Бинарный урок
Тип урока: урок-соревнование.
Технология: работа в группах.
Дидактическое сопровождение: раздаточный материал (приложения), приборы для лабораторной работы, презентация.
Цель урока: формирование умения применять полученные знания при решении типовых и нестандартных задач.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить, обобщить и применить знания о прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении качественных, экспериментальных и расчетных задач по физике в рамках темы «Закон Ома для участка цепи».
- Развивающие:
- развивать умение самостоятельно анализировать свою работу, аргументированно и грамотно высказывать свою точку зрения, используя терминологию.
- развивать познавательную активность, творческие способности, умение работать в группах.
- способствовать пониманию единства физико-математических знаний.
- Воспитательные:
- воспитание организованности, внимательности и положительного отношения к учебе.
- формирование уверенности в своих знаниях.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Слайд 2) «Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
Н.И. Лобаческий
Учащимся выдаются рабочие листы по группам (Приложение 1).
2. Актуализация опорных знаний (Презентация)
1.1. Математическая часть: теория (Слайд 3)
Дайте определение функции.
Назовите каждую из этих функций:
Укажите область определения каждой функции
1.2. Решение задач по группам (Слайды 4, 6, 8). Распределите данные функции по трем типам
Ответы заносятся в рабочие листы.
Проверка осуществляется фронтально, с пояснениями выступающих от групп (Слайды 5, 7, 9).
Оценивание ответов по группам осуществляется в баллах за каждый вид задания. (Приложение 2).
3. Итог – постановка проблемы: Сравнение коэффициентов пропорциональности (Слайд 10).
3.1.Физическая часть: представление
закона в графическом виде (Слайд 10).
Какой физический закон представлен на графике?
3.2. Устный ответ от группы по плану: название закона, его формулировка, связь с элементарными математическими функциями.
3.3. Практическая часть: (Слайд 11).
3.4. Сравните сопротивления проводников. Решите задачу разными способами.
Учащиеся по группам выбирают способ решения задачи: теоретический или практический (Слайды 12, 13)
«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший способ к изысканию правды»
М.В.Ломоносов
Решение записывают в рабочий лист группы. Представляют способ решения и результат выступающие от групп. Учащиеся получают задание решить задачу вторым способом и сравнить результаты (Слайд 14), заполнить таблицу, начертить график, рассчитать сопротивление проводников. Итог-проблема: (Слайды 10,11).
При кажущейся аналогии результаты не совпадают.
Почему k1 > k2, а R1 < R2?
Ваши предположения?
3.5. Решение проблемы. Работа с формулами: закон Ома и элементарными математическими функцией. Сделать вывод: что является коэффициентом пропорциональности в законе Ома.
3.6. Закрепление. Решение задачи (Слайд 15). Сравните напряжения на концах проводников.
4. Подведение итогов урока
Учащиеся сдают рабочие листы, учителя
подсчитывают общую сумму баллов и выставляют
отметки группам. Награждают призеров.
Рефлексия. Учащиеся строят Диаграмму самооценки
умений по теме «Функции». (Приложение
3)
На каком предмете эти знания и умения
используются?
- Распознавать линейную функцию и функцию обратной пропорциональности по формулам и графикам
- Строить графики функций по точкам
- Схематически изображать графики функций
- Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональности
- Формулировать и аргументировать свое мнение
- Выражать свои мысли с грамотным употреблением терминов
- Уметь анализировать графики
- Знать физические законы
Учащиеся анализируют полученные диаграммы, делают вывод о взаимосвязи физики и математики, производят рефлексию собственных знаний.