1. Аналитический отчет за межаттестационный период с 2008 по 2013 год (Полный текст отчёта см. в Приложении 1)
2. Объектом моей работы в межаттестационный период стал процесс обучения географии и технологии «Твоя профессиональная карьера».
Предмет: применение конспект-схем в обучении.
3. Цель: создание проекта методического пособия, содержащего набор конспект-схем для использования их на уроках природоведения и географии с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- Изучить теоретическую основу технологии конспект-схем.
- Разработать примерные конспект-схемы содержащие проблемные задания.
- Интегрировать в материал урока разработанные конспект-схемы и в ходе педагогического наблюдения определить результативность их использования
При изучении теоретической основы применения технологии конспект-схем я основывалась на работах
- Джоржа Дьюи – технология проблемного обучения в которой учебный план был заменен игрой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностью – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физического созревания. Дьюи выделил 4 инстинкта: социальный, конструирование, художественное выражение, исследование. Все они хорошо формируются в построении конспект-схем. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставляется в качестве источника познания: слово, произведение искусства, техническое устройство, дети вовлекаются в игру и практическую деятельность – труд.
- Используется классификация Лернер И. Я. и Скотинина М. Н. по характеру познавательной деятельности. Эта классификация имеет ступенчатую структуру. Каждая ступень выводит учащихся на более высокий познавательный уровень. Всего таких ступеней пять. Каждый метод имеет пять приемов, у каждого приема свои средства обучения. (Графическая схема приложение 4). Первая ступень объяснительно-илюстративный метод, вторая – репродуктивный, третья – проблемное изложение материала (именно здесь используется самостоятельное составление учащимися конспект-схем и схем с опорными сигналами), четвертая – частично-поисковый, пятая – самая высшая – исследовательские методы. В процессе школьного обучения ребенок при помощи учителя может пройти все ступени и выйти на исследовательский (творческий) уровень.
- Гальперин А. П. Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
4. Цель данной аналитической работы: презентация результатов педагогической деятельности в межаттестационный период.
Задачи:
- Обобщить и представить имеющийся опыт по повышению качества образованности на уроках географии и технологии;
- привести примеры самореализации и самоопределения школьников средствами урока.
- Проектирование системы проектной деятельности в процессе обучения географии и технологии.
5. Результатом своей деятельности автор считает:
Успеваемость 100%
Качество образования
Предмет |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Природоведение |
80% |
92% |
|
|
География |
60% |
56% |
78% |
74% |
технология |
97% |
91% |
96% |
94% |
Так за межаттестационный период качество образования по природоведению повысилось с 80% до 92%, а по географии от 60% до 74%, по технологии качество образование остается стабильным на уровне 90% при стопроцентной успеваемости.
6. Исследовательская деятельность – реализовать рекомендацию экспертов на предыдущей аттестации о внедрении ИКТ в учебный процесс и включение проектировочной деятельности создания конспект-схем в компьютерном варианте.
Задачи: формирование у обучающихся целеполагания (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно), планирования, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка результатов действия.
Результатом решения данной задачи являются проектные работы учащихся, которые принимают участие в школьных научно практических конференциях:
- Коллективный научно-исследовательский проект «Аркаим» 2011 г. (Приложение 2) Группа учащихся 8 «А» класса разрабатывала туристический маршрут Екатеринбург – Аркаим, рассказывала о природных и исторических особенностях данного места. Учащиеся выступали на школьной научно-практической конференции и перед учащимися параллельных классов. Результатом деятельности является опыт написания научной работы, представление своего опыта на выступлении.
- Проект моя будушая профессия «Журналист» Скулыбердин Юрий 2010 г. Учащийся 7 «А» класса являлся журналистом школьной газеты. Данная деятельность настолько захватила Юрия, что он решил стать журналистом. Изучая возможности и особенности этой профессии он обратился ко мне как к классному руководителю в итоге появился этот проект. Результатом стало выступление Юрия в МЦ «Диалог» в рамках проекта «Моя будущая профессия». На момент выступления Юра учился только в 7 классе его работа была заслушана вне конкурса.
- Проект Моя будущая профессия «Дизайнер» Иванова Анна 2010 год. В ходе преподавания курса технология учащиеся рассказывают о своей профессии. Анна обучаясь в студии «Дизайн» решила выбрать для себя профессию дизайнера одежды и стала изучать особенности этой профессии. Данную работу мы представили в МЦ «Диалог» работа была заявлена вне конкурса. По итогам работы Анна не утвердилась в своем выборе и в 2012-2013 году пересмотрев свои взгляды определилась с выбором профессии «Семейный психолог». Попробовав свои силы, проведя психологические пробы Анна начала работать в детском центре «Бибигон» и окончательно утвердилась в своем выборе. Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции, на научно-практической конференции Верпх-Исетского района в рамках фестиваля «Моя будущая профессия». Аня посещала Уральский государственный педагогический университет, знакомилась с факультетом психологии; принимала участие в конкурсе школьников «Коммуникация в современном мире – 2013» (Гуманитарный университет).
