Цель: учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну – в орфографическую).
Задачи: повышение успеваемости, определение индивидуально-пространственных траекторий, с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, с анализом их трудностей, с учетом методических причин, орфографических ошибок и определением эффективных приемов и методов в развитии орфографической зоркости, а также повышение мотивации учащихся и работоспособности в классе.
Проблема формирования орфографической грамотности учащихся по-прежнему является одной из самых актуальных в современной начальной школе. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты.
Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию учащихся, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства учеников становится любимым предметом.
Анализ административного тестирования по русскому языку учащихся 3 “А” класса проведенного 05.05.2014 года показал, что из 27 человека, выполнявших тестирование 17 человек выполнили работу на “4” и “5” - 67% качества.
Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм школьниками является раздаточный материал, используемый мною на уроках русского языка.
Раздаточный материал (карточки с тренировочно - творческими текстами, столбики слов, схемы слов, предложений). Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта (от 5 до 15 карточек). Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока. Характерно, что дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки с заданиями по содержанию разные.
1.
Примерное содержание карточек по теме “Предложение”.Карточка 1
1. Распространи предложение.
Девочка чистит.
________________________________
2. Допиши родственные слова.
Сад,_____________ ,______________ .
3. Разбери по составу.
Подкладка, домовой.
Карточка 2
1. Составь предложение по схеме
На, дует, тёплый, ветерок,улице
____________ ____________ ____________ ____________
2. Раздели слова на слоги
Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Карточка 3
1. Выпиши пары слов.
Голодные птицы кружили около кормушки.
Птицы кружили
птицы (какие?)_______________________________
кружили (где?)( у чего?)_______________________
2. Раздели слова для переноса.
Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, бельё
__________________________________________
Карточка 4
1. Выпиши пары слов.
Лесные жители укрываются на зиму в тёплые норки.
_____________________(какие?)_________________________
_____________________(когда?)_________________________
_____________________(куда?)___________________________
______________________(какие?)_________________________
2. Приведи примеры слов.
2.
Работа при помощи мнемосистемы “связей”, которая заключается в следующем:1) запоминание словарных слов происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группу предметы имеют свой сюжет, должны в “оживать”, “двигаться”;
3) для лучшего запоминания использую схематические рисунки.
Приведу страничку словарика, где представлены тексты и для запоминания сами слова.
однажды осина
орех
Однажды на осине вырос орех. (Буква о – широко раскрытые от удивления глаза.)
хорошо быстро
весело
скоро
Как кататься на велосипеде? Хорошо, быстро, весело, скоро. (Буква о – колеса велосипеда.)
Для проверки знания словарных слов использую карточки (около 20 слов). На выполнение задания отвожу 1 минуту.
3. Памятка “Работа над ошибками”.
Цель: научить учащихся узнавать орфограмму и правильно объяснять встретившееся слово, привить школьникам орфографическую зоркость на уроках русского языка.
Пользоваться этой памяткой следует таким образом. Если ученик допустил в слове ошибку, учитель подчеркивает ее и на полях пишет номер орфограммы. Например: орфограмма № 2 (пропуск букв).
Ученик находит указанную орфограмму и работает согласно памятке. Спустя месяц – полтора номер орфограммы уже не подсказывается, а лишь подчеркивается ошибка. Ученики справляются с такой работой сами.
Литература.
1. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1-4 класс. М., 2004 г.
2. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа в 3 классе. М., 2005 г.
3. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. М., 2004 г.
4. Ушакова О.Д. Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Издательство. “Литера”, 2010 г.
5. Ушакова О.Д. Словарные слова. Справочник школьника. Издательство. “Литера”, 2009 г.