Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа «Город наш – Санкт-Петербург» возникла в результате длительного творческого поиска по воспитанию петербуржца на основе лучших традиций петербуржской культуры, по сути, является самостоятельной авторской разработкой педагога дополнительного образования Сидневой М.В.
В программе нашел отражение большой практический опыт работы автора с детьми в дошкольном образовательном учреждении № 74 Василеостровского района Санкт Петербурга.
Программа направлена на формирование наиболее полных представлений детей дошкольного возраста о городе, его истории.
Она может быть использована в практике воспитателей детских садов в качестве методической разработки по воспитанию и развитию дошкольников при ознакомлении с городом.
Эстетическое состояние наших городов, улиц,
парадных вызывает тревогу и огорчение у
неравнодушных людей, и в то же время остро ставит
перед обществом, перед сферой образования вопрос
о важности
формирования у молодого поколения любви и
уважения к родному городу. А эти чувства у
ребенка не могут рождаться сами по себе, вне
ознакомления с городом. Причем, чем раньше
ребенок начинает знакомиться с окружающим миром,
тем больший воспитательный эффект достигается в
формировании у него представлений о городе, в
воспитании чувства любви и уважения к нему,
бережного отношения к его историческому
прошлому.
В связи с вышесказанным, в дополнительном образовании дошкольников рекомендуется реализовывать программу «Город наш – Санкт Петербург». К сожалению, эпизодическая работа по ознакомлению с городом не позволяет достигать высокой результативности. Практика показала необходимость системной работы с детьми по данному направлению. А это становится возможным, когда педагог, дающий детям знания о городе на дополнительной основе, еще и работает с ними ежедневно, закрепляя эти знания. В этом случае представления детей становятся полными и дают высокий воспитательный эффект, объединяя взрослого и ребенка общими интересами и любовью к своему родному городу.
Программа дополнительного образования «Город наш – Санкт-Петербург» строится в едином русле развития, воспитания, образования и предполагает не только разнообразие форм и видов организации деятельности участников, но и возникновение, а также поддержание культурных традиций в учреждении.
Программа отличается новизной. Прежде всего, это локализация курса. Он разработан для воспитанников ГБДОУ № 74, живущих на Васильевском острове. Представляется целесообразным знакомить детей с городом, используя локализованный материал, т.е. привлекать внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но что порой не замечают, и на что не обращают внимания.
Сравнивая ближайшее окружение с другими пластами жизни (город и село, парк и лес и т.д.), дети смогут выявить особенности Петербурга как города вообще. А затем подойдут к пониманию индивидуальности, неповторимости родного города. Основная установка – больше реальных впечатлений, поэтому значительное место в программе занимают пешеходные и автобусные прогулки, экскурсии.
Ведущим методом знакомства детей с объектами является метод сквозного, проникающего подхода, неоднократное возвращение к объекту в различных формах. Например: во время автобусной экскурсии был показан и назван ансамбль Стрелки, во время пешеходной прогулки дети проходят Путь купца – от бывшей пристани по лестнице к Бирже и пакгаузам. Во время экскурсии в Летний сад дети снова проезжают по Стрелке, видят и называют Биржу, Ростральные колонны, мосты, набережные и т.д.
Подобный подход позволяет не только повысить эффективность ознакомления с архитектурными достопримечательностями, но и подключить вновь поступающих или длительно отсутствующих детей на любой стадии обучения, сохранив и поддержав у них при этом познавательный интерес, так как по причине неоднократных возвращений к объектам дети не ощущают пробела в знаниях.
Изучение данного курса способствует решению задач всестороннего развития детей. Знакомство с городом активизирует познавательные процессы, способствует развитию зрительной памяти, внимания; развивает речь, способствуя формированию понятий, обогащению словаря и обучению рассказыванию.
Богатую почву дает данный курс для развития элементарных математических представлений и сенсорной культуры ребенка, т.к., описывая, к примеру, облик здания, или играя с архитектурной мозаикой, не обойтись без различения и называния геометрических форм, цвета, величины, без использования порядкового и количественного счета, уточнения соотношения частей и ориентировки в пространстве.
Осваивая программу, дети знакомятся со специально подобранными литературными произведениями (с использованием эйдо- и мнемотехники), видеофильмами по темам курса.
И, наконец, едва ли не самой важной частью курса является формирование нравственных понятий и этики поведения петербуржца.