- Проект Моя будущая профессия «Психолог» Шахалевич Оля 2012 – 2013 год). Имея сложную жизненную ситуацию, часто встречаясь с медиками и находясь на лечении в больнице Оля заинтересовалась работой клинического психолога. После того как здоровье поправилось ученица 10 класса помогала в работе психолога. Этот опыт позволил Оле выбрать для себя профессию «Клинического психолога». В течении учебного года ученица проводила профессиональные пробы исследовала тему «Адаптация учащихся 1 и 10 классов». Данная работа представлена на школьной научно-практической конференции, в городском конкурсе школьников «Коммуникации в современном мире – 2013» (Гуманитарный университет), в конкурсе профориентационных проектов «Моя будущая профессия» (МЦ Диалог).
- В конференции школьников «Знай свой край» Уральского Международного института Туризма – принимали участие учащиеся 6 «А» класса в 2010 году,
- Научно-исследовательская работа с использованием ИКТ-технологий в международном образовательном проекте Глобальная Школьная Лаборатория (команда 6 «А» класса с исследовательскими работами 2010 г.)
Профориентационное направление – разработать цикл уроков по технологии профессионального выбора с использованием мультимедийных учебных материалов.
Задача:обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развитие представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитывать уважение к рабочему человеку, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Профориентационным направлением деятельности охвачены все учащиеся 9 – 11 классов. В работе широко используется мультимедийное сопровождение уроком. Активное участие в проекте «Профи – масштаб – дебют – город». Посещение НПО СПО – 4 экскурсии, посещение ВУЗов – 8 экскурсий, посещение предприятий города – 5 экскурсий, показ фильмов и презентаций о различных профессиях востребованных на рынке труда и образовательных учреждениях.
Результатом решения данной задачи является построение индивидуальных жизненных планов, участие в профориентационных конкурсах центра «Диалог» (проектные работы учащихся «Моя будущая профессия» – 4 работы выставлены на район).
Краеведческое направление – реализация рекомендаций по созданию конспект-схемы в мультимедийных технологиях для сопровождения уроков географии в 6-х классах.
Задача: создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.
Результатом решения данной задачи считаю результаты освоения курса «Краеведения», участием в конференциях «Знай свой край» (Уральский Международный институт Туризма – принимали участие учащиеся 6 «А» класса в 2010 году) и научно практических конференциях с темами «Аркаим», «парк Оленьи ручьи», участие в международном образовательном проекте Глобальная Школьная Лаборатория с использованием ИКТ-технологий в (команда 6 «А» класса с исследовательскими работами 2010 г.), участие в фотовыстовке «Чистая вода России» (2008, 2011 год – 6 работ), конкурсе сочинений «Течет, течет водичка» (2011 год – 3 работы), участие в международмом фотоконкурсе «Панорамио» (2010 г.), участие в международном фотоконкурсе «Мир в объективе» (Фото-центр «Светопись 2010 г. – 3 участника).
Классное руководство. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
- Экскурсии в пожарную часть и в ГИБДД города, музей МЧС, участие в Агитбригаде «Пожарная безопасность» (Глушков Сергей 2 место, грамота), игра «Боулинг», военно-спортивная игра «Пейнтболл», классные часы по профилактике наркомании, табакокуркения, пьянства, туберкулеза, ВИЧ-инфекции - с целью сохранения здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- Участие в городском экологическом конкурсе «Чистая вода России» с целью воспитания бережного и чуткого отношения к природе, заботе о родном крае, воспитание ценностного отношения к родной природе.
- Посещение библиотек, проведение открытых уроков чтения с целью воспитания нравственно-патриотических чувств.
- Проведение совместно с родителями классных часов на тему «Взаимоотношение полов», «Стратегия совместного воспитания», «Авторитет родителей», «Неделя права», «Толерантность», «Блокада Ленинграда», «Компьютер в жизни школьника», «Комендантский час», урок посвященный столетию Н. Кузнецова, 1812 год – прошло 200 лет – с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе, воспитания уважительного отношения в системе «мальчик – девочка», «родитель – ребенок», «ребенок – право».
