Цели:
- повторить и обобщить пройденный материал по теме “Семья и я”;
- развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
- воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, соучастие, сопереживание.
Оборудование:
- карточки для работы в группах;
- презентация;
- кепки для инсценировки стихотворения;
- оценочные листы
План урока на доске:
- постановка цели урока;
- повторение и обобщение;
- итог урока;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
- Ребята, взгляните на слайд. (на слайде фотография газеты “Моя семья”)
- Что вы видите на слайде?
- Как вы думаете, почему я поместила эту фотографию на слайд?
- Мы закончили тему “Семья и я”
- Какую цель поставим на наш урок?
Цель: обобщить знания по теме “Семья и я”
- Проверим, как мы умеем составлять модели обложек книг.
- Продолжим различать жанры и определять авторов произведений.
2. Повторение и обобщение
- Что такое семья? Семья – это... (продолжите) (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и я)
Семья-это группа живущих вместе близких родственников (из словаря С.И.Ожегова)
- Я предлагаю вам, ребята, сегодня поработать в группах. (4 группы)
- Вспомните правила работы в группе и озвучьте.
План урока
1. Знатоки пословиц
2. Таблица произведений
3. “Книжкина мастерская”
4. Эрудиты. По страницам произведений
5. Классный театр
6. Подводим итог
7. Домашнее задание
1-е задание группам: Дополни пословицу. Дети получают карточку с началом пословицы.
- Нет дороже дружка, ...
- При солнышке тепло,...
- Не будет добра, ...
- Когда семья вместе, ...
- Семья сильна, ...
- Семья в куче-...
Слова для справок: а при матушке добро; чем родная матушка; то и душа на месте; когда над ней крыша одна; коли в семье вражда; не страшна и туча
Сверьте со слайдом и оцените свою работу. (Дети оценивают работу в листах самооценки:
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание№5 | |
ученики | |||||
учитель |
(+ )всё верно; ( -+)есть ошибки; (- )всё неверно
- Нет дороже дружка, чем родная матушка.
- При солнышке тепло, а при матушке добро.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Когда семья вместе, то и душа на месте.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Семья в куче - не страшна и туча.
- Каждая группа выбирает для объяснения любую из пословиц.
- Молодцы! Знаете смысл пословиц. Сейчас проверим, как вы знаете прочитанные произведения нашей рубрики.
Задание 2-е. Каждой группе нужно заполнить таблицу. “Проверь себя”
Название произведения | жанр | автор |
Отец и сыновья | Л.Толстой | |
Спи, младенец мой прекрасный | ||
С.Аксаков | ||
В.Осеева | ||
Дедушка | ||
А что у вас? | ||
сказка | народ |
(Если затрудняетесь, можно воспользоваться чем? –учебником и хрестоматией)
Проверьте по слайду. Оцените. (Если верно и сделали без учебника, то +; если верно, но с учебником, то - + -
Название произведения | жанр | автор |
Отец и сыновья | басня | Л.Толстой |
Спи, младенец мой прекрасный | колыбельная | М.Лермонтов |
Моя сестра | рассказ | С.Аксаков |
Сыновья | рассказ | В.Осеева |
Дедушка | стихотворение | А.Плещеев |
А что у вас? | стихотворение | С.Михалков |
Три сестры | сказка | народ |
Физкультурная минутка (Называю сказку -хлопки, рассказ - присядаем, стихотворение -прыжки)
3-е задание: Создаём обложку книжки
- 1 группа - Пословицы о маме
- 2 группа - Стихи о маме
- 3 группа - Рассказы о семье
- 4 группа - Колыбельные песни
Группы меняются обложками и оценивают друг друга.
4-е задание: Эрудиты. На слайде отрывки текста. Определить произведение и автора.
1) Мать посмотрела на бабушку, а бабушка на мать, обе улыбнулись и поцеловали Катю.
2) Игрушки у нас были самые простые: небольшие гладкие шарики или кусочки дерева.
3)
Ладно, ладно, детки,
Дайте только срок,
будет вам и белка,
будет и свисток.
4) - Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей.
5)
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит....
6). А у нас в квартире газ,
А у вас?
Проверка. Группа читает текст, называет произведение и автора, учитель утверждает верно, неверно.
- Оцените свою работу.
5-е задание. Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”
Подводим итог.
- Для чего мы выполняли сегодняшнюю работу на уроке?
- Чему нас учат произведения рубрики “Семья и я”?
- Прочитайте стихотворение на слайде.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
- Послушайте песню “Дом родной” в исполнении Алексея Гоман
- Кто поделится чувствами, которые вызвала песня?
Вернемся к нашим целям. Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?
Домашнее задание: Т.стр.52-53 для всех
По желанию:
- Презентация-исследование “Семейная фотография, где есть я” (Твой возраст, место нахождения, когда это было, отношение к тебе...)
- Какая моя мама? Написать на цветке.
Оцените свою работу в группе:
- Доволен работой, всё получилось - зелёный кружок
- Испытывал чувство неуверенности, сомневался - жёлтый кружок
- Не было желания работать, не интересно-синий кружок
Спасибо за урок.