Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Для проверки знаний учащихся были использованы задания в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Часть А предполагает использование тестов с одним правильным ответом. Часть В – задания повышенного уровня сложности: вставить пропущенный термин, вписать дату или имя, задания на соответствие и т.п. Часть С – работа с первоисточниками и ответы на вопросы по предложенным текстам. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме.

ЧАСТЬ А

№ п/п Вопросы Варианты ответов
1 В какой форме передавались из поколения в поколение мифы русского народа в древности: а) в устной форме
б) через летописи
в) с помощью миниатюр
2 Что является главным отличием славянского язычества от античного или скандинавского: а) жертвоприношения
б) жрецы – посредники между богом и человеком
в) отсутствие главного бога среди других
3 Как славяне называли бога Солнца: а) Велес
б) Стрибог
в) Перун
4 Что послужило предпосылкой принятия христианства на Руси: а) стремление европейских государств расширить своё влияние на русских землях
б) волхвы объявили волю богов
в) стремление русского князя объединить славянские племена
5 Какое событие произошло в 980 г.: а) отменено полюдье
б) объявление Перуна главным богом всех славян
в) принятие христианства на Руси
6 Принятию христианства Русью предшествовал поход князя Владимира: а) в Хазарию
б) в Волжскую Булгарию
в) в Херсон (Херсонес)
7 Принятие христианства киевским князем Владимиром как государственной религии произошло: а) в 980 г.
б) в 988 г.
в) в 996 г.
8 Согласно русским летописям, причина выбора Владимиром христианства по византийскому образцу была связана: а) с влиянием Византии на русских князей
б) с крещением княгини Ольги
в) с красотой богослужения
9 Русь приняла православие из: а) Польши
б) Византии
в) Болгарии
10 К направлениям деятельности князя Владимира не относятся: а) принятие христианства
б) строительство оборонительной линии для защиты от набегов кочевников
в) уравнение в правах язычников и христиан
11 Прозвище Красное Солнышко носил киевский князь: а) Владимир Всеволодович Мономах
б)Ярослав Владимирович Мудрый
в) Владимир Святославич
12 Князь Владимир и его дружина приняли обряд крещения в городе: а) Константинополе
б) Новгороде
в) Херсоне (Корсуни)
13 Первым каменным храмом Руси после принятия христианства стал: а) Софийский собор
б) церковь Успения Богородицы
в) Успенский собор
14 Последствием принятия христианства на Руси НЕ БЫЛО: а) укрепление государства и власти князя
б) приобщение Руси к византийской культуре
в) изоляция Византии от европейского сообщества
15 Принятие Русью христианства по византийскому образцу способствовало: а) сближение с Западной Европой
б) развитие связей с арабским миром
в) прекращению связей с Европой
16 Церковь Успения Богородицы называли Десятинной церковью потому, что: а) князь Владимир дал на её содержание десятую часть своих доходов – десятину
б) церковь имела 10 куполов
в) для церкви выделили 10 гектар земли

ЧАСТЬ В

1. Укажите предпосылки принятия Русью христианства: а) многобожие препятствовало объединению племён
б) соседние европейские страны были христианскими
в) формировался путь «из варяг в греки»
г) усиливающееся неравенство в Древней Руси требовало освящения и укрепления существующего порядка
д) Русь соперничала с Византией за Дунайские княжества
2. Верны ли следующие утверждения:

а) Складывание единого государства требовало отказа от многобожия.
б) Сохранение языческих культов не объясняло причины неравенства людей.

1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны
3. Прочитайте отрывок из летописи:

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди…И, притащив, кинули его в Днепр». Автор описывает:

а) принятие христианств княгиней Ольгой
б) крещение киевлян князем Владимиром
в) поход князя Владимира на Херсон (Корсунь)
г) поездка княгини Ольги в Константинополь
4. Верны ли следующие утверждения:

а) Церковь содействовала распространению византийской культуры и образованности среди славян.
б) Церковь способствовала усилению разобщённости между племенами.

1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны
5. Верны ли следующие утверждения:

а) Христианство обещало вечное спасение и блаженство в загробной жизни
б) Христианство допускало отпущение грехов.

1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба утверждения
4. Оба утверждения не верны

6. Найдите соответствие:

Изречение: Событие:
а) «Когда повадится волк к овцам, то всё стадо перетаскает». 1) Принятие христианства.
б) «Крестил Путята мечом, а Добрыня – огнём». 2) Попытка Святослава перенести столицу Древней Руси.
в) «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володети нами». 3) Восстание древлян.
г) «Откуда есть пошла Русская земля». 4) Призвание варягов на Русь.
д) «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага…». 5) Создание «Повести временных лет».

7. Заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках:

Князь_________________, внук ______________, сын_______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________. Тогда же им была пожалована церкви ___________своих доходов на постройку первого ____________ храма на Руси – церкви _____________, названной_______________. Народные____________называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «_____________________» – линию оборонительных пунктов против __________________________________.

Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 986, княгиня Ольга.

8.Напишите правильно исторические термины:

1) Р…лигия – вера в сверхъестественные существа, обожествление сил природы и поклонение им.
2) Хр…ст…анство – мировая религия, ставшая государственной на Руси.
3) Св…ще…..ики – служители церкви.
4) Кр…щ…ние – обряд принятия христианства.
5) М…н…теи…м – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге.

9. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало:

Божество Занятия, которым это божество покровительствовало
1. Перун а) Бог ветра и повелитель вихрей.
2. Хорс б) Божество, связанное с персидским Симургом – вещей птицей
3. Даждьбог в) Бог грозы, бог – воин,, отражающий злые силы, перед ним клялись на оружии
4. Стрибог г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачество
5. Симаргл д) Бог солнца
6. Мокошь е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу

10. Выпишите причины и последствия принятия христианства:

Причины Последствия
   
  1. Расширение и укрепление международных связей и повышение международного авторитета Древнерусского государства.
  2. В обществе утверждалось неравенство, которое требовало объяснения.
  3. Строительство церквей, появление монастырей.
  4. Европейский мир принял христианство, а Древнерусское государство оставалось языческой окраиной.
  5. Борьба с язычеством.
  6. Приобщение к христианству означало приобщение к развитой культуре.
  7. Христианская религия развивала и укрепляла нравственные устои общества.
  8. Процесс развития государственности, укрепления единства государства.
  9. Сохранение двоеверия на длительное время.
  10. Отрицательное отношение к созданию скульптурных изображений.
  11. Появление церковной иерархии.

11. Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»):

а) Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в Константинополе (да – нет)
б) Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии (да – нет)
в) Первую религиозную реформу князь Владимир пытался провести в 896 году, включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав главным бога Перуна (да – нет)
г) Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения христианства (да – нет)
д) В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное Солнышко (да – нет)

12. Разгадайте путаницу (переставьте буквы, и у вас получится слово):

а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой» и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)
б) Мировая религия, ставшая государственной на Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –
в) Языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –
г) Христианское вероучение оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –
д) Ныне не существующая река, правый приток Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») –
е) Название древнегреческого города на юго-западном побережье Крыма, где был крещён Владимир Святой («СЕХРОСЕН») –
ж) Славянский бог грома и молний, покровитель княжеской дружины («НЕРУП») –
з) Имя полученное князем Владимир при крещении («ЛАЙВИИС»)–
и) Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) –

13. Выберите из словосочетаний те, которые отмечают значение принятия Русью христианства:

А) расцвет материальной культуры
Б) развитие международной торговли
В) рост имущественного неравенства
Г) изменение нравов и морали
Д) укрепление княжеской власти
Е) развитие производительных сил
Ж) распространение грамотности
З) появление славянской письменности
И) сплочение восточнославянских племён в единую древнерусскую народность
К) укрепление международного положения Руси
Л) образование государства Древняя Русь

4. Лингвистический конструктор. Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды.

1) _________________________ – это ________________________________________
(основанная, о едином, религиозных, боге, верований, на представлении, система).
2) _________________________ – это ________________________________________
(вероучение, на востоке, империи, первого, тысячелетия н.э., в течение, оформившееся, христианское, Римской).
3) _________________________ – это ________________________________________
(за власть, правителями, борьба, родами, между).
4) _________________________ – это ________________________________________
(где, богам, культовое, приносились, языческое, жертвы, сооружение).
5) _________________________ – это ________________________________________
(вождь, титул, государственного, правитель, позднее, или, племени, дворянский, образования, государства).