- Проведение экскурсий по городу Екатеринбургу, участие в конкурсе «Неизвестный Екатеринбург», открытый урок «Ориентирование», экскурсия в зоопарк, посещение дворца творчества учащихся с целью, проведение музейных уроков по истории Екатеринбурга, экскурсия на киностудию, посещение открытого урока географии в ККТ «Космос», посещение музея города Екатеринбурга с целью создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.
- Проведение походов на Уктусские горы, поселок Медный, парк Лесоводов России, каменные палатки, полуостров Гамаюн, озеро Шарташ участие в туристических соревнованиях с целью сплочения и развития классного коллектива.
- Проведение праздников «Дня отличника», «Дня сюрпризов и подарков», «Масленица», «8 Марта», «9 Мая», новый год на катке, «День весны», «День памятника», «День именинника», «День науки»
- Выпуск классных газет «К дню матери», «Хлеб всему голова»
- Участие в смотре строе военной песни.
- Выступление агитбригады Александр Невский.
- Профориентационная работа с учащимися: посещение техникумов и колледжей города, предприятий Верх-Исетского района.
Необходимым условием работы классного руководителя является работа с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций; привлечение родителей к проведению классных часов и участию в самоуправлении класса.
Повышая квалификацию, в межаттестационный период, работала в городской ассоциации учителей географии при МУ ИМЦ «Доме Учителя» посещала семинары:
- «Методика преподавания географии в условиях перехода к ФГОС ООО» (8 часов), «Изучение и обобщение инновационного опыта работы по профориентации» (4 часа),
- «ФГОС и психологические ресурсы образовательной практики начальной школы» (9 часов),
- «Школьные методические объединения как поддерживающая среда самоорганизации профессионального развития педагога»,
- «Программа формирования культуры здоровья, здорового образа жизни с использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2 часа),
- «Современный урок географии в свете ФГОС второго поколения», «Современный урок географии в свете требований ФГОС: составление рабочих программ по географии»,
- «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в условиях новых требований к качеству результата образования», «Основы цифровой фотографии»,
- «Технология использования государственной услуги «Электронный дневник» (16 часов),
- «Духовность образовательного пространства – задачи гуманной педагогики»,
- «Информационно-коммуникативные технологии в преподавании географии»,
- «Современные требования к качеству образования в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Новому веку – новое качество образования».
Являясь членом педагогического клуба «Первое сентября» (с 2008 года), постоянно участвую в работе общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Имею публикации в издательском доме «Первое сентября» родительское собрание «Повышение мотивации к обучению» (2013 г.), урок географии в 6 классе по теме «Гидросфера Земли» (2010 г.), интегрированный урок «Природоведение + физика» в 5-м классе (2012 г.), Урок географии «Что у Земли внутри?» для 5 – 6 классов (2011 г.), урок географии в 6 классе «Гидросфера Земли» (2010 г.) публикация в сборнике «Парад методических разработок» МОУ СОШ № 143 (2010 г.)
Являлась участником конференции «Проект «Профи-дебют: масштаб – город»: итоги, проблемы и перспективы» и школьным организатором участия школьников в этом проекте. Была организатором круглого стола с презентацией опыта по проекту «Профориентация» в МОУ ДОД ЦСШ в 2009 г., школьным организатором всероссийского конкурса «Человек и природа» (2009 – 2012 года), школьным организатором кругосветного проекта «Фотошкольники» (2010 год), школьным организатором конкурса «Чистая вода России» (2011 г.), школьным организатором международной игры-конкурса «Гелиантус – естествознание для старшеклассников» (2012 г.), с 2009 года являюсь руководителем школьного методического объединения педагогов естественно-научного цикла.
Провожу интегрированные уроки: природоведение и физика, природоведение и химия, география и математика, география и английский язык.
Есть
- благодарность от клуба «Эдельвейс» (2011 г.),
- благодарственное письмо Гуманитарного университета (2013 г.), благодарственное письмо отдела образования администрации Верх-Исетского района за участие в экспертной комиссии муниципального (районного) тура предметных олимпиад в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в 2011 – 2012 учебном году,
- грамоту за победу в номинации «Приз зрительских симпатий» районного фотоконкурса «Материнская любовь» (2011 г.),
- диплом участника областной выставки и конкурса «Чистая вода России» (2011 г.),
- благодарность от Уральского Международного Института Туризма за участие в Конференции «Знай свой край» (2011 г.),
- благодарность Уральского государственного педагогического университета за организацию и проведение педагогической практики (2010 г.),
- диплом участника конкурса «Презентация к уроку» в издательском доме «Первое сентября» (2011 г.),
- почетная грамота Международного образовательного проекта Глобальная Школьная Лаборатория (2010 г.),
Диплом 2 степени за победу в номинации «Методическая разработка» в рамках городского экологического конкурса «Чистая вода России – 2008 г.)
