по формулам и графикам
  • Строить графики функций по точкам
  • Схематически изображать графики функций
  • Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональности
  • Формулировать и аргументировать свое мнение
  • Выражать свои мысли с грамотным употреблением терминов
  • Уметь анализировать графики
  • Знать физические законы

(Приложение 4)

Учащиеся анализируют полученные диаграммы, делают вывод о взаимосвязи физики и математики, производят рефлексию собственных знаний.