Где живут птицы

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года)

Цель: Углубить знания детей о жилищах птиц через разнообразные виды образовательной деятельности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширять знания детей о птицах, их внешнем виде, способах их обитания и питания.
    • знакомить детей с жилищем птиц (скворечник, гнездо, дупло), их разновидностью.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к образу жизни птиц.
    • формировать умения запоминать названия птиц и их домиков, способность устанавливать связи между ними.
    • развивать диалогическую речь детей.
    • обогащать и активизировать словарь детей (гнездо, скворечник, дупло, жилище)
    • активизировать творчество и самостоятельность детей.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, сочувствие к ним.
    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы организации деятельности детей с учетом их темпа развития, интересов, способностей: фронтальная (утренний сбор, итоговый сбор), подгрупповая и индивидуальная (работа в центрах активности).

Содержание этапа

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 шаг «Групповой сбор. Вхождение в тему»
Приветствует детей.
Знакомится с детьми.
Садится с детьми на ковер, создаёт игровую, проблемную, мотивационную ситуацию: «Ребята! У меня есть красивые картинки, они все перепутались. Помогите мне из них выбрать картинки с изображением птиц (раздаёт картинки детям)».
Вопросы к детям, стимулирующие мышление и память (работа с моделью 3-х вопросов):
– Почему вы эти картинки не выбрали?
– Что вы знаете о птицах?
– Назовите птиц, которых вы выбрали
– Что нужно птицам, чтобы выжить?
– Что едят птицы?
– Вы хотите узнать, в каких домиках живут птицы?
– Что нам для этого необходимо?
Выявляет «знания-незнания» детей.
Поощряет детей к высказыванию.
Стимулирует общение, любознательность детей.
Здороваются.
Знакомятся с педагогом.
Слушают.
Выбирают из всех картинок изображения птиц.
Вступают в обсуждение, отвечают на вопросы, выражают собственные мысли.
Вступают в общение с взрослым.
С интересом воспринимают информацию.
Умеют включаться в обсуждение проблемы.
Выбирают нужный предмет из множества по определенным признакам.
Выделяют основные признаки птиц, определяют внешний вид, способы питания и обитания птиц
2 шаг «Планирование детской деятельности»
Планирует детскую деятельность с учётом решения образовательных задач.
Выслушивает предложения детей (по модели 3-х вопросов).
Учитывает предложения родителей в перспективном планировании по теме.
Предложения детей по модели 3-х вопросов;
предлагают решения проблемы.
Интересуются образом жизни птиц, местом их обитания.
Задают вопросы.
Предлагают решения проблемы.
3 шаг «Утренний сбор»
Выслушивает детей, обменивается с ними новостями, планами на день. Обмениваются новостями, принимают участие в обсуждении темы проекта. Планируют свой день.
4 шаг «Выбор ребенком деятельности по теме проекта»
Презентует центры, создаёт ситуацию выбора:
«Какие домики бывают у птиц, вы узнаете в наших центрах.
В центре «Знайка» вы можете рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, прослушать сказку и узнать где живут птицы.
В центре «Умелые ручки», вы можете проявить свое творчество и самостоятельно сделать домики для птиц.
В центре конструирования вы можете стать настоящими конструкторами и собрать птичий двор из кубиков с картинками.
Оказывает помощь в выборе центров.
Делают выбор деятельности по теме проекта. Делают выбор, договариваются, выражают собственные мысли.
5 шаг «Деятельность в «Центрах активности»
Педагог:
помощник,
партнёр,
наблюдатель.
Принимают самостоятельные решения. Активно участвуют в разных видах деятельности.

Центры

Содержание деятельности

Средства

Конечный результат
(продукт деятельности)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Центр познания Читает «Сказку о том, где живут птицы».
Стимулирует детей к познавательной деятельности.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.
Слушают «Сказку о том, где живут птицы».
Рассматривают иллюстрации в энциклопедии о птицах.
Задает вопросы сверстникам и взрослому.
Энциклопедия, наборы иллюстраций, книги по данной тематике. Обладает элементарными представлениями из области живой природы;
Проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности.
Центр искусства Предлагает детям проявить свое творчество и самостоятельность в создании домиков для птиц.

Вопросы:

В каких домиках живут птицы?
Из чего строят свои домики птицы?
Из чего люди мастерят домики для птиц?

Самостоятельно выбирают материал.
Работают с материалами, которые предусматривают многовариантное, незапрограммированное использование.
Восковые карандаши, цветные карандаши, краски, белая бумага, клей, цветная бумага. Выбирает материалы и способы решения поставленной задачи.
Воплощают свое видение и восприятие в изготовлении домиков для птиц разными способами.
Выражают заботу о птицах.
Центр конструирования Организует с детьми строительство птичьего двора.
Задаёт вопросы:
Назовите, каких домашних птиц вы знаете.
Поему они называются домашними?
Как люди заботятся о домашних птицах?
Какую пользу для человека приносят домашние птицы?
Собирают «Птичий двор» из кубиков с картинками. Конструируют забор из деталей деревянного конструктора.
Работают вместе и заботятся друг о друге.
Наборы кубиков «Сложи картинку», деревянный конструктор, игрушки: бабушка, кот. Проявляют доброжелательное отношение друг к другу.
Выражают заботу о птицах.
6 шаг «Взрослый – ассистент»
Наблюдает за детьми.
Выражает восхищение.
Одобряет и поощряет детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.
Оказывает помощь при необходимости.
Дети работают самостоятельно. Используют новые слова в своей речи (гнездо, дупло, скворечник).
Проявляют самостоятельность и активность в разных видах продуктивной деятельности.
7 шаг «Итоговый сбор»
Совместно с детьми оценивает процесс и результат деятельности:
Вспомните, чем вы занимались?
Зачем птицам домики?
Почему нужно охранять птиц?
Что у вас получилось? (Что не получилось?)
Вы довольны своей работой?
Как мы можем помочь птицам?
Предлагает продолжить работу в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми. За ваше старание, любознательность каждому из вас мы приготовили в подарок о нашей с вами встрече красивых птичек. Вы можете в группе с друзьями и воспитателем раскрасить их и составить книжку. Нам очень понравилось у вас.
Демонстрируют достижения.
Дают оценку своего вклада в проект, собственной деятельности (что хотел сделать – что получилось).
Демонстрируют свой продукт.
По наводящим вопросам педагога, дети способны проанализировать свою деятельность.
Высказывают доброжелательные отзывы друг о друге, работах.
Проявляют бережное отношение к птицам, сочувствует им;
Называют и различают птиц и их жилища.