Сведения о повышении квалификации:
2013 год, Педагогический университет «1 сентября», Психологические особенности проблемных детей, в объеме 72 академических часа.
2012 год, ИМЦ «Развивающее образование», Реализация ФГОС начального общего образования», в объеме 120 часов.
2011 год, Педагогический университет «1 сентября», Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога», 72 часа.
2010 год, Педагогический университет «1 сентября», Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении», 72 часа.
2009 год, ГБОУ ДПО СО «ИРО», Развитие информационно-технологической компетентности специалистов системы оценки качества образования, 72 часа.
2008 год, Педагогический университет «1 сентября», Работа с родителями: концепция и технология», 72 часа.
2008 год, ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького», Мониторинг и качество образования в условиях перехода Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии в штатный режим в 2009 году, 72 часа.
2008 год, ГБОУ ДПО СО «ИРО», Информационные технологии в гуманитарно-художественном образовании, 72 часа.
Первая проблема— отсутствие единого государственного стандарта к учебно-методическим комплексам. В условиях рынка появилось огромное количество линий учебников, многие из которых написаны в старых образовательных парадигмах. Как следствие — отсутствие преемственности от класса к классу, от региона к региону. При переходе из одной школы в другую ученик и родители сталкиваются с проблемой перехода на новый УМК.
Вторая проблема — набивший оскомину ЕГЭ. Можно сколько угодно обсуждать соответствие вопросов программе и однозначность ответов. Главная проблема в том, что ЕГЭ «сушит» географию, заменяя ее гуманитарную основу на натаскивание при решении вопросов.
Третья проблема — потеря практической значимости географии - как для жизни, так и для будущей карьеры. В последнее время практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канули в лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. В большинстве вузов география исчезла из перечня вступительных экзаменов экономических факультетов, оставшись только в профильных географических факультетах — отсюда и падение интереса к ней у выпускников. Все эти проблемы за последние 5-15 лет, к сожалению, только обострились.
В последние два десятилетия возрастает число проектов неформального научного образования: обычных людей вовлекают в многогранный процесс научного исследования. Темы различны: от картирования кислотных дождей до учёта городских птиц. Результаты свидетельствуют, что подобные программы позволяют формировать у участников современную научную картину мира, повышают интерес к занятиям наукой, позволяют получить необходимые для таких занятий навыки. Программы, предполагающие участие общественности в научных исследованиях стали называть «гражданской наукой» (по-английски «citizen science»).
Исследовательские группы, изучавшие эти программы и их участников, пришли к выводу, что существует множество возможностей для расширения гражданской науки, для улучшения существующих программ. Элементы гражданской науки могут появиться и в других образовательных проектах, например, в выставках, веб-сайтах, общественных проектах.
В мире множество вопросов, которые могут быть решены с помощью гражданской науки.
Выделяют три типа проектов в области гражданской науки, основанием для разделения служит степень вовлечения общественности в научное исследование:
– проекты, разработанные учёными, в которых вклад общественности заключается в сборе образцов или данных;
– совместные (коллаборативные) проекты, общественность участвует в анализе данных, помогает улучшить план проекта, участвует в распространении результатов исследования;
– проекты, которые создаются совместными усилиями учёных и представителей общественности, причём последние участвуют во всех этапах научного исследования.
«Краудсорсинг и коллаборативное обучение – от нового интерфейса образовательной среды к новому в учебной работе педагога"
Этапы реализации проекта
1-й этап – Этап организационный 2014 г. – 2015 г.
- Разработка рабочих программ и тематического планирования курсов природоведения и географии с учетом групповых методов, приемов и форм систематизации, повторения и обобщения и др, а также внедрения проектных и сетевых методов исследования.
- Подготовка дидактического материала для использования учениками в их групповой учебной деятельности на уроках при организации процессов осознания, осмысления, текущего и тематического повторения, формирования и совершенствования умений, стандартного и творческого применения.
2-й этап – Исследовательский этап – 2015 г. – 2017 г.
- Формирование программы мониторинга достижений учащихся при работе по выбранным групповым технологиям. Проведение входных мониторинговых исследований. Разработка методических разработок уроков и занятий в данной технологии.
3-й этап – Аналитический этап – 2017 г. – 2018 г.
- Доработка, систематизация и комплектование пакета материалов, рабочих документов, доказывающих эффективность деятельности педагога и соответствие их планируемому результату.
4-й этап – корректирующий этап – 2018 г. – 2019 г.
- Коррекция выявленных в ходе реализации проекта проблем.