Особенность данной программы состоит в попытке автора связать в единую логическую цепь – доступную пониманию дошкольников – знания и представления, основанные на чувствах, и созидательные действия. К примеру, сохранность архитектурных памятников нашего города напрямую зависит от наших представлений и знаний о нем, наших действий. Мы заботимся о городе, бережем. От нашей активной социальной позиции, наших действий в городе, зависит его красота и сохранность на долгие годы. Важно подвести детей к самостоятельным выводам о требованиях личной и общественной гигиены, о необходимости познания и бережного отношения к своему родному городу. Плавный переход к воспитанию интеллектуального, нравственного петербуржца осуществляется через эмоциональное восприятие ребенком города.
Основной целью данной программы является воспитание петербуржца на основе лучших традиций петербуржской культуры. Санкт-Петербург – уникальный город мира со своей неповторимой архитектурой и культурой. И для того, чтобы он стал объектом пристальной заботы и внимания, прежде всего, горожан, настоящим другом детей и взрослых, его надо с детства познавать и научиться любить.
Задачи программы:
- Образовательные:
- расширять представления детей о ближайшим окружении, микрорайоне (улица, проспект, переулок, площадь, дом, некоторые учреждения, красивые здания, памятники);
- познакомить с некоторыми достопримечательностями Петербурга;
- дать представления о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе. Познакомить с творчеством отдельных архитекторов, поэтов, художников, композиторов;
- приобщить дошкольников к современной жизни города: вызвать интерес к посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, к участию в петербургских праздниках.
- Воспитательные:
- способствовать осознанию детьми последствий и значимости своих активных действий в городе;
- способствовать формированию этики поведения петербуржца.
- Развивающие:
- развивать познавательные способности – основу для успешного обучения в школе;
- развивать позитивный эмоциональный настрой на восприятие города;
- расширять словарный запас детей.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей: 6-7лет
Численность детей в группе: 10- 15 человек.
Режим и продолжительность занятий: 1 час (для дошкольников учебный час соответствует 25 минутам) 3 раза в месяц. Программа включает 28 занятий.
Ожидаемые результаты:
- полученные знания позволят детям понять, для чего им нужно изучать свой город, соблюдать правила поведения в городе, оказывать свою посильную практическую помощь в поддержании в нем чистоты и порядка.
- воспитанники смогут оценивать свои поступки, с точки зрения их соответствия этике поведения петербуржца.
- дети научатся занимать свой досуг наиболее значимыми мероприятиями, научатся способствовать формированию общих семейных интересов.
- воспитанники приобретут навыки общения друг с другом и со взрослыми в поездках по городу.
- дошкольники получат представления краеведческого, исторического, эстетического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению города.
- дети научатся воспринимать город эмоционально, испытывать радость от созерцания, испытывать гордость за свой город.
Способы контроля усвоения знаний и представлений.
Усвоение знаний и представлений выявляется различными способами:
Внешнюю диагностику можно проводить с помощью экспертной оценки (отзывы родителей, воспитателей, совета педагогов, заведующего). О компетентности детей можно судить по результатам их участия в итоговых мероприятиях (Дни открытых дверей, праздник « Мы – василеостровцы)
Внутреннюю диагностику можно проводить в форме анализа творческих работ, рабочих листов, в процессе деятельности (знание детьми стихов о городе, узнавание и называние объекта в изображении и натуре, назывании его, узнавании по описанию, отгадывании загадок о городе, КВН между детьми и родителями, семейная викторина с родителями и др.).
Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных во время блиц – игры вопросов. Кроме того, о компетентности дошкольника в плане освоения данной программы, можно судить по наличию у него познавательного интереса и желания изучать данный курс.
Методы подачи материала:
Основная установка – больше реальных впечатлений. Поэтому в курсе преобладают прогулки, экскурсии. Целевые прогулки, экскурсии, направленные на развитие органов чувств, памяти, эмоций. Прогулки проводятся со всей группой детей, по желанию – с присутствием родителей.
Занятия в помещении также проводятся со всей группой детей. Каждое занятие структурировано и включает в себя нескольких частей. С детьми проводятся различные дидактические игры, просмотр презентаций, видеофильмов; беседы, викторины, игры-соревнования, путешествия по картам; подвижные и сюжетно-ролевые игры, а также авторские игры, направленные на получение более полных представлений об объекте. Кроме того, применяются актерский тренинг, мнемотехнические приемы и, конечно, чтение стихов, что вызывает у детей яркую эмоциональную реакцию. Комплексные занятия с детьми включают изобразительную деятельность и музыку (гимны, музыкальные паузы) и др.