Цели :
- Познакомить с творчеством А.Л.Барто и её произведениями.
- Произведение “Помощница”: воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
- Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
- Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки, стремление помогать им во всём.
Оборудование: портреты писателей о поэтов; карточки с заданиями; мультимедийный проектор - презентация, таблицы для оформления доски.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность.
Все мы знаем- чтение лучшее учение.
На уроке почитаем, много нового узнаем.
2. Мотивация.
- Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.
С книгой жить - лучший друг. Хорошая книга - тот много знает. Кто много читает, век не тужить.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
3. Повторение пройденного материала.
Разгадывание кроссворда
- Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Класс делится на 5 групп, каждой даётся по 1 отрывку, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощников с других групп или им помогает оставшийся часть класса.)
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки “Первая охота”)
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
- Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак “Угомон”)
- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин “Глоток молока”.)
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой “Был у Пети и у Миши конь”.)
Замяукали котята:
“Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята.
Хрюкать!” (Корней Иванович Чуковский “Путаница”.)
На доске:
- Бианки
- Маршак
- Пришвин
- Толстой
- Чуковский
4. Постановка целей и определение темы урока.
Презентация “Игрушки”. (дети вместе с исполнителями со слайдов повторяют)
Учитель:
- Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.
Дети: “Барто”
Учитель: “Кто догадался, какая тема урока?”
Дети: “Стихи Агния Львовны Барто.”
Учитель:
- Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
5. Физминутка.
Вместе проговаривая стихи А.Л.Барто - делаем подходящие движения.
6. Работа по теме урока.
- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?
- Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”)
- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?
- Почему зайка остался на скамейке один?
- Как относится девочка к своей игрушке?
- Можно ли её назвать хозяйкой?
(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем- нибудь.)
Учитель вкратце рассказывает о поэтессе, вывешивая на доску дополнительные фотографии.
Работа на макбуках. (работа в парах)
А | Н | М | О | И | Ц | О | П | Щ |
9 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 | 4 | 1 | 5 |
- Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.
- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)
-Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).
- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.
Чтение стихотворения “Помощница” учителем.
Чтение стихотворения “Помощница” детьми.
Анализ стихотворения.
- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?
- Подумайте, что привлекло Таню : настоящие дела или лёгкие занятия?
- Чем вы это можете доказать? (выборочное чтение)
- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?
- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Почему?
- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?
- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём . Он называется ирония.
- Скажите, как автор относится к своей героине?
(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).
Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он не доволен её поведением, но он её любит.
- Каково ваше отношение к Тане?
(обобщение ответов детей)
- Что бы вы посоветовали Тане?
- Кто из вас заботится о своих родителях? Молодцы!
7. Рефлексия.
- Что узнали мы сегодня с вами нового?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какие выводы вы для себя сделали?....
- Урок был интересен?