15. Составить чайнворд «Язычество древних славян». Последняя буква слова является первой буквой следующего слова:

  1. Древние верования славян (Язычество).
  2. Славянский бог веселья, блаженства и пиров, спутник богини Лады (Ослад)
  3. Об этом боге напоминают слова «диво», «удивление» (Див).
  4. Чародей, колдун, знахарь у славян (Волхв).
  5. Покровитель домашних животных и бог богатства (Велес).
  6. Верховный владыка вселенной (Сварог).
  7. Дух, живший в овине или на гумне, наблюдал за порядком, оберегал от пожара (Гуменник).
  8. Недобрый дух, сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, туловище не толще соломинки (Кикимора).
  9. Чудесная птица, жительница славянского рая (Алконост).
  10. Языческий обряд жертвоприношения (Треба).
  11. Предмет с магическим действием, охраняет от бедствий (Амулет).
  12. Один из главных богов балтийских славян (Триглав).
  13. Человек-оборотень, способен превращаться в волка, при затмении съедает луну или солнце, после смерти становится упырём (Волколак).
  14. Богиня весны и плодородия (Кострома).
  15. Крылатая змея, которую нельзя поразить стрелой, а можно только сжечь (Аспид).
  16. Бесплотное, сверхъестественное существо (Дух).
  17. Солнечное божество славян, идол которого был поставлен князем Владимиром на холме среди главных идолов, память о котором сохранилась в слове «хороший» (Хорс).
  18. Божество – воплощение огня, зажигающего сердца воинов храбростью (Симаргл).
  19. Бог дружбы, согласия, искренности, имя которого созвучно слову «ладонь» (Лад).
  20. Богиня, покровительствующая рождению ребёнка и воспитанию младенцев (Дидилия).

16. Даны 5 подсказок. Угадайте, о ком идёт речь:

– Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородой;
– По свидетельству летописца, его деревянное изображение имело на серебряной голове золотые усы;
– Его жена покровительствовала браку и семейному счастью, хотя её имя дословно переводится как «мать наполненных корзин»;
– По преданию, его стрелы возвращались на поверхность земли лишь через три или семь лет;
– В отличие от своих близнецов в других странах его никогда не назначали самым старшим.

17. Выполнить задание:

После крещения Руси языческие верования частично слились с христианством. Сам древнерусский человек и не подозревал, что в его вере есть что-то языческое. Он считал себя настоящим православным. Зато византийские послы сразу же замечали языческие вкрапления и говорили о двоеверии славян. Даже в «Слове о полку Игореве» – памятнике литературы XII века – очень много языческого. Из него мы узнаём, что ветры – внуки Стрибога; движущееся по небу солнце – это Хорс; певец Боян назван внуком Велеса; Дажьбог – защитником Руси. Не только в литературе, но и в быту языческие боги были живы.
Определите, каких языческих богов и божеств могли изображать на следующих памятниках материальной культуры: кровля избы; диадема княгини; резьба на лавке; височные кольца; навершие жезла; резьба фасада избы; полотенца; колты (подвески).

ЧАСТЬ С

1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы:

«И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых».

Вопросы:

  1. Сформулируйте основную идею прочитанного.
  2. Как вы оцениваете отношение Владимира к языческим богам?
  3. Каково отношение к языческим богам у людей?
  4. Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии людей и древнерусского общества?
  5. Почему храмы стали ставить на месте кумиров?

Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси?

2. Прочитайте отрывок из «Ипатьевской летописи» и ответьте на вопросы:

«996 год. После освящения церкви святой Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: «даю церкви сей от имени моего и от городов моих десятую часть», и написал клятву, положил ее в церкви со словами: «Если кто нарушит, да будет проклят».
А в церковном Уставе князь Владимир написал: «И с княжения в соборную церковь от всякого княжа суда десятую векшу, а от торгу десятую неделю, а из домов на всякое лето десятое от всякого стада и от всякого жита».

Вопросы:

  1. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам?
  2. Какую обязанность населения по отношению к церкви ввёл князь?
  3. Как могло повлиять такое нововведение на положение различных слоёв общества Древней Руси?
  4. Как введённые обязанности могли сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

Список использованной литературы:

1. Данилов А. История России с древнейших времён до конца XVI века: 6 кл.: Поурочные разработки: Пособие для учителя. М., 2007.
2. Дмитриева Е. Россия: рабочая тетрадь. СПБ, 2002.
3. Драхлер А. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М.,2001. Игры и занимательные задания по истории. Авторы-сост. М.Субботина и др. М., 2003.
4. Кишенкова О., Иоффе А. Тестовые задания по истории России: Часть 1. 10. кл. М., 2009.
5. Коваль Т. История России с древнейших времён до конца XVI века: Задания, задачи. М., 2004.
6. Набатова О. Конспекты уроков для учителя истории: История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 – 7 классы.: Методическое пособие. М., 2003.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справочные материалы: под ред. В.Тишкова, Т.Шапошниковой. М., 2012.
8. Пазин Р. История. 10-11 кл. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4 – С5): Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. 2013.
9. Румянцев В. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
10. Саплина Е., Саплин А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. Рабочая тетрадь. М., 2013.
11. Симонова Е. История России. 6 кл. 36 диагностических вариантов. М., 2012.